You are currently viewing Исторические события республики

Исторические события республики

В этом году республика отмечает 100 — летие образования Якутской автономной республики – ЯАССР. Эта дата напрямую связана с нынешним историческим – Днем государственности  республики. 

Известно, что решающую роль в этом историческом событии сыграл Платон Ойунский Максим Аммосов, Исидор Барахов, Степан Аржаков и другие их соратники. Первая в истории якутов государственность установилась в нелегкой борьбе, благодаря решительным действиям лидеров народа. Они преодолели множество преград, чтобы побороть сопротивление и в самой республике, и в Сибири, и в Москве, были «наиболее последовательными сторонниками автономии».

 По характеристике Ойунскому, данной в 1920 году Якутским районным оргбюро РКП (б), он считался ответственным оратором, партийным лектором, агитатором. Платон Алексеевич сумел убедить часть членов Сиббюро, что имело решающее значение. Огромное значение имело и то, что в Якутии сложилось ядро «автономистов», возглавляли которое Платон Ойунский, Максим Аммосов, Исидор Барахов, Степан Аржаков.

Ойунский был трибуном, человеком века революции, призванным эпохой больших перемен, социальных преобразований. Своим сородичам он напоминал шамана, посредника между мирами, временем и пространством, востребованным самим временем, нуждами людскими.

«Созидая новое государство и культуру, — подчеркивает исследователь жизни и деятельности П.А.Ойунского – О.Г.Сидоров, — он не забывал об истоках, соединял собою понимание государственности, нового общественного строя и древние корни народа, историю и религиозные мировоззрения, которые находил в народном творчестве, олонхо. И это стало основой молодой якутской автономии – Якутской Автономной Советской Социалистической Республики».

Борьба за автономию

  Обратимся к историческим событиям, благодаря которым была достигнута первая государственность республики.

Вернувшись с X съезда РКП (б) в Омск, Платон Алексеевич развернул кипучую деятельность, агитируя за автономию для Якутской области. Это было весной 1921 года и сначала события разворачивались не в пользу автономной республики. Ее противниками выступали Якутская партийная организация и Сиббюро. Но Ойунский последовательно, на основе глубокого геополитического положения Якутии, убеждал противников движения за автономию в необходимости создания автономной республики и стойко продолжал свою деятельность. Он считал, что образование автономии Якутии позволит объединить  усилия национальной интеллигенции и трудовых масс для политического, хозяйственного и культурного развития региона.

К октябрю 1921г. он лично подготовил проекты «Декларации прав и обязанностей трудящихся Якутской АССР» и «Положение об автономии Якутской республики».

К началу 1922 г. колоссальная работа по созданию республики была завершена и на основе документов, подготовленных П.А. Ойунским, 27 апреля 1922 года была образована Якутская Автономная республика – первая в истории якутов государственность. Появилось первое правительство – Совет народных комиссаров во главе с Ойунским, были образованы наркоматы. В январе 1923 года  на первом Всеякутском Учредительном съезде Советов был сформирован верховный орган власти республики – Центральный исполнительный комитет (ЯЦИК), первым председателем которого был избран П.А. Ойунский.

Огромная энергия, стремление к знаниям с малых лет, сказительская среда, учеба у преданных своему делу, энциклопедически образованных учителей, совместная работа с партийными деятелями, дружба с молодыми, такими же воодушевленными людьми, единомышленниками, ставшими впоследствии его соратниками – все это способствовало развитию лидера, определило его дальнейшую деятельность на благо народа, родного края.

Как личность он сформировался в годы учебы в Якутске, что был экономическим и торговым центром края. Это  было время пробуждения и подъема общественной инициативы, национальные силы объединялись, формировалось мировоззрение якутской интеллигенции, в диалоге с властью, особенно с Иваном Ивановичем Крафтом.

Огромное влияние на формирование идеологии якутской национальной интеллигенции оказали русская  культура и литература. Платон Слепцов полюбил произведения Льва Толстого: его творчество, идеи были популярны в Якутии, как и во всей тогдашней России

 Там он познакомился со своим будущим другом и соратником Максимом Аммосовым. Они были похожи по своему характеру, темпераменту, оба были блестящими ораторами и организаторами. Яркий Максим – так назовут в народе Аммосова.

