You are currently viewing Писатель о себе – интервью с М.Д.Ефимовым

Писатель о себе – интервью с М.Д.Ефимовым

Этот год – юбилейный для Моисея Дмитриевича Ефимова, академика Академии духовности РС (Я),  народного поэта Якутии, члена Союза писателей СССР.

Заслуженный работник культуры ЯАССР и РФ, член Союза писателей СССР с 1957 года, лауреат премии комсомола Якутии, лауреат премии «Алаш» Республики Казахстан, почётный гражданин Верхоянского района (1989), награжденный медалями, орденом Трудового Красного Знамени расскажет о себе сам в одном из интервью с И.Феоктистовой, данном им в связис 80 – летним юбилеем:

— Моисей Дмитриевич, вы родились в Верхоянье, можно сказать на Полюсе холода, расскажите о самом ярком впечатлении детства.

— Мне было чуть больше года, когда бабушка впервые вывела меня на улицу , да ещё поставила на берег реки… Тогда я и выразить-то не мог того, что увидел и испытал, но навсегда запомнил ощущение удивления от того, что мир такой огромный, небо синее, высокое, а вода в реке, оказывается, горит… На самом деле она искрилась на солнце, а мне казалось — горит. Воспоминание очень яркое: до сих пор вижу и чувствую, когда вспоминаю. Так что не холодами мне запомнилось Верхоянье, а ярким солнцем и людьми, среди которых жил. А родился я в маленьком селе Дулгалах, в местности Бэбэй Верхоянского района в августе 1927 года, по маминым словам, — в Ильин день. Дата не была официально зафиксирована, потому что не было поблизости сельсовета, священника — тоже: церкви порушили, служителей разогнали, так что до поступления в школу жил я без документов. В первом классе учитель мой посчитал, что Ильин день приходится на 4 августа, так и записано в моём паспорте.

-С какого возраста начали стихи слагать?

-Трудно сказать: с малолетства рифмы подбирал, даже думал стихами. Возможно, это произошло под впечатлением бабушкиных сказок, пения олонхосутов, а позже — книг, которых много было у моего отца и его брата. Они были людьми образованными, грамотными. Отца я редко видел, он в райпо работал, больше в райцентре жил. Книги те были на якутском языке, так что Пушкина и Лермонтова я читал на родном языке в переводе с русского ещё до школы, а из «Красного шамана» Платона Ойунского фрагменты наизусть декламировал. Первое стихотворение опубликовали в «Эдэр коммунисте», когда я учился в третьем классе. Отправил в редакцию сам. Что такое газеты, я знал: отец их выписывал. Стихи были о родной школе и моей мечте стать поэтом.

-Выходит, своей детской мечте вы преданы всю жизнь и воплощаете её по сей день?

-Выходит, что так! После первой публикации я ещё больше захотел стать поэтом: ведь тогда мне в День печати вручили благодарственное письмо и красивую книгу «Олонхо». По тем временам это же был бесценный подарок, а в сочетании с письмом вроде как и признание.

Разумеется, я ещё сильнее стихотворчеством увлёкся.

Об учителях

В 5-ом классе приехал в село и стал преподавать нам литературу и русский язык Петр Афанасьевич Петров. Он писал стихи и знал законы стихосложения, с азами коих в доступной форме познакомил и меня. Позже Афанасий Петров работал в Якутске председателем радиокомитета. Мне повезло, что с детства на моём пути встречались творческие, отзывчивые люди, поощрявшие моё увлечение стихосложением и стремление стать поэтом. Все они сыграли немаловажную роль в моём личностном формировании и творческом становлении. В 6-ом кассе учителем литературы и русского языка стал Георгий Михайлович Гоголев, приобщивший нас к мировой классике: благодаря ему, мы узнали о Гомере, прочли произведения многих русских писателей. Научились говорить, читать и писать по-русски.

