You are currently viewing В создании Истории – творчество Н.Лугинова

В создании Истории – творчество Н.Лугинова

  • Post author:
  • Post category:Статьи

14 августа общественность Якутии отметит 75-летие Н.А. Лугинова, прозаика, драматурга, народного писателя Якутии.

Николая Алексеевича представлять не приходится. Его имя у всех на слуху, и говоря о современной якутской литературе, его имя звучит одним из первых.

Известность пришла к нему с публикации первых произведений в 70-х годах, когда вышел его первый сборник  рассказов, затем повести «Сэргэлээххэ», «Роща Нуоралджыма» и другие.

«Все началось, — говорит писатель, —  в далеких 1972-73 годах. Первый цикл рассказов был опубликован в журнале «Хотугу сулус».

В литературе моими первыми наставниками были признанные классики – народный поэт Якутии Кюннюк У́расты́ров, народный поэт Якутии Семен Данилов, якутский советский писатель Софрон Данилов и народный поэт Якутии, писатель, драматург Иван Гоголев.

На личностное становление также оказали влияние известные люди – один из основателей математического факультета Алексеев Василий Васильевич; бывший декан физико-математического факультета, кандидат математических наук Семенов Семен Николаевич; ветеран ВОВ Асекритов Устин Маркович; первый ректор ЯГУ Мординов Авксентий Егорович; доктор исторических наук, преподаватель историко-филологического факультета ЯГУ, выдающийся историк Алексеев Егор Егорович».

Народный  писатель  Якутии  Софрон  Петрович  Данилов в свое время  увидел  в  молодом  литераторе  своего  преемника  и, будучи  председателем  Союза  писателей  РСФСР,  представил  его  перед  крупными  писателями России, как  писателя  большого  дарования,  назвал  его  надеждой и будущим якутской литературы. 

С.П.Данилов, Н.А.Лугинов

Пророческие  слова  незабвенного  Софрона  Петровича  Данилова  сбылись:  теперь  имя  народного  писателя  Якутии  Н.А. Лугинова  звучит  далеко  за  пределами  родной  Республики. Литературоведы называли его преемником Далана, с его романом-трилогией «По велению ЧингисХана»,  к созданию которого привела большая работа писателя в жанре повестей, рассказов.

Напомним кратко его биографию.

  Николай Алексеевич Лугинов родился 14 августа 1948 года в селе Тыайа Кобяйского улуса Якутской АССР. Окончил физико-математический факультет Якутского государственного университета, Высшие литературные курсы при Литературном институте им. А.М.Горького. Преподавал математику в средних школах, работал директором Намской районной типографии, литературным консультантом Союза писателей Якутии, инструктором Верховного Совета ЯАССР, ответственным секретарем национального фонда «Баргарыы» — «Возрождение».

Сейчас работает директором Литературного музея им. П. А. Ойунского, сопредседателем правления Союза писателей России, вице-президентом Академии духовности Республики Саха. За свой труд удостоен множества высоких правительственных наград, литературных премий.

 Автор более двадцати книг, романов «Этажи», «По велению Чингисхана», повестей «На Сергеляхе», «Роща Нуоралджыма», «Каменный мыс» «Черный ворон», «Кустук», драм «Алампа, Алампа…», «Прощай», «Хуннские повести» и других произведений, один из последних романов «Время перемен» вышел в издательстве СВФУ им.М.К. Аммосова.

В 2009 году по книге Н.А. Лугинова «По велению Чингисхана» был снят фильм «Тайна Чингисхана», который журналисты называют одним из лучших фильмов о Чингисхане. 

Созданию эпического полотна «По велению Чингисхана» предшествовали яркие повести. Так «В роще Норалджима» молодой прозаик глазами своего героя правдиво отразил жизнь деревни послевоенного времени.

 Главная идея повести – любовь к Родине, родному очагу, земле пронизывает и другие произведения Лугинова.

Одна из актуальных тем — человек и природа —  обрела в повести «Баллада о Черном Вороне» глобальное, общечеловеческое звучание. Все в повести крупно и масштабно. Эпические образы природы названы с большой буквы – Закон Жизни, Земля – родительница, Священная Тайга, Черный Ворон,  Иччи. Эта повесть, основанная на предании о долговечности и мудрости воронов, написана в традиции жанра баллады. Философски значимы такие понятия как Закон Жизни, Иччи – хозяин.

Закон Жизни – это гармония с природой, установившаяся веками, и данная изначально. Долг Иччи – Хозяина сберечь и продолжить этот  Закон.

Поэтому рождение нового Иччи обитатели тайги в повести ждут с нетерпением и с надеждой.

