Иннокентий Васильевич Пухов, чей юбилей отмечает общественность Якутии, принадлежит к плеяде ученых – олонховедов, таких как Г.У.Эргис, Н.В.Емельянов, П.Е.Ефремов, В.В.Илларионов, В.М.Никифоров, Д.Т.Бурцев и многих других, кто вносит весомый вклад в изучение олонхо и других памятников фольклорного наследия народа саха. И.В. Пухов в этом почетном ряду занимает особое место. Главный труд его — книга «Якутский героический эпос олонхо. Основные образы», вышедшая в Москве в 1962 году. Эта монография, изданная в серии «Вопросы изучения эпоса народов СССР», и сейчас, спустя десятки лет после ее выхода в свет, читается с большим интересом. В ней кратко, четко, емко обозначены основные параметры изучения эпоса — это образы главного героя-богатыря, его сподвижников-богатырей айыы, женские образы, образы противников эпического героя, а также социальный фон повествования и образы “рабов”, которые в олонхо представлены фигурами парня-табунщика Сорук-Боллура и старухи-коровницы Симээхсин.Данная модель анализа эпоса, предложенная И.В.Пуховым для олонхо, является плодотворной и эффективной для изучения любого эпоса. Не утрачивают своей ценности аргументированные выводы и заключения И.В.Пухова о том, что олонхо — не героическая сказка, не богатырская сказка, а особая форма героического эпоса, которая характеризуется не только определенной стадиально-типологической отнесенностью в исторической перспективе развития героического эпоса, но и имеет ярко выраженную этнонациональную специфику, связанную с историей народа саха и его культуры.
Научное наследие И.В.Пухова изучено не полностью и отчасти поэтому еще не оценено по достоинству широкими кругами фольклористов.
Вторая книга ученого — «От фольклора к литературе», изданная в 1980 году уже после смерти автора, объединила ряд его исследований, однако не дает полной перспективы масштабности научных взглядов, широты кругозора и профессиональных интересов, значимости и аргументированности построений и выводов И.В.Пухова. В этой книге, точнее, в вошедшей в нее статье “Олонхо — древний эпос якутов”, дается выразительная характеристика повествовательной специфики олонхо и традиционной исполнительской практики сказителей-олонхосутов: по мнению ученого, олонхо в его традиционном исполнении — это “театр одного актера”. Позже, совершенно независимо от И.В.Пухова, это образное выражение “театр одного актера” будет применено к шаманским ритуалам народов Сибири, и им будут пользоваться как ученые-этнографы, так и сами знатоки шаманской практики.
И.В.Пухов активно интересовался и занимался сравнительно-историческими исследованиями в применении олонхо.
Литература:
- Пухов И.В. Якутский героический эпос олонхо. Основные образы. М., 1962.
- Пухов И.В. Олонхо — древний эпос якутов // Пухов И.В. От фольклора к литературе. Якутск, 1980.
Подготовила А.И. Гоголева – к.ф.н.