You are currently viewing Таланта белая звезда

Таланта белая звезда

 Пушкин, его творчество, личность в становлении, развитии якутской литературы, культуры сыграл большую роль.

 Пушкина в Якутии узнали с давних времен, вероятно, еще с поселения в Якутии ссыльного декабриста А.А. Бестужева – Марлинского. Стихи, поэмы Пушкина органично вошли в жизнь северного люда. И сам Пушкин, по имеющимся печатным источникам и архивным данным, изучал жизнь Якутии, интересовался судьбой якутского народа. В последний год жизни даже начал писать работу о народах севера-востока Сибири и Камчатки. В библиотеке Пушкина обнаружено много книг с пометками великого поэта: работы ученого – историка и историографа Г. Миллера, «Поездка в Якутск» Н. Щукина, «Сибирские нравы. Ысыах», «Саатырь»  А. Бестужева – Марлинского и др.

Дух свободолюбия, народность, гуманистические идеи, служения своему народу близки якутским писателям. Основоположники якутской литературы Алексей Елисеевич Кулаковский,  Анемподист Иванович Софронов и Николай Денисович Неустроев были горячими поклонниками Пушкина.

Анемподист Софронов, по его собственному признанию, вступил в литературу, находясь под влиянием русских классиков: А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя, Н.А.Некрасова.

Другой основоположник якутской литературы П.А Ойунский переводил произведения Пушкина. В своем докладе «Значение 100-летнего юбилея со дня смерти Пушкина и наши задачи» подчеркнул: «Значение великих людей интернационально. А.С. Пушкин – гордость русского народа. Его гений от нас не отнимут никогда».

Произведения, творчество Пушкина оказали на Ойунского большое влияние. По примеру Пушкина он изучал, обрабатывал произведения устного народного творчества, стремился к народности, доступности языка своих произведений.

 Отношение к Пушкину якутских писателей в 20 веке  можно увидеть на примере жизни и творчества народного поэта Якутии Ивана Гоголева – Кындыла. С юных лет Пушкин стал его поэтическим кумиром, он со школьной скамьи зачитывался его произведениями. Научившись читать, с упоением прочел «Евгения Онегина», а после прочел наизусть перед удивленными одноклассниками, учителями. Он обладал удивительной памятью, все схватывал налету, и уже тогда писал стихи. В его вдохновенном даре, в восхищении природой, тем или иным событием, все становилось стихами, песнями в любви к родному краю, родным, близким людям.

В 18 лет юный поэт написал поэму, посвященную Пушкину «Встреча с Пушкиным». На протяжении всей жизни он не расставался с его стихами. Переводил его стихи, поэмы на якутский язык. На закрытом конкурсе переводов на якутский язык произведений Пушкина, проводимом С. Т. Руфовым, его перевод стихотворения Пушкина, посвященного Анне Керн, получил 1 место. Поэт признавался, «когда мне тяжело и грустно,  беру книгу Пушкина, перечитываю его стихи, и тогда все проходит: грусть, усталость, и я снова сажусь, писать, творить». 

Иннокентий Томский – академик Академии духовности РС (Я) вместе В. Сивцевым – народным поэтом Якутии успели при жизни составить большой том воспоминаний о И.М. Гоголева, где они называют его якутским Пушкиным. Так его называли и другие известные литераторы, ученые – исследователи.

Поэма «Солнечная гора» И. Гоголева — памятник в стихах поколению поэта написана онегинской строфой. Как отмечает видный исследователь, ученый — лингвист Е.С. Сидоров, первый якутский востоковед, поэт-переводчик: «Стиль Ивана Гоголева, можно сказать, якутский вариант пушкинского: такая же легкость, ясность, простота, в то же время непостижимая красота и  глубина».

Предлагаем вашему вниманию его стихи из поэмы «Встреча с Пушкиным»:

Дар напрасный, дар случайный,

Жизнь, зачем ты мне дана?

И зачем судьбою тайно

Ты на казнь осуждена…

Во след таланту светозарному

Пылала зависть чернотой

Неблаговидно, по-угарному

Боролась низость с высотой.

Душе открытой и доверчивой

Претила мрачная вражда,

Но все ж, бессильной злобой встречена

Была в ответ твоя звезда.

Открыто, люто ненавидели,

В звезду стреляли палачи!

Но время только ярче выделит

Средь черных дел ее лучи.

Рука Дантеса кем направлена?

Царем ли? Сворой холуев?

Но вот звезда ли в вечность вправлена

Иль в сердце чистое твое?

И по сей день еще случается,

Людьми с изъеденной душой

Как личный крах воспринимается

Талант чужой и дар чужой.

В трясине карьеризма,

                                    истово,

Объединившись в кучу жаб,

Они обмазывают чистого

За то, что бог он, а не раб.

Вскарабкавшись на кочку грязную,

Все меряя на свой аршин,

Считают, что достигли разума

Святых, сияющих вершин.

И с этой кочки хором квакая,

Плевками желчными они

Достать пытаются до всякого,
Кто гордому орлу сродни.

Но всех плевков комочки злобные

На них же падают самих…

А что до них орлу свободному?

Что ветру вольному до них?

Так по сей день еще случается…

И правда горькая есть в том,

Что у людей таких, считается,

Недаром уши под хвостом.

У тех, кто с жадностью злословию

Внимает,

Сплетни – гимн их.

Кто похоть путает с любовью,

Нет чистой музыки для них!

У тех, кто дар хулит бесценный –

Талант,

             стараясь в грязь втоптать

Слов чистых жемчуг драгоценный,

Впрямь уши под хвостом, видать.

И, совершивши преступление,

Перед народом, пред детьми,

Для будущего поколенья

Позором скажутся они.

Ведь в жизни правда есть такая,

Пусть через годы,

                             но всегда!

Восходит над землей, сверкая,

Таланта белая· звезда! 

Литература:

Сиянье солнечной горы. Дьокуускай, 1999.

                                                                            Подготовила А.И. Ленская – к.ф.н.


· (Белая – божественная у якутов)

Loading