You are currently viewing Почему нужно читать фэнтези прямо сейчас?

Почему нужно читать фэнтези прямо сейчас?

  • Post author:
  • Post category:Статьи

Литература – явление динамичное. Какие-то тенденции задерживаются, какие-то не проходят проверку временем. Кто-то может сказать, что литература консервативна и медленно, недоверчиво привыкает к новому, – и будет прав. Другой возразит, что в современном мире мейнстрим оказывает сильное влияние и на художественные книги, – и тоже окажется прав. В данной статье мы не будем погружаться в глубокие, противоречивые и сложные внутренние процессы королевства Литература, а лишь обратим внимание на один интересный аспект. 

Фантастические жанры.

В СССР с самого начала было заложено, что фантастика (кроме кристально научной и так называемого «ближнего прицела», рассказывающего про научные победы коммунизма) предназначена для юношества. Ее ставили на одну полку с детскими книгами, это было решено как издателями и редакторами, так и наиболее авторитетными критиками. Фэнтези же как такового не было в Союзе. Принято было считать, что бегство от реальности в другие миры и так называемое волшебство – совсем не то, что нужно советским подросткам. Космические корабли, лучшие изобретения в мире будущего и доблестные коммунистические агенты, которые ловят хитрых иностранных агентов, – еще куда ни шло, а вот всякие выдумки магические – чепуха, и вообще опасно думать о жизни вне СССР.

Разумеется, отечественное фэнтези тогда было, просто оно более-менее удачно маскировалось под другие жанры – сказку, фантастику, притчу. Тот же «Понедельник начинается в субботу» (1964) А. и Б. Стругацких не что иное, как городское фэнтези про магов. А цикл «Великий Гусляр» (1971-2002) К. Булычева вообще масштабное ироническое фэнтези.

Репутация жанра в литературе, как и репутация человека в реальности, сложно восстанавливается. Фантастику и фэнтези до сих пор старшие поколения считают детским контентом, ведь такова была политика партии. Хотя по фантастике уже давно пишутся диссертации, изучается структура жанра, его история, появляются литературоведческие дисциплины. Е. Н. Ковтун в своей книге «Художественный вымысел в литературе XX века» доступно объясняет, что пришло время анализировать обозначенные жанры, считаться с ними, а не закрывать глаза на их существование.

И вот мы подошли к тому, что породило Волну и без чего фантастика и фэнтези так и были бы страстью относительно небольшой группы читателей. К тому, что сто лет назад просто не имело бы смысла и достаточного веса в обществе. К кинематографу и игровой индустрии. За считанные двадцать лет (для литературы – один миг) они доказали, что люди хотят мечтать и что фантастика и особенно фэнтези – прекрасные источники вдохновения и сюжета (и богатства, если уж на то пошло). С этого времени начался процесс повальной интеграции фантастических элементов во все сферы контента. Фильмы, сериалы, игры, музыка, изобразительное искусство стали опираться на то или иное произведение художественного вымысла. К 2010 году фантасты из арьергардных мастеров, «подпольщиков», «гиков» превратились в звёзд рок-н-ролла в книжном мире. Стоит привести в пример Нила Геймана или Чайна Мьевиля, которые произвели фурор в жанре и стали объектами для подражания. Массы потянулись к истокам, начался очередной Ренессанс творчества Толкина, К. Льюса, Г. Ф. Лавкрафта. Конечно, интерес был порой поверхностным и точечным – многие авторы были несправедливо оттеснены на обочину и остались незаслуженно забытыми – например, Лорд Дансени (полное имя Эдвард Джон Мортон Дракс Планкетт), который неудачно оказался в тени Толкина в XX веке. Другой проблемой стало появление сотен малоопытных авторов и на Западе, и в России, создающих посредственные тексты на Волне интереса к жанру или из-за жажды денег. Из-за этого книжные полки – реальные и на сайтах электронных библиотек – наполовину состоят из посредственных однодневных книг или бесконечных однообразных циклов, за пестрыми обложками которых не видно хороших романов.

Волна не затихала, подкреплялась эффектом эхо, и это не давало фантастике и фэнтези уйти в тень. Успех «Игры престолов» и «Ведьмака» (игра, сериал), новый контент по «Звездным войнам», вселенной «Гарри Поттера» и «Дюне», десятки игр по книгам фантастов доказали, что люди готовы впитывать и обсуждать выдумку с удовольствием. Ничто не закроет Рог изобилия фэнтези.

Почему же сейчас мы советуем начать читать фэнтези? Есть два ответа.

Ответ для писателей: в отечественной фантастической литературе всё еще очень много лакун. Из пяти тысяч начинающих авторов, покоряющих интернет-конкурсы и различные премии на самый верх (условно обозначим его уровнем С. Лукьяненко, Р. Злотникова, В. Головачева) пробиваются единицы. А с учетом ухода с российского книжного рынка некоторых западных фантастов, места стало больше, в ближайшие годы оно будет занято предприимчивыми писателями – вчерашними новичками.

Ответ для читателей: игроделы и сериальные продюсеры не прекратят обращаться к творчеству таких авторов, как Т. Пратчетт (по его книгам сняли сериал «Благие знамения» и фильм «Цвет волшебства») и Ли Бардуго (сериал «Тень и Кость» по одноименному роману). Про безумное количество игр в сеттинге Г. Ф. Лавкрафта уже и говорить не надо. И дальше эта тенденция не исчезнет. Через год-два может начаться сага по циклу «очередного Толкина», — например, П. Ротфусса, Р. Хобб, М. Пика или Р. Джордана. Чтобы лучше понимать, куда идет индустрия, неплохо бы владеть инструментарием: чем отличается гримдарк от темного фэнтези, почему антигерои опять никому не нужны, по какой причине создатель «Малазанской книги павших» С. Эриксон считает, что в ближайшее время появится что-то новое, что окончательно низвергнет тёмное фэнтези с престола жанров. Это не говоря уже про китайскую фантастику, которая бьет все мыслимые и немыслимые рекорды по скорости создания сильных циклов и последовательному захвату книжных рынков. Она действует решительнее польской.

Самое время брать в руки «Мир фантастики» или другое проводник в художественный вымысел – и разбираться в тенденциях! Представьте, сколько отсылок было пропущено и недооценено в фантастической игре или фильме?

Максим Эверстов, писатель-фантаст, сотрудник Медиацентра НБ РС(Я)

Источник: https://new.nlrs.ru/news/9462

Loading