You are currently viewing В восхождении к Солнцу – Иоган Максимов

В восхождении к Солнцу – Иоган Максимов

Народы Севера, живущие среди природы, особое значение придают окружающей среде, природе. Природа — Мать у северян – божественного происхождения, от состояния, сохранности которой зависит жизнь. В суровых северных условиях, где так долго длится зима, особо почитается и солнце, как источник жизни, света, тепла. Якуты — саха, по народным поверьям – из рода светлых божеств Айыы – творцов, созидателей считают себя детьми солнца, дарующего им свою энергию в виде света, лучей. Они так и говорят о себе: люди племени айыы аймага с солнечными поводьями со спиной. Солнце олицетворяет верховное божество, создатель всего сущего  Юрюнг Аар Тойон – Великий Белый (божественный) Господин.

Наряду с солнцем особо почитается земля – Аан Дойду иччитэ – Дух матери земли.

У якутов различные силы природы одухотворены, как и сами ее явления. Добро и зло, свет и тьму представляют божества – добрые айыы и злые – абаасы.

 Создания айыы видят свое назначение в том, чтобы сохранять и умножать жизнь, свой род, семью, заботиться о доме, жить согласно законам матери природы.

Северяне поколениями, веками, ценой нелегкого опыта, наблюдений над природой, ее созданиями выработали ряд правил, сберегающих ее, помогающие им не только выживать в суровых северных условиях, но и жить в благополучии, среди первозданной, могучей, изобильной матери Природы.

 Сейчас же состояние природы, окружающей среды, далеко не благополучно, особенно в условиях промышленного освоения природных богатств, которыми так богата северная земля. Природа — мать хрупка, разрушить ее создания легко, а вот восстановить трудно, а порой и невозможно. И очень важно заботиться о ее сохранности: чистоте вод, рек, озер, благополучия лесов – благодатной земли. Наше жизнь зависит от нее, ее сохранности в чистоте, цветении. А для этого с малых лет надо воспитывать в молодом поколении экологическое сознание. Один из таких педагогов, наставников молодежи, посвятивший немало трудов для сохранности Матери-природы, ее созданий — Иоган Егорович Максимов. Долгие годы он работал в атомной промышленности, с тем, чтобы защитить страну от внешних угроз. После выхода на пенсию задумался над ноосферным мироустройством и разработал концепцию эко-духовного восхождения личности и возрождения России, новое направление этнопедагогики. Подтверждение своих мыслей ученый — мыслитель нашел в творчестве, произведениях народного поэта Якутии И.М.Гоголева – Кындыла. Одного из тех поэтов, которых можно назвать представителями своего народа, его голосом, воспевших с особенной силой красоту Природы, человека труженика, созидателя, его душу, думы и чаяния, умеющего жить в гармонии с Природой, миром и людьми, в преклонении Солнцу, как источнику жизни.

Сегодня мы представляем  Иогана Егоровича  Максимова — ветерана атомной промышленности и цветной металлургии СССР, отличника охраны природы РС(Я), вице-президента Общины якутян и наставника студентов Якутии в Новосибирске, кандидата технических наук, члена — корреспондента Международной славянской академии, почетного члена Академии духовности РС(Я), лауреата премии имени С.А.Новгородова, почетного гражданина Болугурского и Чакырского наслегов и Чурапчинского улуса, где недавно многолюдно отметили его юбилей.

Иоган Егорович, расскажите, пожалуйста,  о себе, своей концепции эко-духовного восхождения личности и возрождения России, о новом направлении этнопедагогики, разработанном вами.

