You are currently viewing Сюжеты Олонхо

Сюжеты Олонхо

  • Post author:
  • Post category:Олонхо

  Олонхо отличаются богатством содержания и обилием сюжетов. Одни сюжеты и сюжетные мотивы могли возникнуть в глубокой древности, другие – в более поздние времена. Сюжеты связаны с общественно-историческими условиями, которые их породили. Жизнь якутов, северных народов была суровой, борьба за сносное существование многотрудной. Олонхо отражает весь исторический путь развития народа в своеобразной устоявшейся эпической форме, с героизацией и гиперболизацией действий и характера родовых воинов.

В олонхо действительность представлена в художественном вымысле, фантазии, на основе якутской мифологии.

  Олонхо «Эр Соготох» «Муж одинокой»  распространено в центральных районах. Герой считается первозданным якутским богатырем, а сказание о нем – старейшим из олонхо. Он был создан без отца и матери. По велению Айыы Тойон он добывает для кузнеца Дуодарба девицу Ники Харахсын, дочь Арсан Дуолана. Кузнец изготовил ему панцирь (куйах), меч-пальму (батыйа), лук (саа), стрелы (ох), палицу (сюллюгэс). Снова по велению свыше Эр Соготох едет добывать себе суженую, получив у почетного древа благословение духа-хозяйки родной местности. Он убивает своего соперника богатыря- абаасы Нюргуна дважды (во второй раз воскресшего из мертвых) Спасает красавицу Хачылаан Куо, убив ее похитителя  Дабырдаана. Спасенную отдает богатырю – айыы Акымалу, ходившему в обличье старика. Наконец  Эр Соготох направился на юг и женился на своей суженой Юрюнг Юкэйдээн, дочери Алтан Айыы Тойона – Медного Божьего Господина. По дороге домой во время сна он лишился своей красавицы, которую похитил абаасы – хозяин Ледовитого моря Дьэссин Джессин.

  Спустившиеся с неба три шаманки освободили Эр Соготоха от власти сонных чар и он отправился на лыжах искать  свою похищенную жену. Будучи беременно от Эр Соготоха жена его отказалась отдаться похитителю и вскоре родила сына. Абаасы хотел съесть новорожденного, но мальчик спасается, превратившись в лисицу или птицу ёксекю. Подросший сын Баhымдьы вступил в бой с Дьэссином. В это время Эр Соготох увез свою жену. Побежденный Дьэссин согласился стать рабом победителя и, превратившись в быка,  привел своего победителя к родителям. Там быка — раба убили. Десять дней пировали.

  Три небесных вестника на белых конях явились к Баhымдьы, доставили ему молодого коня Дьабын Тугуй и передали ему повеление ехать на восток за суженой по имени Кюн Туналынса, дочерью Дьагыльма Баай Тойона.  Молодой человек оделся в шкуру убитого им отцовского быка Тойон Тойбулуун и, захватив лук отца, отправился наконец на восток.  Прибыв на место жительства своего будущего тестя, он устроил костер из священного дерева и стал жарить быков и лошадей.  Только старуха  коровница Симэхсин узнала его имя, происхождение и цель его приезда. Богатырь вступил в бой со своим соперником Тонг Торолдьун, сыном Арсан Дуоланом, победил его и получил себе красавицу. Вернулся домой. Девять дней пировали, а затем богато и широко зажили.

  Герои этого олонхо Эр Соготох и Баhымдьы борются за устройство своей семейной жизни для продолжения и умножения своего рода и племени, как и в других олонхо. Сюжет так называемой героической женитьбы встречается в эпосе у разных народов Сибири и Северной Азии и оформляется по-разному в зависимости от быта и национальных особенностей их истории.  Однако сюжет имеет свою историческую основу, а именно связан с развитием семьи в родовом обществе. В период, когда из родового коллектива обособлялись большие патриархальные и малые семьи, действовал обычай экзогамии, запрещалось брать жену в своем роде. Мужчина добывал себе жену из другого рода, что было сопряжено нередко с большими трудностями.

  Одним из основных сюжетов олонхо является защита богатырем своего рода и племен от насилий и обид чудовищ абаасы. Героем защитником в якутском эпосе выступает Нюргун Стремительный, о котором сложены олонхо во многих вариантах, бытующие  преимущественно в восточных районах Якутии.

   До появления Нюргуна жители Среднего мира терпели бедствия от нашествий абаасы. Вняв мольбе людей, создатель Вселенной  Юрюнг Айыы Тойон  и властитель человеческих судеб Дьылга Хаан поселили Нюргун Боотура на земле с предназначением защищать племя людей айыы аймага от нападений абаасы. И Нюргун выполняет свою миссию, совершая ряд героических подвигов, освобождает свою сестру Айталы Куо похищенную богатырем Нижнего мира Ыйысыта Хара, спасает красавицу Кюн Туйаарыма из подземной темницы титана нижнего мира Уот Усуутаакы и освобождает тридцать девять богатырей среднего мира; спасает богатыря Айыы Дюргастая, который погибал в трясине, связанный волшебником Алып – Хара,  Нюргун сталкивается с неузнанным братом Юрюнг Уоланом, но после борьбы они узнают друг друга и примиряются.  Герой женится на богатырке Кыыс Нюргун, победив ее в богатырском состязании, однако эти эпизоды занимают небольшое место в олонхо.

В основном олонхо о Нюргуне посвящено защите и освобождению обиженных и захваченных в плен людей айыы аймага. Где бы ни появлялся Нюргун Боотур, он всюду бескорыстно защищает интересы всех племен и родов среднего подсолнечного мира.

Литература:

Нюргун Боотур Стремительный. Текст К.Г Оросина. Редакция текста, перевод, вводная статья и комментарии Г.У. Эргиса. Якутск, 1947.

Г. У. Эргис. Очерки по якутскому фольклору. Издательство «Наука», 1974.

                                                                            Подготовила А. И. Гоголева – к.ф.н.

Loading