You are currently viewing 30 ноября в Якутии отмечают День хомуса

30 ноября в Якутии отмечают День хомуса

Голос души

Хомус — варган распространен на всех континентах: в Евразии, Америке, Африке, Японии.  Но в Якутии это не просто инструмент, а нечто сакральное, по древним верованиям, подаренное людям на радость и  помощь Творцами – Айыы, светлыми божествами, и ставшее важной частью  жизни и культуры человека.

 Здесь многие умеют и любят играть на хомусе, поверяя ему свои мысли, чувства, все самое дорогое. В искусных руках Мастера он откроет целый мир многоликого Севера, Матери — Природы, дарующей жизнь, полной тайн, красоты, волнующих голосов и всех цветов радуги, расскажет о людях Якутии, их боли и радости, древней Истории и Современности.

Само общетюркское слово «хомус»  говорит о его магических свойствах. Недаром якутское слово «хомугун»  — «волшебство, колдовство, чары» исследователь Г.В.Попов возводит к древнетюркскому «ховуз» — «слово, произносимое для изгнания злого духа»; «ховуз огуз» — «заклинание для изгнания злого духа». Тюркское слово  «хомуз/ кобыз» указывает на связь инструмента с артикуляционно – голосовым аппаратом исполнителя, обращающегося с просьбой  о покровительстве к добрым божествам, духам. Это песня-рассказ, играя, музыкант словно напевает. В древние времена, северные племена — чукчи, эскимосы, юкагиры, перед охотой в особом магическом танце призывали удачу, подражая голосам зверей и птиц, их повадкам, чтобы задобрить духа леса Байааная. Ведь он, по поверьям, особо отмечает охотников, умеющих играть на хомусе.

 Шаманы, посредники между духами и людьми в сакральном действии – камлании точно перевоплощались в зверей и птиц — лебедя, гуся, стерха, ворона, орла, белогубого жеребца и через них общались с духами, божествами. Это может и большой музыкант, играющий на хомусе. Своей игрой хомусист воспевает красоту и величие природы во все времена года: небесные огни северного сияния, лунные снега, дыхание весны в перезвоне капели, журчании талой воды, пенье птиц и листвы, в звуках рисует ее  картины, явления.

Хомус благоприятно воздействует на эмоциональное, психическое состояние человека, передавая радость, любовь и восхищение родной природой. В этом важно мастерство и магия исполнителя.

Хомус  и любимый образ в литературных произведениях с самого зарождения якутской литературы. Так в фольклоре, в якутских мифах и легендах, по утверждению доктора исторических наук Н.А.Алексеева, особенно любит игру на хомусе, как и сказки, дух охоты и тайги Баай Байанай.

Один из зачинателей, классиков литературы Алексей Кулаковский посвятил ему стихотворение, которое так и называется «Хомус», где говорится, что «племя белых богов сотворило в подарок людям голосистый, милый сердцу хомус».

Во многих произведениях рассказывается о большой любви народа к хомусу, о его глубокой древности. В повести народного поэта Якутии, писателя, драматурга Ивана Гоголева «Я люблю вас»  большое место занимает образы молодого хомусиста и мастера кузнеца. В трилогии «Черный стерх» одному из главных героев Хабырыысу является легендарная белая удаганка Дэрийлээр и своей игрой на хомусе словно благословляет его.

 В рассказе Прокопия Прокопьева «Два хомуса» рассказывается о большой любви отца и матери одного солдата, символов ее — двух хомусах. 

В рассказе Ивана Данилова «Хомус» говорится о встрече старого мастера-кузнеца и молодого известного хомусиста, о том, как у маленькой девочки пробуждается любовь к хомусу.

В очерках Ивана Данилова «Праздник летнего изобилия», Петра Иванова «Хомус и Иван» рассказывается о большой и разносторонней работе известного хомусиста, заслуженного работника культуры Якутской АССР, лауреата премии Якутского комсомола, доктора филологических наук Ивана Егоровича Алексеева.