Повесть «Кустук» по нравственно- философской проблематике близка «Балладе о Черном Вороне». Она повествует о судьбе охотничьей собаки Кустук, попавшей в чужую упряжку ездовых собак в тундре. Автор по- своему развивает приемы очеловечивания животного мира, что свойственно

русской и мировой литературе, классикам — А.Чехову — «Каштанка», Джеку Лондону — «Белый клык», Г.Троепольскому  — «Белый Бим, Черное ухо».

Это позволяет ему поставить нравственно-психологические проблемы своего времени. Природа, взаимоотношения с природой показаны глазами северного человека, для которого главное – доброта, верность, преданность в дружбе. Мир Севера суров, но полон поэзии, сильных чувств.

Тундра кажется пустынной  без любви, тепла близких существ, и полной жизни, когда они рядом. В этой суровой действительности Кустук живет надеждой о возвращении к любимому хозяину в теплую избушку.

Он ведь не знает, что тот его проиграл в карты и отдал другому хозяину, жестокому и беспощадному.

Автор сумел показать в небольшом повествовании северную жизнь, со всеми ее тяготами, противоречиями, жесткими законами, проблемами. Ее одухотворяет любовь, преданность, разрушает жестокость, предательство.

Дружба, любовь придает сил, вселяет надежду, веру, как в Кустука, для которого преданность хозяину, доброму Иччи – главное. 

Так современный якутский писатель, продолжая традиции мировой гуманистической литературы, создал произведение о вере и надежде, о цене

настоящей дружбы, смысле жизни. Он взывает к людям — надо хранить, ценить вечные ценности – дружбу, любовь, самоотверженность, жить в гармонии с природой по законам добра и милосердия – быть настоящим Иччи. Благодаря этому жизнь бесконечна, свободна, устремлена вперед.

Своему главному труду — трилогии «По велению Чингисхана» Н.А.Лугинов посвятил более 10 лет своей творческой жизни. Издание стало большим событием в культурной и литературной жизни Якутии, получило широкое признание читателей и критиков в разных странах мира.

К исторической теме писатель обратился закономерно.

В беседе с журналисткой Еленой Степановой писатель сказал:

«Мне было 45 лет и я, предельно аполитичный и далекий от всего писатель, вдруг увидел — какая трагедия происходит вокруг. Вся моя семья связана с тем государством!

Мои дядья погибли на войне, и каждый праздник, плача, женщины говорили: «Как они там, где захоронены?»

Когда наши выводили войска из Берлина, словно током ударило: как так?! Неужели мои дядья гибли зря?.. И тогда я увидел не историю разрушения государства, а восстановления, и стал писать совсем другую историю. На фоне разрухи, повального предательства, малодушия, в воображении моем обнажился героизм тех, кто создавал империю. Корни российской империи я нашел в монгольских началах, хотя они, без сомнения, глубже – в хуннском периоде».

Масштабность трилогии.

Трилогия отличается масштабностью, широтой проблематики.

Основа сложного сюжета  — судьба племен и народов, кочевавших в средние века в степях Средней Азии. Это – эпическое повествование о жизни создателя великой татаро-монгольской империи — Золотой Орды – Чингисхана. Его главная цель – объединение степных племен, установление мира и согласия между ними. Его действия основаны на своеобразном моральном кодексе «Ясу Чингсхана»: «Объединить всех может жесткий закон. Сильные духом боятся позора, слабые – наказания».

Изображение природы соответствует кочевому образу жизни степного народа, значимы образы вечного неба, степи, воды, гор.

Утверждение вечных законов природы, великой силы веры усиливает философское звучание романа. Великий хан убежден в живительной силе веры:

«Вера —  великая сила…Все святые дела берут начало от веры. Рушится вера – начинается разброд».

Как отмечают исследователи, религия Великой степи — тенгрианство – явилась истоком общепризнанных мировых религий.

Главное в тенгрианстве – вера в единого бога, духовное начало. Чингисхан, веруя в единого бога, с уважением относится к другим верованиям: «Пусть каждый поклоняется своему богу-сыну, но все подчиняются единому порядку. Почему бы не вложить в эти законы все лучшее, что вынесли народы из тьмы веков».

Его названный отец Тогрул-хан глубоко уверовал в учение Иисуса Христа, в его заповеди и наставляет: «Придет день и Иисус сам призовет сердце твое».

Обдумывая пути становления джасака – единого закона жизни, Чингисхан приходит к выводу о его божественном предназначении:

«Значит, есть скрепы для закона. Есть и то, что Христос, Магомет, Будда, Тэнгри – отец – все они завещали своему творению добро, праведность, чистоту помыслов и дел. Значит, есть заповеданный свыше призыв к исполнению джасака, закона».

Идея толерантности в романе Лугинова претворяется широко, многопланово, художественно реализуясь во всем богатстве содержания произведения.

