You are currently viewing Надо учить нетерпимости к коррупции

Надо учить нетерпимости к коррупции

Интервью с Виталием Егоровым, признанным в 90-х годах лучшим сыщиком Советского Союза, лауреатом премии Юлиана Семенова, известным якутским писателем, автором ряда широко известных детективов.

Виталий Михайлович после окончания филологического факультета поступил на службу в МВД в уголовный розыск. Прошел все ступени оперативной работы: от простого инспектора угрозыска до заместителя начальника криминальной милиции и начальника Управления собственной безопасности МВД по РС (Я). Этот большой опыт работы писатель отразил в своих книгах. Его произведения имеют большую силу воздействия не только благодаря незаурядному дару рассказчика, но еще и потому, что основаны на реальных событиях. Автор, наряду с другими мужественными работниками правоохранительных органов, рискуя жизнью, защищал людей от преступников, раскрывал различные преступления, переживая те или иные события, которые он красочно описал в своих книгах «Адычанская трагедия», «Аптекарь сатаны», «Нелюдь» и других. И сегодня он ответит на вопросы, связанные с болевой проблемой коррупции.

В.М. Егоров: Коррупция — очень обширная и сложная тема, которую во время интервью полностью раскрыть вряд ли удастся.

Не скажу, что являюсь слишком уж большим профессионалом в области борьбы с этим негативным явлением, которое уродует и калечит нашу повседневную жизнь. Борьба с коррупцией – это прерогатива подразделений по борьбе с экономическими преступлениями. Я же всю жизнь боролся с убийцами и насильниками, только последние полтора года своей службы в милиции руководил Управлением собственной безопасности МВД Республики.

Но иногда приходилось сталкиваться с проявлениями коррупции и во время работы по тем или иным преступлениям, направленным против личности. В своей первой книге «Адычанская трагедия» я как раз пишу об этом: оперативный работник приезжает в один из населенных пунктов, чтобы раскрыть убийства старателей. В ходе работы по этому делу он поневоле выходит на коррумпированных правоохранителей и распутывает целый клубок их преступной схемы по обворовыванию золота у государства.

По истечении определенного времени эти лица и их покровители, именуемые себя «полковниками», через средства массовой информации пытались поставить под сомнение достоверность описанных мною событий, говорили, что я очерняю ни в чем неповинных сотрудников милиции. Мне пришлось доказывать обратное. Примечательно, что один из этих так называемых «полковников» вскоре был задержан в Москве вместе с известным золотодобытчиком за хищение драгоценного металла в особо крупном размере.

         В других моих произведениях — «Нелюдь», «Аптекарь Сатаны» также присутствует проявление коррупции. Коррупция там проходит фоном к описываемым событиям, но в итоге всем становится ясно, что, если бы не было продажных должностных лиц, не было бы и этих убийств.

 Коррупция была, есть и, скорее всего, будет сопровождать нас и в будущем. Задача государства – уменьшить ее воздействие конкретно на человека и на общество в целом. А ведь еще Пушкин писал про коррупцию. Разве Троекуров, подкупающий судей, не коррупционер?

Из современных писателей много писал о борьбе с коррупцией Виктор Пронин. Его произведения рассказывают о коррупции и борьбе с ней: «Ворошиловский стрелок», «Банда» и т.д.

Сейчас, будучи на пенсии, я, как простой обыватель, иногда задаюсь вопросом: почему, например, обеспечением  лекарственными препаратами занимаются частные лица, навариваясь на этом миллиардными прибылями? Почему обычный клерк из Минздрава не может поехать в Москву и отправить все необходимое контейнером в Республику и получить за это  только свою зарплату и командировочные? И лекарства были бы дешевле, и все бы доставлялось в срок. Мне это не понятно, и я подозреваю, что тут кроется чья-то заинтересованность. Не зря же возбуждались уголовные дела, когда выявлялось, что цены на лекарства и оборудования повышены в два-три раза.

         Детей надо учить со школьной скамьи нетерпимости к коррупции. Они должны понимать, что если какой-то чиновник будет воровать, эти деньги не дойдут до нуждающихся, до больных детей, малоимущих, сирот…

          Однажды, когда мне предложили должность в гражданской структуре, связанной с борьбой с коррупцией, я загорелся идеей выпустить брошюру для детей с описанием известных коррупционных схем, чтобы они, будучи во взрослой жизни, не попались на уловки нечистоплотных чиновников и эффективно противодействовали этому явлению. Но, увы, все это осталось лишь в задумке. 

На последнем отрезке своей служебной карьеры, когда меня назначили начальником Управления собственной безопасности МВД Якутии, столкнулся с реальной коррупцией, учиняемой со стороны тогдашнего министра внутренних дел и ряда руководителей. Силы были неравны, поэтому я обратился за содействием в различные инстанции, призванные бороться с коррупцией, но, не получив помощи и поддержки, был вынужден уйти на пенсию. Будучи на заслуженном отдыхе, продолжал бороться и, в конце концов, добился того, чтобы зло было наказано.

Борьба с этим явлением, как и с другими негативными явлениями нашего общества, сложная, требует немало выдержки, времени, мужества и сил. Отрадно, что есть такие люди, которые, несмотря на трудности, ведут борьбу с ней.  Ведь как подчеркивает Макар Макарович Яковлев – другой известный якутский правозащитник: «Если коррупцию не минимизировать, развития государства не будет».

                                                        Подготовила А.И. Гоголева – к.ф.н.

Loading