Максим происходил из сельской многодетной семьи Хатырык Намского улуса, оба они поступили в одно учебное заведение, жили на хлебах у одного хозяина. Вместе посещали кружки национальной интеллигенции, подпольные кружки ссыльных социал-демократов. Они и их друзья соратники – Степан Аржаков, Исидор Барахов, Степан Васильев и многие другие  вышли из учительской семинарии.

В фондах Национального архива Якутии сохранилось свидетельства дружбы и заботы друг о друге Максима Аммосова и Платона Слепцова: прошение юного семинариста  Ойунского о шубе и другие письма.

Максим будет поддерживать своего друга: когда тот в 1917 году уедет учиться в Томск, организует и оказание финансовой помощи.

Из Томска Платон Ойунский пишет своему другу: «..Мы, якутская молодежь в Томске, в центре главного научного образования в Сибири, горя желанием принести пользу своему краю и родному народу, сочли своим долгом объединиться между собой и организовать национальный якутский центральный кружок и работать на благо родного края, чувствуя, что в данное время нужны и крайне необходимы работники для ведения дел нового нашего земства, для правильной постановки дела народного и национального образования и для поднятия экономического благосостояния якута. Поэтому задались целью организовать центральный кружок, где могли бы наши товарищи подготовиться теоретически к практической работе и работать практически самому, и проявлять первые дары деятельности и талантливости на заре нашей жизни и быть посредниками между нашими народами и другими Сибирскими повстанческими племенами, будущими нашими соратниками в делах процветания международного блага и союза общесибирских племен. Мы ищем нравственной и материальной поддержки родной земли, чтобы наши намерения были горячо поддерживаемы родным народом и чтобы повсюду ратники нашего дела, задавшиеся нашими идеями, организовывались в национальные кружки и имели с нами сношение для близкого духовного объединения и для поддержки друг друга, чтобы пышно возродилась наша родная культура на заре новой свободной жизни, жизни творчества и самодеятельности.

Я в свою очередь просил бы своих товарищей – семинаристов объединиться между собою и организованной силой поддержать нас и с нами идти навстречу национальному самоопределению и Сибирской автономии и бороться с реакцией, которая цепко обняла всю революцию на почве голодного недуга…

 На заре новой жизни, на заре пожара мировой катастрофы, если мы не будем работать  на благо родного народа, то когда будем работать? Если не теперь добиваться самоопределения и автономности в делах национального культурного возрождения и самотворчества, то когда будем их добиваться? Вы должны работать, работайте под флагом свободы и куйте дело экономического благосостояния якутов, и поддерживайте работников этого дела.

                                                       Ваш товарищ и земляк Платон Слепцов. 1917 г. 21/9.

Вскоре  революционные события разбросают их. Перед разлукой они обменялись фотографиями.

На обороте своей фотографии Платон написал такие слова:

«Друг Максим! Храни сей памятник нашей дружбы и помни ты светлые дни великой революции в Якутске, когда нас порицали в уголках старики, старухи, когда нас порицала либеральная буржуазия на съездах, на митингах, а бедный народ в боязливом ожидании ждал нашего слова, чтобы сбросить вековой гнет тойонатства, чтобы братски слиться между собой для защиты своего кровного труда. Помни, как мы с тобой дружно жили два года вместе, как мы лихорадочно работали в дни революции.

                                                                                       Твой Платон, 12 мая 1917 года»

Они вместе со своими товарищами старались измениться мир к лучшему. Ойунский со временем, добившись статуса автономии,  большое внимание уделяет развитию науки и культуры, его взгляды эволюционировали в сторону гуманистических ценностей, веры в человека, его созидательные силы.