В романе определяется и философия власти: «Чем сильнее власть, тем спокойнее жизнь в государстве». Главная цель Чингисхана – создание Ил-улуса, на основе справедливости, «опираясь на добрую волю народов, принявших единый закон сильного правления».

В романе осмысляется и роль личности в истории, «психология власти».

По убеждению главных героев романа, историю творят люди «длинной воли», осознавшие свое предназначение.  Мать Ожулун – главная советчица и опора  героя. Ее также отличает государственность мысли, толерантность мышления. Она так размышляет о свободе: «Свободная, независимая жизнь – участь безродных рабов и бродяг. Участь тойона – подчинение высшему благу и стремление подчинить ему других». Устами героини автор выражает идею об особой роли женщины в обществе: «Народ, не способный использовать ум и способности своих женщин, теряет половину от половины своей мощи».

Доктор филологических наук, видный исследователь А.Н.Мыреева так оценила трилогию: «Роман о далеком историческом прошлом современен утверждением идей толерантности, веротерпимости и гуманизма.

Философия истории в трилогии Н.Лугинова приобретает широкое ,общечеловеческое звучание. Произведение свидетельствовало о качественно новом уровне развития исторического романа в якутской литературе».

Роман «Время перемен», «Хуннские повести», «Восхождение»,    «Древние легенды», «Мать Чингисхана» и другие его произведения также впечатляют масштабностью, широтой и глубиной мышления, познанием исторического материала, актуальностью и значимостью идей, на основе осмысления истории.

Интересные факты

Наиболее счастливыми в плане народного признания Лугинов считает повести «Таас Тумус», «Кустук», «Сэргэ», «Хуннские повести» и роман «По велению Чингисхана».  Когда писателю на одной из встреч с читателями задали вопрос — легко ли жить писателю в России, он ответил, что в современных реалиях очень трудно быть настоящим писателем. Создание благоприятной атмосферы для талантливых людей возможно только при государственной поддержке.

  «На развитие литературы дурно влияют погоня за рыночными интересами и желание привлечь внимание общества любым путем. В целом, на литературу воздействует вся палитра событий, которые происходят в определенное историческое время – как положительные, так и отрицательные имеют свой отзвук. Недаром не раз говорили, что литература в какой-то мере является зеркалом реальной жизни».

— Писатель пожелал молодым людям любых профессий, прежде всего, стать настоящими высокообразованными интеллектуалами, так как на фоне современного темного и необразованного мира это будет, выражаясь современным сленгом, очень круто.

Многогранная деятельность.

Николай Лугинов занимается и другим важным делом — возрождением переводческой деятельности, как одним из приоритетных направлений Правления Союза писателей Якутии. Им была составлена программа «Писатели земли Олонхо», которая с 2006 года финансируется из бюджета республики.

По данной программе издаются переводы произведений не только якутских, но и русских, а также писателей братских республик России и СНГ. Программа действует и расширяется, но есть и проблемы. Это связано с наличием новых переводов, не только современных писателей, но и классиков якутской литературы.

Перевод – это искусство, необходимо соответствующее дарование, мировосприятие и многое другое. Издание новых переводных книг упирается на нехватку хороших переводчиков. К тому же не всегда изданные книги доходят до нуждающихся в них читателей. По всей России сведена на нет система государственной книготорговли. Даже писатели перестали читать друг друга. Это проблема общероссийская, но ее решение определяет будущее литератур народов России.  

Н.А.Лугинов сочетает работу в Литературном музее им.П. Ойунского, в качестве директора, с писательским и издательским трудом. Будучи председателем Совета по изданию книг писателей и поэтов в серии «Писатели земли олонхо», составил программу данной серии, много лет ведет ее, к тому же много творчески работает. Из под пера его одно за другим выходят произведения, которые становятся событиями в литературной жизни республики, страны, в мировом пространстве.

Как известно о народе судят по его ярким представителям. Отрадно, что у якутского народа есть такой большой писатель, чье творчество достойно представляет нашу литературу на всесоюзном и мировом уровне, согласно заветам великого сына якутского народа П.А. Ойунского. А он утверждал:

«Наша история в том, чтобы сделать нашу литературу достоянием всего человечества».

Литература:

Н.А. Лугинов. По велению Чингисхана, серия Сибириада, 2020.

А.Н.Мыреева. Якутский роман 70-90 годов 20 века. Новосибирск, 2014.

Н.А. Лугинов. Пути земные, пути небесные : повести, легенды / Николай Лугинов. — Якутск : Бичик, 2007. 

Подготовила:

старший научный сотрудник

Литературного музея им.П.А.Ойунского,

К.ф.н.

 А.И.Гоголева

Loading