You are currently viewing А.В. Кривошапкин — Вечная Память защитникам Отечества

А.В. Кривошапкин — Вечная Память защитникам Отечества

В творчестве народного писателя Якутии А.В. Кривошапкина – большого писателя, крупного государственного, политического, общественного деятеля,  лауреата Большой литературной премии России, премии им.Эрилика  Эристина тема войны имеет особое значение. Известный писатель не только эвенской литературы, но и всех литератур народов Севера России уделяет большое внимание патриотическому воспитанию молодежи.

 «Молодежь не только должна знать историю своей страны, но и отдать дань уважения истинным героям, защищавшим Родину от фашистских захватчиков. Ведь на войну  уходили парни 18-19 лет, совсем молодые. Не успев жениться и родить детей,  многие из них сложили голову на поле кровавой битвы.  Их  — свою надежду и опору провожали  родители со слезами на глазах».

Об этом его повесть «Клятва солдата», написанная в 2009 году со слов самого солдата.  Прототип повести Михаил Евстафьевич Сивцев, прочитав книгу, растрогался до слез. В повести писатель рассказывает, как Михаил молодой человек хотел стать образованным человеком, полезным родине работником.  Но  грянула война, и он получает повестку и уходит на фронт. Его старый отец провожал его со слезами на глазах, не хотел отпускать, все время шагал рядом. Сын уговаривает его не идти с ним рядом,  вернуться домой. Уходя, он слышит крик отца: «Мэхэ-элэ, возвращайся домой, живым! Кому проводить меня в последний путь! Мэхэлээ, будем ждать!»

 На войне этот крик будет всегда с ним.

Писатель описывает, как к отцу Мэхэлээ приходит незрячий Кылыкаас и утешает: « Не плачь, Эстээпий, твой сын к тебе возвратится,  как предки- то говорили: «Бравый молодец трижды встретив гибель, становится неуязвимым. Так что слезы не лей, не горюй».

 Новобранцев бросают в самое пекло войны – на защиту Сталинграда. Мэхэлэ приходится пройти весь ад войны. Но храбрый боец,  выросший на севере, привык преодолевать трудности, избегает прямых  столкновений с врагом, заранее определяет их местонахождение, стреляет метко по ним из автомата, пулемета, ходит в разведку, вступает в рукопашный бой. Он трижды получает тяжелые ранения, но остается живым. Однажды пуля пробивает ему легкое, но он сумел добраться до госпиталя. Писатель описывает весь ужас этой дороги раненого человека.  Врачи удивлялись его героизму и помогли ему. Благодаря их помощи и молодому сильному организму он остается жить и встречает победу.  Получив письмо, что отец лежит при смерти, он спешит домой. По дороге он встречает отца, идущего по дорогу к своему дорогому любимому сыну.

Отец встречает сына со слезами на глазах. Это слезы безмерной радости. «Добросердечный Всевышний, я бесконечно благодарен тебе, что настал наконец час увидеться с сыном…Ты услышал мои мольбы и вернул мне моего сына…»

А товарищи, ушедшие  ним на войну, не вернулись, остались навсегда на далекой войне.

М.Е. Сивцев был награжден орденом 1 степени Отечественной войны, медалями «За отвагу», «За оборону Ленинграда» и прожил долгую жизнь коммуниста. Он  высоко держал честь якутского бойца, показывая пример храбрости, отваги. Им восхищались друзья, бойцы, командиры, врачи.

Андрей Васильевич также написал очерки о храбрых воинах героях войны. В очерке «Автограф на стене Рейхстага» он написал о Феодосии Семеновиче Донском, который служил в армии с 1939 года до самой Победы и в течение 7 лет прошагал по всей Европе. Он дошел до Берлина и расписался на стене Рейхстага.  Он храбро сражался на войне, как и его земляки, и после войны стал известным учителем.

 В очерке «Живая легенда и непреходящая память о Великой Победе» А.Кривошапкин написал о своем земляке Колмогорове Алексее Егоровиче. Он также гонит врага на Запад, храбро сражаясь на переднем фронте. В пылу  гнева, будучи сержантом,  сумел повести в бой командира взвода лейтенанта и взял в плен 80 немцев.  Алексей Егорович был награжден 2 медалями «За отвагу». После войны работал учителем, затем партийным работником.  Солдаты, прототипы произведений Кривошапкина, не умели говорить, но писатель сумел рассказать о них – их подвиг не может быть забытым в благодарной памяти людской.

 Тема Великой Отечественной войны прочно вошла в творчество Андрея Васильевича. Он посвятил ей поэму «Вечная память», в которой воспел геройство воинов — якутян, павших на озере Ильмень. Якуты, как северяне-лыжники, были брошены в атаку против немцев. Но почти все они погибли – около 400 бойцов.

