В первые дни Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг. Коммунистическая партия, раскрывая смысл огромной опасности, нависшей над страной, мобилизовала для отпора врагу и всех тех, кто владел словом.
«…Мы сейчас живем войной. Мы не можем жить иначе. Все остальное нам кажется второстепенным, если не чуждым», — говорил Н. Тихонов на IX пленуме Правления Союза советских писателей СССР.
До конца войны было еще более года, но этого никто не знал. Зато с самого ее начала задачи писателей были предельно ясны. Уже в августе 1941 года в передовой статье «Литературной газеты», под названием «Место литератора в Отечественной войне» говорилось: «Каждый на своем посту – боец Красной Армии, каждое трудовое усилие советского народа, на каком бы участке он ни работал, в каком бы городе ни жил, — служит делу обороны нашей священной Отчизны». От мастеров слова требовались «непосредственная помощь армии и тылу», «политическая пропаганда…воспитание патриотического духа у широчайших масс трудящихся…политико-просветительная, военная работа».
Особый вес приобретало писательское слово. Большое значение придавалось радио, где звучало живое писательское слово в быстром, единовременном контакте с многомиллионной аудиторией. В одной из лучших газет «На страже Родины» было напечатано более тысячи рассказов, статей, очерков, стихотворений. О том, как работали писатели, дает представление кипучая деятельность К. Симонова, так описанная современником: «Сегодня мы видим его в Одессе, завтра он под Москвой, потом он переносится в сугробы Заполярья, вот он уже в Сталинграде, потом вместе с армией на правом берегу, потом мы видим его в лесах Полесья, читаем его корреспонденции из Гомеля…Он сам идет в разведку, он сам идет в атаку, он – на наблюдательном пункте, он — на волжской переправе под обстрелом».
В таких условиях некогда было заниматься отделкой стиха: немного поработаешь в окопе или в походе. Тем не менее, новое содержание вызывало к жизни новые формы, новые творческие замыслы, диктовало поиски новых идейно-нравственных средств.
В трудные годы войны деятельность Союза советских писателей находилась под неослабным вниманием партии и правительства. Создавшееся положение требовало более оперативных форм руководства работой писательских организаций: проводились многочисленные собрания, радио-митинги, творческие совещания, пленумы Правления Союза советских писателей СССР, совещания писателей-фронтовиков, создаваемые политуправлениями фронтов, на которых по-деловому обсуждались произведения, созданные в первые месяцы войны, подводились итоги деятельности Союза писателей, ставились новые задачи. Предметом специального обсуждения становись вопросы детской литературы, историческая тема в современной литературе и пр.
Поражает оптимизм, с которым народ смотрел на свое будущее в труднейшие годы войны, сила его гуманистических устремлений.
«Мы готовим детей для великого дела, — говорил А. Толстой на совещании, посвященном вопросам детской литературы. – Наши дети будут ходить по миру с гордо поднятой головой»,
«Я горжусь тем,- вторил ему И. Эренбург,- что даже в самые горькие дни испытаний наш народ не перенес своей справедливой ненависти к солдатам Гитлера на Гете или Бетховена. Мы хотим покарать преступников, заливших нашу землю кровью. Это не только наше право, но и наш долг. Но никто из нас не хочет сжечь домик Гете в Веймаре или уничтожить музей, где хранятся картины Дюрера, Кранаха, Гольбейна».
«Человек, идущий путем битв и всяческих лишений к светлому будущему, — как бы заключал Н. Тихонов, — знает, что он воюет не только ради себя и своей семьи, но и ради будущего всего советского народа и всего человечества».
Этого человека необходимо было изобразить во всем величии его подвига, во всей полноте его человеческих качеств. И все это говорилось и делалось с мыслью о будущем: «Для того, чтобы яснее понять, ощутить образ нашего человека на войне, писатель должен представить себе — каким он вернется обратно после войны, что приобретет он и что потеряет». Наиболее полное и исторически правдивое осмысление подвига советского народа доверялось будущим поколениям.
Подготовила А.И. Гоголева — к.ф.н.