— Сейчас, как никогда, нам нужно заботиться о природе,  от которой зависит наше благополучие, жизнь, не только на Севере – во всем мире. Промышленность всегда ухудшала природу, а после распада СССР свободный рынок привел к её усиленной эксплуатации. Ныне мы живём в потребительском обществе, и это неизбежно сказывается на состоянии окружающей среды. Где же выход? — в изменении деструктивного поведения человека, но для этого нужно воспитывать новые поколения людей. Так я начал разрабатывать новое направление этнопедагогики. К этому, верно, призвала меня сама судьба. Известно, что в детские годы человек заряжается от окружающей среды, от своих предков, тем самым накапливая потенциал, определяющий его судьбу. Моя судьба, как я считаю, решилась ещё до рождения, когда девочка, которой было суждено стать моей матерью, уцелела в огне гражданской войны, хотя могла и не уцелеть. Её отца Гаврила Степановича Яковлева в январе 1922 года убили белые, а через полгода, в ночь на 5 июля, приняла страшную смерть бабушка, Елена Игнатьевна – её вместе с ревкомовцами и членами их семей белобандиты забили дубинками и прикладами. Вместе с ней погибли ещё 16 человек, среди них она, 54-летняя, была самой старшей, а самым молодым жертвам этой бойни было по девятнадцать. Сын Семён, Семён Степанович Яковлев, отомстил за неё. За всех них. Позже он стал писателем, взял псевдоним Эрилик Эристин. Боль от потери родных водила его пером, когда он писал свою повесть «Исполнение завещания», героем которой сделал брата Гаврила, Гаврила — младшего, моего деда, погибшего 29-летним. Моя мать  Ольга Гаврильевна была 1917 года рождения, потеряла отца четырёх лет от роду. Но это было не последнее испытание в жизни нашей семьи, нашей страны. В голодные годы Великой Отечественной из шестерых братьев и сестер выжил я один. В родной Якутии я прожил первые 20 лет своей жизни, а в 1958 году поступил в УПИ. Помните слова Алексея Елисеевича Кулаковского — Ексекюляха о слиянии с русским народом? О приобщении к мировой культуре с помощью великого русского народа? А на заре автономии, в 1924-1925 годах правительство ЯАССР отправило первых якутских студентов на учёбу в центральные вузы, и эта первая когорта интеллигенции обеспечила развитие республики, вытащив нас из тьмы безграмотности.

Вторая ступень – интеллектуально-профессиональное развитие личности. Это вся активная фаза жизни до пенсии.

Третья ступень – этап духовного созревания.
Четвёртая – восхождение к идеалу ноосферы, которая вне пространства и времени.

Но это в идеале. А что мы видим сейчас?.. Человек оказался в ловушке, совершая экологическое самоубийство. Природа разрушается, а человек, как будто ему мало этого, губит себя изнутри алкоголем, наркотиками, различными добавками. Добавьте к этому бушующую вокруг информационную войну, экологические катастрофы.

Но «старый мир обречён, новый мир неизбежен», как было сказано ещё в 2018 году в докладе Римского клуба – международного аналитического центра. Мы живём в очень ответственный период перемен. После победы в мировой войне общество нужно будет построить по-другому. Сейчас у нас – власть капитала, а нам нужна власть разума. Почву к этому готовить надо уже сейчас, а для этого надо изменить систему образования. Нужны уроки экодуховного воспитания. К счастью, якутяне – экологически продвинутый народ. Иначе и быть не может.

Наши предки при своей невеликой численности сумели в своё время освоить такие огромные пространства, обжиться здесь, проявив качество, которое я называю экомудростью. Наша задача – развить её до экодуховности, перейти от потребительского отношения к природе — к созидательному. Вот почему наша молодёжь должна активно осваивать инженерно-технические профессии: местные кадры в промышленности к родной природе будут относиться бережнее.

Но начинать экодуховное воспитание нужно с малых лет. В свои приезды в Якутию  я встречался с министрами, депутатами и говорил  с ними об этом.
Делу моей жизни, которым я занялся после выхода на пенсию, нужны продолжатели.

Родная земля всегда давала и даёт мне силы, хотя я уже много лет живу за её пределами.  Мне бы хотелось, чтобы движение экодуховного созидания биосферной колыбели жизни развивалось, обретало силу.

Что привело вас к таким взглядам?

— У каждого человека, как известно, свой жизненный путь, свое предназначение, с чем он приходит в этот мир. Я прошел его большую часть и теперь особенно думаю, размышляю о смысле земной жизни ЧелоВека –«Чело-лба, думающего о Вечном». «Чело» думать-то думает о Вечном, но, видимо, его не пускают грехи социальной энтропии (хаоса). Либо технократическое общество потребления загнало ЧелоВека в тупик горизонтали земного бытия. Еще в 2016 году, в  «Год экологии РФ», я говорил, что мы живем в «безумном, безумном, безумном мире». В трижды безумном мире. Первое безумство — это  создание самоедского общества потребления не возобновляемых природных ресурсов. Второе – антропогенное разрушение среды обитания. И третье — накопление ядерного потенциала глобального самоубийства.