Георгий Михайлович учился в Ленинградском университете, знанию русского языка придавал большое значение. Объяснял, насколько возрастают возможности познания при владении другими языками и, в частности,  русским. В те же годы Гоголев написал стихотворный текст для пионерского марша, ставшего гимном целого поколения якутской пионерии. После 7- го класса нас с братом отправили к родственникам в Верхоянск продолжать учёбу в средней школе. Здесь моим наставником стал преподаватель русского языка и литературы, приехавший из Ленинграда, Яков Васильевич Белюшенко, поощрявший литературное творчество со знанием дела, поскольку имел опыт работы редактором «Магаданской правды». Окончательно решив связать свою жизнь с литературой, после окончания средней школы, в 1945 году, я сразу поступил в Якутский педагогический институт. Учился у замечательных преподавателей, в том числе, у Семёна Данилова и Николая Заболоцкого.

 О творчестве и работе

-Удалось и имело успех стихотворение «Эрyyнэ». А история его такова: однажды пригласил я девушку в кино, звали её Ирина. Вечер был чудный, девушка интересная, симпатичная, настроение — отличное. По дороге в кинотеатр стихи стали слагаться в моей голове сами собой. Показал их потом Семёну Петровичу Данилову, он одобрил и посоветовал представить стихотворение на литературный конкурс, который проводился под председательством поэта Пайтелеймона Туласынова. …Я был удостоен премии. Христофор Максимов положил стихи на музыку, и песня

«Эруунэ» обрела популярность.

-А девушка…?

-Осталась просто хорошей знакомой. Полюбил я другую и прожили мы с ней 54 года. Детей вырастили: двух сыновей и дочку. Теперь у меня двое внуков и внучка. И все вроде хорошо… только очень одиноким себя чувствую: нет больше на этой земле моей любимой жены.

Но жизнь продолжается, работаю, пишу.

Сорок восемь поэтических сборников издано на русском и якутском языках, часть из них — на языках народов бывшего СССР, в советский период. Недавно дописал поэму «Исповедь» — размышления о судьбе человечества. Стихи пишу постоянно и, пока жив, писать буду.

-Кто-нибудь из детей, внуков увлекся литературным творчеством?

-Только внучка Ира, она стала известным журналистом.

-Вы ведь тоже когда-то работали в газете?

-В 1953 году после окончания института работал завотделом поэзии и искусства в двуязычной газете «Эдээр коммунист», «Молодежь Якутии» и много публиковал тогда молодых начинающих — Семена Руфова, Николая Босикова, Василия Сивцева, Николая Рыкунова и других ныне известных поэтов. Работал в «Кыыме», журнале «Хотугу сулус», «Полярная звезда».

В 1957 году пришло сообщение, что я принят в Союз писателей  СССР.

В 1963 году меня избрали ответственным секретарём Союза писателей

Якутии, в 1984 — заместителем председателя. Позже — председателем.

И председателем Союза писателей Республики Саха (Якутия).

-Чем занимаетесь в Академии духовности РС (Я)?

-На мой взгляд, очень нужной и кропотливой работой. Понимая, что теперь мы живем уже в другом мире — более прагматичном и жестком, — стремимся сохранить и развить в людях доброе, вечное, нравственное, а этого нельзя добиться без формирования и развития духовности, только она спасет мир и человечество. Радует, что народ сам этого хочет. Создаём центры духовности в улусах, и жители их нам помогают. В школах теперь преподаётся специальный предмет. Детям он нравится, и это радует. Работаем со всеми заинтересованными организациями, учреждениями и учебными заведениями.

-Моисей Дмитриевич, пока человек жив, – он мечтает. О чем мечтаете вы?

-Написать хорошее настоящее произведение! Думаю, я этого ещё не достиг. Биографическую книгу написал. Теперь хочу хорошую книгу на русском написать.

Из интервью Инны Феоктистовой с М.Д.Ефимовым, по данным

SakhaNews

                                                                   Подготовила А.И.Гоголева, к.ф.н.

Loading