Это стало большой трагедией для якутского народа, их память вечна. Усилиями писателя Сергея Васильева, народного писателя Якутии Егора Неймохова у озера Ильмень был поставлен монумент погибшим воинам и укреплена связь с новгородцами. К нему приходят люди с разных уголков страны, чтобы поклониться их памяти: молодые — со свадебным кортежем возлагают цветы, поклоняются героям войны — школьники, студенты, ветераны. Это воистину «вечная память».

Здравствуй, легендой овеянный Ильмень,

Гордость и слава российской земли!

Вновь повторяя с небес  твое имя,

Клином плывут над тобой журавли…

Не позабыты…

Душа не утонет

В благости сонных снегов.

И потому она плачет и стонет

Между седых берегов

 Не может земля забыть о своих сыновьях — защитниках и помнит их поименно, их имена выбиты на мемориальной доске.

 По уточнению всех имен работали поисковики и народный писатель Е.П.Неймохов, благодаря им были восстановлены имена погибших якутских воинов.

 С воем врываются с неба машины,

 все превращается в ад.

Падают бомбы на лед и на спины

Наших несчастных ребят.

В этом озерном огне и тумане

В гребнях смертельных штормов

Вечный покой обрели якутяне

В тысячах верст от домов…

Не дожили они  до Победы, не возвратились домой. Слезами умыты лица их детей, жен и матерей. Это всеобщее горе народа.

 Первым воспел подвиг якутских солдат на новгородской земле Сергей Васильев в своей поэме «Священный Ильмень». Андрей Васильевич отдает ему дань, как старшему собрату по перу.  Он называет его великими поэтом, а его произведение – пронзительным, легендарным о великой Отечественной войне. «Моей затаенной мыслью было просить разрешение у покойного духа выдающегося якутского поэта Сергея Степановича Васильева – разрешение на представление, а затем издание этой поэмы». В этой поэме из 21 века поэт напрямую обратился к великому сыну якутского народа. Ему автор посвящает одну из глав своей поэмы:

Строки звенели правдиво и честно,

Болью поэта полны,

Чтобы Якутии стало известно,

Как ее гибли сыны…

Пересекалась в душе его вечность

С грохотом вздыбленных льдов,

Чтоб обессмертить,

увековечить

Ильменя павших сынов.

Всех их Васильев не только восславил,

ярко и звонко воспел, —

Он обелиск самый первый поставить

Им в Старой Руссе успел…

Тем самым увековечивает и память якутского поэта, посвятившего теме войны много своих произведений.

После Заречья в Нюрбе он оставил

После себя добрый след.

И по заслугам в Якутске возглавил

Самый большой горсовет.

И для Союза писателей время

Тоже Васильев нашел,

Вскинув на плечи нелегкое бремя,

всех за собой он повел.

Сделал для общего дела немало,

Пишущих имя поднял,

В творчестве он уважал аксакалов

И молодых опекал.

Год 41…Хотел своей кровью

Родину он защищать,

Но запретили врачи по здоровью:

 Надо о службе забыть.

Только упрямый Васильев не сдался:

Встал как писатель он в строй

и с Суоруном добрался

все же до передовой.

Вместе они с поля боя встречали

Наших солдат-земляков,

им на привалах недолгих читали

Строчки горячих стихов.

Передавая солдатам приветы

Дальней родимой земли,

Вместе листали в окопах газеты,

Те, что с собой привезли,

Чтобы, услышав якутское слово,

Стали сильнее бойцы,

Чтобы в сраженья за родину снова

Шли на врага храбрецы.

Только атаки кинжальные знали

В смертном огне этих дней,

Как два писателя дух поднимали

Наших якутских парней.

Долг свой отдав их геройству и силе,

Смерть повидав не во сне,

Может тогда  задумал Васильев

Слово сказать о войне.

Годы прошли,

И однажды услышав

Горький про Ильмень рассказ,

Понял поэт, что  он сердцем напишет

Эту поэму для нас.

Как и всегда, он сдержал свое слово –

В память погибших солдат

Рифма звучала его родниково,

Сердце стучало в набат.

Пересекалась в душе его вечность

С грохотом вздыбленных льдов,

Чтоб обессмертить,

Чтоб увековечить

Ильменя павших сынов.

Всех их Васильев не только восславил,

Ярко и звонко воспел, —

 Он обелиск самый первый поставит

Им в Старой Руссе сумел.

Думаю я, что мог бы ты стать безмерно

Счастлив Васильев Сергей –

Книги и песни твои беспримерны

В памяти многих людей.

Ильмень, воспетый торбой, не забылся

сам подтвердить я смогу

Новый теперь обелиск появился

Здесь на крутом берегу.

Ветви колышутся, словно знамена,

Мрамором плиты горят

И прописался на них поименно

Каждый погибший солдат.

Мы им сегодня поклонимся низко,

мы им возложим цветы.

И мне покажется – у обелиска

С нами стоишь рядом ты.

Так Писатель, Поэт и Гражданин увековечил солдат, защищавших Родину, и тех служителей слова, что отдают должное  вечной Памяти им, отдавшим свою жизнь на защиту Отечества.

                                                   Подготовила А.И. Гоголева  — к.ф.н.

Loading