Таким образом, все беды человечества, здоровья и благополучия ЧелоВека, так или иначе, происходят от деформации, ослабления исконно-пуповинной связи ЧелоВека с Матушкой Природой и утери целомудрия трезвости. Запас прочности эко-дома «Биосфера» — Орто дойду, так красочно воспетого предками в эпосах Олонхо, по прогнозам ученых, может иссякнуть в ближайшие 20-40 лет. Отсюда вытекает необходимость пересмотра колониальной практики освоения планеты Земля. Теперь возможность предотвращения гибели очередной цивилизации человечества следует искать в сфере Духа – на вертикали духовного восхождения человека. В одухотворении технической (технологической) мысли. А эту задачу можно решить на стезе воспитания подрастающего поколения и путем перехода на «Парадигму экологоцентристского понимания мира».

Почему это необходимо современному человеку и как это может быть полезно для современности?

Экологическая геополитика, основанная на Стратегии устойчивого развития «Повестки ХХI века», принятая в 1992 году в Рио-де-Жанейро на Форуме ООН представителями 170 государств мира, формализована и фактически сведена к консолидации стран в деле борьбы с антропогенным изменением климата. По моему мнению, как технаря – специалиста атомных технологий и промышленной экологии, этого уже недостаточно. Настало пора мобилизации «человеческого фактора» защиты природы в масштабах отдельных стран и всего мира. Это значит, надо выращивать и выдвигать экодуховных личностей, способных решать задачи духовного возрождения России и экологического выживания всего человечества. Действующая в России система образования, всякие ФГОС и  «ЕГЭ — угадайки», отражают стереотипы традиционного мышления. Отсюда вытекает необходимость модернизации системы общего образования и подготовки профессиональных кадров путем ее экологизации и одухотворения.  В этом состоит суть предложенной «Научно-дидактической концепции экодуховного восхождения личности». В концепции дано цельное представление о программе интеллектуально-духовного развития личности (алгоритма жизни), ориентированного на идеале Высшего Разума — Ноосферы. На вертикаль освоения духовно-небесной сущности жизни путем развития интуитивно-иррационального мышления, сердечного ума. Схема восхождения построена в духе расшифровки смысла сакральных символов вероисповедания: Древа жизни -Аал Луук Мас, эпосов Олонхо и Православного креста (Христианство). Мы не воспринимаем две крайности: материалистический атеизм и религиозный фанатизм, отрывающие Дух от живого тела. Придерживаемся этики язычества предков – поклонения Белому Солнечному Божеству – Юрюнг Айыы, Солнцу — абсолютному первоисточнику жизни на Земле. Самое главное, мы уделяем особое внимание раннему осознанию и активации тех природно-этноментальных задатков, которые закладываются детям родной природой, генами родителей, традициями предков и этнокультурой народа. 

Почему вы выбрали именно творчество Ивана Гоголева, его роман «Третий глаз»?

Среди других регионов России Якутия сильна тем, что сумела сохранить и возродить духовную этнокультуру предков. Это хорошо видно со стороны. Здесь велика заслуга таких экодуховно продвинутых личностей истории, как гениальный мыслитель-провидец саха А.Е.Кулаковский; воссоздатель главного эпоса предков «Нюргун Боотур Стремительный» П.А.Ойунский; современный сподвижник духовного возрождения народа саха А.С.Борисов. И в этом ряду первопроходцев мне приятно было открыть имя народного писателя Якутии И.М. Гоголева–Кындала, автора сакрального романа-поэмы «Yhус харах» — «Третий глаз».

Из-за того что уехал из родной Якутии много лет назад, я недостаточно знаю якутскую литературу, кроме произведений деда Эрилик Эристиинэ. Книга Кындала попала в мои руки, казалось бы, случайно. Но, как известно, случайностей не бывает. Это произошло в то время, когда я искал жизненные примеры людей, обладающих «третьим глазом» проникновения в ту сторону трансцендентного видения мира. Способностью проникновения в сферу подсознания и интуитивно-многомерного мышления. Дело в том, что ЧелоВек познает окружающий мир в пределах возможностей ощущения пяти органов чувств в трехмерном измерении. Значит, мы ограничены пониманием телесно-материальной сущности жизни. А духовность – это сфера многомерного, иррационального мышления. За границы чувственного восприятия мира мы заглядываем с помощью природной интуиции и научного мышления. Безусловно, писатели-«инженеры человеческих душ» обладают развитой интуицией, но мало кто из них раскрывал и описал сакральные тайны природы, как это сделал Кындал. Он прямо назвал свой роман «Третьим глазом» и художественно глубоко раскрыл суть этого сложного понятия. Его в народе называют Горой Солнца — так величают на Севере особо почитаемых людей за большие заслуги перед народом, родной страной. В своем романе — поэме «Солнечная гора», рассказывающем о его поколении, молодых сердцем и душой, Поэт призывает жить по высоким, нравственным идеалам, стремиться к большой цели, доброму, вечному, трудами созидать жизнь, во имя своего народа и страны.