Платон Алексеевич стал первым ученым – лингвистом из якутов со степенью кандидата лингвистических наук. Ученый много уделял внимания терминологической работе и разработке принципов орфографии. Свои идеи по терминотворчеству и основам орфографии воплотил в 1 «Русско-якутском термино — орфографическом словаре», изданном в 1935 году. Ему помогли тогда С.П.Харитонов и Г.С.Тарский.

Великую значимость его работ в области языка подчеркивают ученые, профессор Е.И.Коркина.

                                   Самый близкий друг и соратник Ойунского

 Имена башкиров Ахмет-Заки Валиди, Мухаметхана Кулаева, татар Бурхана Мансурова и Сахиб – Гирея Саид-Галиева, бурята Элбэк-Доржи Ринчино, алтайца Павла Чагат Строева, якутов Платона Ойунского и Максима Аммосова при всей разницы их судеб стоят в одном ряду. Их роднит не только участие в национально-освободительном движении, революционная, государственная и общественная деятельность, но и интерес к родной культуре и языку. Все они, образованные и патриотичные, профессионально занимались литературой, журналистикой и наукой, были просветителями своего народа.

Максим Аммосов – друг и  соратник Ойунского, по воспоминаниям друзей, современников, в юности был энергичным и жизнерадостным, очень начитанным. Он втянулся в революционную работу с первых же дней Февральской революции. Вступил в Социал-демократическую партию, был организатором студенческой молодежи, часто выступал перед народом, приезжал в Намский улус, где проводил собрания хамначчитов и бедняков. Делал доклады о задачах революции, о правах крестьян при распределении пахотных земель и сенокосных угодий. 

В Хатын –Арынском и Хосумтахском наслегах организовал «Союз хамначчитов». Он был чуток и отзывчив, в то же время строг и требователен. Большое влияние на становление его как революционера сыграли местные ссыльные. Целая плеяда талантливой молодежи окружала тогда Ярославского, Кирсанову, Орджоникидзе, Петровского, супругов Виленских, Александрову, Мордвова. Их мужество и стойкость, опыт были хорошей школой. Ссыльные уделяли большое внимание подготовке революционных кадров.

Среди их учеников выделялись Максим Аммосов, Дора Жиркова, Клава Середкина, Рая Цугель, Степан Аржаков, Степан Васильев и другие. Они живо восприняли идеи большевизма, и повели за собой молодежь Якутии. 

По воспоминаниям Виленской, много лет работавшей на севере Якутии, М.Аммосов был прекрасным оратором, переводил еще на якутский язык  речи Е.Ярославского, С.Орджоникидзе, Марфы Митрофановны Виленской и других. За Максимом потянулась молодежь, вошедшая в организацию «Юный социал-демократ». Впоследствии члены этой организации составили основной костяк местной парторганизации, стали организаторами и руководителями Советской власти в Якутии.

Максима особенно любили Петровский и Орджоникидзе, называли его «самородком». Куда бы его не посылала партия, везде он беззаветно и преданно работал, но скучал по Якутии, по Сибири. Он много читал, работал над собой, был прекрасным полемистом. Его революционная и общественная деятельность была многогранной. Он работал в Комитете общественной безопасности, в союзе хамначчитов, в комитете Союза учащихся, выполнял многие другие поручения партийной организации.

Известно, что Аммосов в марте 1918 года в числе других членов исполкома Совета  был арестован и посажен с тюрьму. Но и там он не прекращал свою деятельность, подбадривал своих товарищей. А они ходили к тюрьме с демонстрацией и требовали освободить арестованных, среди первых было имя Ойунского.

1 июля 1918 года в день прихода красногвардейского отряда Рыдзинского, он был освобожден и занялся  усиленной работой по установлению советской власти. Часто писал статьи в газете «Автономная Якутия», в то время эта газета была  важным партийно — политическим фактором в Якутии, в ней выступали все крупные  партийно-политические работники тогдашней Якутии, но больше всего Аммосов. Его статьи были ярки, пламенны.

