You are currently viewing Горький о сказках

Горький о сказках

 В продолжении темы о детской литературе представляем воспоминания великого писателя из книги «О литературе», где он говорит о сказках, так любимых и популярных не только у детворы —  людей разных поколений.  

«Что дали мне народные сказки, песни? С живописью словом, с древней поэзией и прозой трудового народа, — с его литературой, которая в первоначале своем появилась до изобретения письменности и называется «устной», потому, что передавалась из уст в уста, я познакомился рано – лет 6 -7 от роду. Знакомили меня с нею две старухи, бабушка моя и нянька Евгения…»

Писатель вспоминает, о чем рассказывали они – о боге, чертях, о том, как были сотворены животные, о человеческих пороках и недостатках.

«Уже тогда сказки няньки и песни бабушки внушили мне смутную уверенность, что есть кто- то, кто хорошо видел и видит все глупое, злое, смешное, кто-то чужой богам, чертям, царям, попам, кто-то очень умный и смелый.

Я рано почувствовал, что такая сила существует, это чувство внушалось мне резким различием между сказками, песнями и жестокой жизнью, которая окружала, душила, толкала меня, всячески обижая. Сила эта, конечно, не няньки Евгении, она чувствовалась за сказками и песнями, бабушка их знала бесконечно много.  Это сила представлялась мне каким-то сказочным существом, творящим все сказки и песни. Оно как будто и не сильное, но умное, зоркое,  смелое, упрямое, все и всех побеждающее своим упрямством. Я говорю – существо, потому что герои сказок, переходя из одной в другую, повторяясь, слагались мной в одно лицо, в одну фигуру.

Существо это совершенно непохожее на людей, среди которых я жил, и чем взрослее становился я, тем более резко и ярко видел различие между сказкой и нудной, жалостно охающей, будничной жизнью ненасытно жадных, завистливых людей.

В сказках люди летали по воздуху на «ковре-самолете», ходили в «сапогах-скороходах», воскрешали убитых, спрыскивали их мертвой и живой водой, в одну ночь строили дворцы и вообще сказки открывали предо мною просвет в другую жизнь, где существовала и, мечтая о лучшей жизни, действовала какая-то свободная, бесстрашная сила. И, само собой разумеется, устная поэзия трудового народа, — той поры, когда поэт и рабочий совмещались в одном лице, — эта бессмертная поэзия, родоначальница книжной литературы, очень помогла мне ознакомиться с обаятельной красотой  и богатством нашего языка…»

Богатство и красочность языка отличают произведения Горького, где он воспевает человека труда – сильного, смелого, обладающего большими возможностями, знаниями, могучим потенциалом, способным изменить мир к лучшему.  Горький и сам был из этой могучей когорты людей, чьи труды, книги и поныне имеют большую силу воздействия, в призыве, стремлении изменить жизнь  к лучшему.

Литература:

М. Горький. О литературе, Советский писатель, М., 1953.

Подготовила А.И. Гоголева – к.ф.н.

Loading