Моя концепция тоже основана на этом.

В концепции дан алгоритм восхождения ЧелоВека по диалектической спирали судьбы. Описан  переход от горизонтали телесно-земного бытия к вертикали духовно-космической, виртуальной реальности по четырем ступеням развития. Первая ступень — закладка природных задатков раскрытия творческих способностей и таланта индивида. Вторая  – вся активная фаза социализации личности. Третья — вхождение в сферу духовного саморазвития и познания экомудрости предков. Четвертая – апогей экодуховного  совершенства и интуитивно-трансцендентного познания бесконечности и вечности бытия. До этого доходят лишь единицы, те, кто обладает «третьим глазом».

На родине древней Эллады состоялась презентация книги «Третий глаз» И.Гоголева – Кындыла. Почему там?

Моя дочь Надежда в 2016 году организовала отдых на берегу Средиземного моря и я туда ездил с книгой Кындала «Yhус харах». Кипр считается родиной древнегреческой Богини любви и красоты Афродиты. С города Ларнака пляжи тянутся по периметру острова на сотни километров. Белочистый, кварцевый песок. Ласковая лазурь моря. Теплое сияние вертикальных лучей Солнца. Все как в сказке. «Средиземноморье» действительно выглядит райским уголком Среднего земного мира! Именно здесь я провел ритуал алгыса — презентации сакральной книги земляка Кындала.

Соединил легенды северной Богини Кыраhа и греческой Богини Афродита.

На западе вблизи города  Пафос у берега из моря высятся причудливые каменные столбы. По легенде, именно здесь Афродита вышла из моря. А наша красавица Кыраhа – хозяйка Горы «Столб», что высится у широкой дельты Великой Лены. И здесь мы увидели ленты гирлянд украшения священного Древа, как «Бэлэх Мас» у нас.

В момент сложных приключений девушка Кыраhа слышит внутренний голос: «Сурэ5ин хара5а аhыллан истэ5ин аайы Аан дойдуну барытын керуен» (По мере раскрытия сердечного зрения, ты все шире будешь видеть весь мир). Автор описал в образе Кыраhа историю поездки делегации саха к царю.

Летом  в c. Тумул Усть –Алданского улуса я по инициативе Василия Оконешникова и Ивана Босикова  когда-то гостил у Надежды Аржаковой — Ивановой, внучки Сэhэна Аржакова, который в 1789 году вручил царю послание народа саха. Надежда Алексеевна – писатель-ясновидец, автор Олонхо «Араллааннаах Ат-Аам тыын алгыстаах айана» (Путь благословенный Духом Всемогущего Ат-Аама (Атома)). Я, как специалист, имевший дело с грозным Ураном – Богом неба и реально познавший Дух Атома, спросил — как же Вы в далекой аласно — таежной глуши смогли раскрыть тайну атома?

Тут же получил краткий, четкий ответ, что информацию с небес (эфира) она получает через макушку — дьулай и перерабатывает  ее сердечным умом. Вот вам современное продолжение легенды Кыраhа!

Вы часто бывали в Горно-Алтайске, работали там, как это близко жителям Якутии?

На священной земле Горного Алтая берет свое начало тюркская цивилизация человечества. Именно здесь вросли корни Древа жизни тюркоязычных народов, где якуты (саха) вписаны в стволе восхождения. Потому теперь ученые много внимания уделяют изучению алтаистики и тюркологии. Для меня дорогу в Горный Алтай открыли докторант СВФУ им.М.К. Аммосова Афанасий и Тубсаана Николаевы. Они начали работу по созданию в Горно-Алтайске перспективного Якутского этнокультурного центра и надеются на поддержку земляков. Здесь начата реализация долгосрочного мегапроекта «Горный Алтай – территория Ноосферного развития» (2016-2065). Впервые поставлена задача практического освоения уникального природного фактора и уделено особое внимание экологии души, понятиям «Ноосфера», «сакральность», «священная земля». Наша концепция расшифровывает суть этих понятий и потому оказалась востребованной Общественным координационным советом «Мировой Алтай». Состоялась заинтересованная беседа в отделе образования и культуры Парламента-Эл Курултай, лекция в университете — ГАГУ, после которой зав кафедрой алтаистики М.П. Чочкина воскликнула: «Вот и приехал наш Учитель!»  Словом, Республика Саха для горноалтайцев является маяком дружбы и возрождения тюркской культуры. В июле 2016 года провели выездной экофорум в Усть-Коксе в Доме Солнца, основанном нашим другом В.И.Липенковым. Познакомились с директором — основателем Каракольского образовательного природного парка « Yс Энмек» Данилом Мамиевым.