Мастер игры на хомусе

  Иван Егорович Алексеев — виртуозный, самобытный мастер, сочинитель, исследователь приемов игры на хомусе, всю жизнь посвятил изучению хомуса. С ним он никогда не расставался. Постоянно изучал его свойства, открывал новые возможности. Так завоевал признание не только в Якутии, но и за ее пределами. К тому же он углубленно занимался научно-исследовательской работой в области якутской филологии, изучением интонационных особенностей  якутского литературного языка. Именно игра на хомусе привела его на этот путь, к пониманию взаимовлияния языка, интонации, артикуляции, сложных технических приемов в создании особой хомусной музыки.  

 Дополнительно к трем основным народным приемам игры на хомусе, ученый – музыкант открыл еще 12 звуко — изобразительных  приемов. Среди них отметил, как особенно популярное, ансамблевое исполнение, украшавшее с древних времен праздники, яркие события: «В общем аккорде празднества звуки хомуса обретают оттенок неувядаемой лирики, олицетворяя символ вечности духовного состояния народа, силу традиций его музыкальной и песенной культуры».

Все эти традиции исполнительства на хомусе определены укладом жизни народа, само- сознанием и окружающей средой. «В этом, — подчеркивает Мастер, — проявляется не только история народа, но и философия самой музыки, ее таинственность и вечность. Якутскому хомусу свойственна эпическая манера творчества, порождающая философское содержание музыки и ее художественную ценность».

Преданный народному искусству Иван Егорович непрестанно совершенствовал свое мастерство и плодотворно сотрудничал с видными композиторами республики.

Так в музыкальное искусство Якутии вошло созданное видным композитором Якутии Николаем Савельевичем Берестовым оригинальное произведение «Импровизация для хомуса с симфоническим оркестром». Иван Алексеев стал первым его исполнителем.

  Достигнув высокого мастерства и исполнительской техники, он создал специальную школу по обучению хомусного искусства молодого поколения. Благо, что Правительство республики  поддержало его инициативу. В 1981 году была создана хомусная студия, куда записалось 30 студентов учебных заведений города Якутска. Ученики во время обучения узнавали много нового о хомусе: о варганах народов мира, об особенностях их устройства, их разновидностях в странах Азии, Африки, Австралии, Африки, Европы. Учитель рассказывал историю хомуса, о том, что раньше, вплоть до 19 века, существовал «камышовый хомус», «деревянный» и «костяной». Но со временем их стали делать только из металла и на первый план вышел «тимир хомус» — железный. Теперь больше известны три разновидности хомуса – «деревянный, железный и двуязычковый».

Учитель не только показывал музыкальные инструменты с демонстрацией их звуковых особенностей, но и рассказывал о взаимовлиянии и взаимообогащении искусства варгана у разных народов. При этом большое внимание уделял обучению приемов игры на якутском хомусе. Впоследствии из школы Ивана Алексеева вышли известные теперь всей республике хомусисты З.Г.Сысолятина, мастера – виртуозы Спиридон Шишигин, Александр Пахомов, Петр Оготоев, Розалия Жиркова, Альбина Дегтярева и др. 

Хомус мастера может даже лечить, ее применяют при психотерапии, утверждает З.Г. Сысолятина. При этом очень важно звучание хомуса, которое зависит от качества инструмента, то есть от мастерства кузнецов, создавших их. Благо, что якутский народ издавна славился своими кузнецами, о чем говорят легенды, сказки, эпос. Из руды, добываемой из недр северной земли, получалось отменное железо, благодаря этому и развилось кузнечное дело. Были известны целые династии кузнецов, мастеров-ювелиров.

Народ, во все времена весьма почитал их. Даже в эпоху «Кыргыса», межродовых войн, кузнецы были неприкосновенны. О них слагали легенды и говорили с почтением, как о немногословных людях, обладающих особыми знаниями, которые они передавали по наследству – до седьмого, а то и девятого колена. Существует и теперь множество ритуалов, необходимых для того, чтобы хомус запел.

