You are currently viewing «Тыгын Дархан» В.С. Яковлева – Далана

«Тыгын Дархан» В.С. Яковлева – Далана

Писатель долго и тщательно готовился к созданию этого романа.

Изучил труды этнографов, фольклористов, историков: Я.Линденау, И.Худякова, В.Серошевского, С.Боло, С.Токарева, А.Окладникова, Г.Башарина и многих других. Не раз побывал в местах, стойбищах легендарного Тыгына, чтобы понять и воссоздать облик героя легенд.

Все это помогло писателю осмыслить громадный жизненный, исторический материал, воссоздать время, образ жизни народа. Отразить его менталитет в судьбах, жизни героев, образе главного героя, сложного и противоречивого. Природа, народ в своей повседневной жизни, смене времен года и многочисленных обрядах — эпическая народная жизнь в мире и войне показана автором полно и ярко. Добро и зло, свет и тьма предстают в романе, как в жизни, в сложном переплетении судеб и событий. Идею войны и мира выражают многие герои, но прежде всего – образ главного героя, властелин Туймаады  Тыгын Дархан. Характер его сложный и противоречивый, как сама эпоха. В изображении писателя кангаласский тойон — олицетворяет государственный ум, непонятый своими современниками.

Хотя Далан не доводит повествование до прихода русских, Тыгыну известно, что ожидает его народ, благодаря пророчествам его соратника — шамана Одуну. Тыгын с молодых лет стремится к одной цели – сплотить якутские племена в один могучий Ил, что означает мир, согласие, пытается объединить пришедших с юга племена, расселившиеся по притокам Лены и замкнувшиеся в своих улусах, призывая народ за создание совета племен, Улуу Ил.  В этом прозорливость героя Далана. Но  непонятый соотечественниками, Тыгын действует по принципу “цель оправдывает средства”. В своих мечтах он видит Якутию в мире, но единственное средство в достижении этого для него — война.

Не желая участвовать в кровавых походах, соратники Тыгына оставляют его и уходят в удаленные уголки Якутии. 

Утверждение главного

Автор раскрывает духовный мир героя во внутренних монологах, показывая его устремленность к главной цели. Он рассуждает о войне и мире, пытается убедить в своей правоте детей: «Мир без войны немыслим. Мир и Война столь неразлучны, как день и ночь, как лето и зима».

 Трагедия его в том, что он верит в возможность устройства великого Ила путем насилия и войн. После тщетных попыток достичь своей цели, перед ним встает мучительный вопрос: «Неужели Улуу Ил – задача непосильная для одного человека? Может, для этого недостаточно его века?»

В романе всесторонне освещена тема «отцов и детей». Отец Тыгына Муннян Дархан завещал сыну на смертном одре – установить мир, чтобы не опустела без хозяина родная земля. Устами шамана Одуну  автор говорит о важности преемственности поколений, «если вековой опыт предков перестает передаваться молодым поколениям, то народ постигает  печальный удел: он рассыпается, как стадо, оставшееся без пастуха, и бесследно тает в толще столетий. Народ без прошлого, не имеет и будущего».

В романе утверждается главное – народный идеал мирной, созидательной жизни.

 «Роман Далана остро современен пафосом возрождения национального самосознания. Благодаря таким произведениям читатель прикасается к истокам духовности, этногенетической памяти народа».

А.Н Мыреева –

доктор фил.наук, засл.работник образования РС (Я), действительный член Академии Северного Форума.

Использованная литература:

В. Яковлев — Далан.  Тыгын Дархан: роман/ пер. А.Е. Шапошниковой. – Якутск: Бичик, 1994.

А.Н Мыреева. Якутский роман 70-90 годов 20 века. Новосибирск, Наука, 2014.

Подготовила А.И. Гоголева – к.ф.н.

Loading