You are currently viewing Встречаем лето, сберегая природу

Встречаем лето, сберегая природу

  Лето, едва началось, радует северян своим жарким солнцем. Все вокруг полно цветения, жизненной энергии.  Каждый, кто может, особенно жители городов, спешат выбраться в лес, на природу. И тут важно напомнить о бережном отношении к лесу, природе, чему учили еще наши предки.

Старинные якуты весь окружающий мир, всю природу воспринимали как единое целое, созданное высшими богами, неотделимой частью которого считали себя.  Само слово «айылга» — природа точно отражает это: ай – созидать, творить; айыы – дух, божество – тот, кто создает; айылын – быть созданным, сотворенным; айылга – все то, что сотворено. Главным божеством древних якутов являлось Небо – Халлаан Тангара – Небо – Бог и Матерь – Земля – Сир Ийэ. Младшими космическими божествами являлись звезды и планеты: Кюн – тойон – Солнце – даритель жизненной энергии, тепла и света; Ый – тойон – даритель ночного света, охранительница сна, Юргэл – тойон – Плеяды, насылающие морозы; Чолбон – тойон – Венера – божество рассвета. Обычно все небесные божества считались мужского рода. Богиня земли женского, это Аан Алахчын хотун, на современной территории ее образ сливается с образом духа – хозяйки местности.  По олонхо, она является главной богиней всей земли, обитающей в  мировом древе Аар Кудук мас, являющимся осью вселенной. Ее ствол в Срединном мире, верхушка выходит в Верхний мир богов, корнями спускаясь в Нижний мир.

  Весь живой мир – дети бога. Его самые любимые дети – люди, затем идет конный и рогатый скот, остальные дикие животные и птицы. Богом покровителем и дарующим людям лошадей является Джесёгёй, коров – Иhэгэй Иэйиэхсит. На земле наместниками богов являлись царь для людей, лев для животных, орел для птиц, в сказках и мифах имеются неясные намеки о наличии владыки рыб – Луо Балык, иногда Туут Балык.

  Самые младшие земные божества были низведены в ранг духов. Это Байанай – дух хозяин леса, покровитель охотников, Кёх Боллох – дух хозяин вод, Аан Уххан  — дух хозяин огня. Наиболее влиятельным и могущественным являлся Аан Уххан – дух хозяин огня. Этот великий дух был посредником между человеком и всеми остальными духами и божествами. Отсюда и особое почитание огня, сближавшее якутов с огнепоклонниками Древнего Востока.  Обряд вызывания духа огня и моления его о помощи делали, как белые шаманы — жрецы, так и черные шаманы – маги.  К духу домашнего очага может обращаться каждый и по всякому поводу — прося защиты и удачи на охоте и в пути, благодаря за все. Для этого делались небольшие возлияния масла, жира, иногда водки. По тому, как разгорается огонь, по треску поленьев – огонь говорит – гадали.

С огнем всегда обращались с большой предусмотрительностью и осторожностью. Находясь в пути, на охоте, на работе огонь обязательно кормили из своих продуктов, в огонь ничего дурного не бросали, уходя тщательно тушили огонь, обычно засыпали землей. Об огне никогда дурно не отзывались, не ругались даже при пожарах, воздерживались произносить слово «уот» — огонь, вместо него говорили «кытарар» — краснеющее, пламенеющее.

  Культ воды же давно забыт. В старину, приступая к ловле рыб, совершали моления, приносили жертвы духу – хозяину реки, озера. Небольшие ритуалы совершались при продалбливании проруби для водопоя скота, при заготовлении льда. Названия рек и озер не произносились, заменялись общим названием «эбэ» — бабушка.

Кроме культа Байаная и культа мирового древа, существовал местный культ особо больших деревьев.  Их украшали, совершая обряд дэлбиргэ – между двух деревьев протягивали длинную волосяную веревку, к ней прикреплялись разноцветные ленты и лоскутки материи, пучки веток, растений и цветов, подвешивали берестяные телячьи намордники, ведерки. Обряд сопровождался молением духу Хозяйки земли, местности, и божествам скота, устраивалось небольшое домашнее, семейное празднество.

Нельзя было загрязнять природу, мусорить, громко разговаривать, тем более, оставлять незатушенным огонь, что могло привести к беде.

  Каждая гора, отдельная скала, каждый перевал, как и каждое животное и птица, имели своих духов-покровителей. Человеку нужно было знать все это и соответственно строить свои отношения, чтобы не повредить матери природе, ее созданиям. Так наши предки берегли свой дом, жилища, семью, уважая заветы, обычаи прошлого, заботились о настоящем, значит, о будущем, чтобы потомки жили в цветущем, изобильном мире благодатной природы, где каждому определено свое место в великом деле созидания и умножения жизни.

Литература:

Е.С. Сидоров. Статьи о якутской литературе, о народной мудрости, Якутск, 2004.

                                                                                         Подготовила  А.И. Гоголева – к.ф.н.

Loading