По поверьям, даже козни колдунов, шаманов и злых духов бессильны против кузнеца, имеющего горнило. А для того, чтобы выковать хомус, да не простой, а певучий, необходимо было соблюсти множество ритуалов.

Создатели поющих хомусов

У каждого мастера кузнеца есть свой хомус и он – особый, как  его душа, мастерство. Даже по виду и внешним признакам хомуса профессионалы-исполнители могут узнать почерк мастера кузнеца. Среди создателей якутских хомусов особым уважением и почетом пользуются мастера, создающие «говорящие» и «певучие» инструменты.

  Один из них Егор Петрович Гоголев, родом из Вилюйского улуса. Его хомусы играют даже от одного дыхания. Прежде чем изготовить этот инструмент, мастер долго постился. Он знал, что не имеет права ругаться, произносить бранные слова, ведь хомус невозможно обмануть. Характер, человеческие качества воздействуют на его звучание и остаются навсегда. Егор Петрович мастерил хомусы только тем, кого полюбил за что-то. Заказчика хомуса непременно усаживал за стол, угощал чаем, как водится у северян, и просил сыграть на нем любимую мелодию, чтобы понять, какой хомус тому нужен. Только после этого принимался за работу. Хомусы он мастерил, сидя перед печкой-камельком, разговаривая с Духом огня Уот — иччитэ на только ему понятном языке, вкладывая в него всю любовь к родной природе, чистоту души, свои лучшие душевные качества – душевность, доброту, нежность.

Когда заканчивал работу над хомусом, обязательно просил заказчика сыграть на нем, верно, чтобы убедиться, что получилось именно то, что хотелось сделать. Его хомусы пережили его, рано ушедшего из жизни, и теперь рассказывают  людям разных народов и стран о своем мире – природе, жизни северных людей с их традиционной культурой.

  Хомусисты всегда благодарны кузнецам за неоценимый вклад в возрождении искусства игры на хомусе, как подчеркивает известный хомусист Спиридон Шишигин. По признанию музыканта, он с большим удовольствием играет именно на хомусах, изготовленных Егором Гоголевым, мастером из города Вилюйска: «На хомусах его, невозможно не сочинять музыку, невозможно играть просто так! Кузнецы и музыканты — исполнители вместе делают большое дело, добиваясь признания хомуса. А это имеет огромное значение в смысле сохранения традиционной культуры, а значит, народов. Это я понял в 1987 году, во время гастролей по странам Западной Европы. Навсегда  запомнил то, что сказал Ш.Каснадар, директор международного дома культуры народов мира в Париже: «Величие народов измеряется не количеством людей, а тем, как этот народ сохраняет и передает от поколения в поколение язык и культуру. В этом смысле Вы, якуты – великий народ».

  Труд кузнецов, благодаря мастерству которых создаются хомусы, в деле сохранения  и передачи людям родной культуры  особенно значим.

       Музыка хомуса – это всегда результат труда мастера-изготовителя и исполнителя. В руках кузнеца кусок руды превращается в металл, из которого он изготавливает хомус. Но этот хомус оживает, начинает говорить  и петь только в руках исполнителя хомусиста, музыканта, сливаясь вместе с ним в единое целое, становясь голосом его души. Только при наличии совместимости этих двух составляющих оживает музыка хомуса.

Библиография

1. Попов Г. Слова «неизвестного происхождения» якутского языка (сравнительно- историческое исследование). – Якутск, 1986.

2. Серошевский В. Якуты: Опыт этнографического исследования. –Т.1. – Спб., 1896.

3. Варган (хомус) и его музыка. Якутск, 1991.

4. С.С.Шишигин. Играйте на хомусе. Покровск, 2009.

Фото: из архива И. Алексеева

                                                                    Из книги Анны Гоголевой «Заветные ключи»

Loading