Какова перспектива продолжения работы?

Работа зародилась в недрах кафедры ЮНЕСКО НГУ в 2008-2012г.г. и получила поддержку наблюдателя Еврокомиссии, как «перспективное направление, достойное тиражирования в других регионах РФ». Автор был признан «основоположником эко -культивизации (экодуховности) – нового направления внедрения этнопедагогических инноваций». В 2011-2016 годах был создан научно-методический задел, достаточный для практической реализации новой концепции. В меру сил Чурапчинского улуса и наслега в 2015году в с. Чурапча построен экокультурный центр «Балаган (изба-читальня) И.Е.Максимова». Но этот объект общереспубликанского значения не может функционировать без поддержки — специального решения Правительства РС (Я). Зимой 2015-2016 года один находчивый предприниматель использовал отопление здания… для выращивания рассады помидор! Конечно, это тоже экология. Но население наслега тогда стало думать, как сможет перезимовать в Год экологии в РФ. Между тем, региональные этапы внедрения концепции продолжаются через экофорум молодежного движения в защиту природы Амги «Амма кырдалын ыччата» имени О.П.Ивановой-Сидоркевич (рук. С.А.Неустроева, учительница с. Соморсун), Олимпиаду-тест «Мы ХХI век. Познай. Возлюби. Сотвори себя», которая охватила 20 школ РС(Я) (рук. Р.П.Зверева, Сибирская академия традиционной народной культуры) и на Горном Алтае (рук. В.В.Данилов). Это был  мой итоговый проект.

Меня поджимает возраст, в апреле 2023 года исполнилось 85 лет. Это предел нашего многострадального поколения «детей войны». Хотелось бы мне при жизни дождаться поддержки заветного проекта ветерана, патриота-альтруиста со стороны руководства Республики Саха (Якутия).

Родная земля всегда давала и даёт мне силы, хотя я уже долгие годы живу за её пределами, но навсегда связан с ней – это особая, духовная связь. Мне бы хотелось, чтобы движение экодуховного созидания биосферной колыбели жизни на Земле «Кут дабаан» стало распространяться по миру именно из Якутии.

 У.Винокурова – доктор социологических наук, видный общественный деятель Якутии, побывавшая на юбилее ученого, отметила:

«Иоган Максимов уехал с родины в 20 лет учиться в Новосибирск и там всю трудовую жизнь отработал в закрытом «ящике». Но смог удержать живую тесную связь с якутянами, земляками и родными, потому так уважительно, многолюдно отметили его юбилей — ученого, наставника молодежи, большого труженика и патриота.

На юбилее земляка сельские жители особенно почувствовали спасительную силу его доброго, деятельного интеллекта, патриотизма.

Иоган Егорович Максимов предстал в образе эпического богатыря, борющегося с тьмой. Так выглядит современное эпическое полотно якутского героического эпоса.

Иоган Егорович всю жизнь заботился о благополучии студентов, приезжающих учиться в Новосибирск. И благодарных ему тысячи! Настоящий наставник!.. Как атомщик, ставший на путь духовного спасения поколений, Иоган Егорович в чем-то сродни демократу-атомщику Андрею Дмитриевичу Сахарову. Видимо, сама логика их науки приводит к высшим духовным ценностям жизни на Земле. Иоган Егорович активно занялся также Музеем Солнца в Новосибирске, мечтает открыть его филиал в Чурапче, на северной земле, где люди издавна поклоняются Солнцу.
Все человечество — солнцепоклонники. Мы не можем допустить ядерной зимы, жизни без Солнца, источника света, благополучия созданий Матери Природы».

Труды ученого, Наставника и Гражданина Иогана Егоровича Максимова направлены на это, в нелегком пути в восхождении к Солнцу.  Пожелаем же ему здоровья, долгих лет жизни, солнечных дней, больше благодарных учеников и последователей, исполнения желаний, проектов —  на благо родины, людей.

                                                                     Подготовила А.И. Гоголева – к.ф.н.

Loading