По воспоминаниям Мордовского, одного из первых комсомольцев Якутии, стиль работы его был партийным – он никогда не давал провинившемуся нагоняев, не устраивал разносов, а спокойно разговаривал с человеком и человек сам находил пути к устранению ошибок и даже от разговора с ним уходил воодушевленным. Рядом с ним работалось легко, он вызывал в людях инициативу и взаимопомощь. В группе руководящих работников царила спаянность, дружеское отношение друг к другу.  Вот почему молодежь тянулась к старшим товарищам. М.Аммосова, П.Ойунского, С.Васильева, И.Барахова Д.Жиркова, С.Аржакова и других — всех их  они воспринимали как одного человека, настолько они  были неразделимы.

Со всем энтузиазмом Аммосов в числе других соратников, друзей строил новую республику. У Аммосова всегда находились идеи, проекты, предложения по укреплению и развитию хозяйства, здравоохранения, просвещения. По его предложению Госплан Якутии разработал тогда 1 генеральный план экономики и культуры Якутии на 15 лет. 

Известно, что Максим Кирович придавал большое значение исследованиям природных богатств Якутии. Благодаря его энергии, инициативе, Академией СССР было начато изучение Якутии. И сейчас можно утверждать, что начатое именно тогда  комплексное изучение недр Якутии и привело ее в превращение в алмазную республику.

Немало внимания уделял и зарождению горнодобывающей промышленности. Он исследовал положение золотой промышленности, ее перспективы и написал об этом специальную работу. По его мысли, за бурно развивающимся Алданом должны были последовать Колыма и Вилюй.  Много внимания уделял и транспортным проблемам, развитию пароходства на реке Лене, считал, что для Якутской республики флот необходим как воздух, что без транспорта невозможно развивать сельское  хозяйство и промышленность, ведь в нем остро нуждались северные районы.

Также неизменно думал об установлении железнодорожной связи с центром. Мечтал о воспитании высокопрофессиональных местных кадров, считал что благодаря им, подготовленным в Сибири и центре, будут условия для организации вуза в Якутске.

Мечта его стала действительностью, в Якутии успешно теперь работает большой университет федерального большого значения.

Максим Кирович не упускал из виду ни одной стороны экономического и культурного строительства. По его инициативе был создан 1 экономический журнал «Хозяйство Якутии», в редколлегию которого вошли М.Аммосов, Г.Колесов и Захаренко, председатель Госплана ЯАССР.

Большим увлечением Маскима Кировича было чтение книг, что были самыми верными его помощниками в работе. А также он любил ходить охотиться в лесу.  Он никогда не повышал голоса, никого не обижал. Умел хорошо отдыхать на лоне природы, а потом с новыми силами окунался в гущу забот партийного руководителя области.

Он любил молодежь, часто встречался с комсомольцами. Комсомольские активы редко проходили без его участия. Он говорил, что перед молодежью стоят большие и трудные задачи, как по освоению  богатств, накопленных человечеством во всех отраслях науки, культуры и искусства, так и по дальнейшему строительству социализма. Молодежь не должна пасовать перед трудностями, не разочаровываться от имеющих место недостатков, ошибок искажений ведь это новый путь. 

Говорил, что недостаточно быть общественником, надо быть специалистом в широком понимании этого слова. Заботе о человеке, с его запросами и интересами, подбору кадров, а особенно кадров, работающих с людьми, он уделял много времени и терпения. Он знал нужды, запросы, интересы и настроения людей, много работал над собой, пополнял свои знания. Не любил отвлекать внимание людей на пустую работу, на не нужные заседания, совещания.  Пробуждал у людей заинтересованность и личную ответственность за порученное дело.  Его отличали всесторонняя эрудиция, идейная стойкость, личная честность и скромность.

 По воспоминаниям матери его детей Раисы Израилевны Цугель – Аммосовой, его путь

был сложен и неповторим. С ним, тогда слушателем учительской семинарии,  она познакомилась в Союзе учащихся. Юноша из Намцев выделялся особой активностью, беспокойством за дело и за друзей, яркой и четкой речью. Он многое знал из жизни народа, сам был из бедной семьи, хорошо знал его нужды, примеры из быта народа и родной литературы органически вплетались в его речь.

Сохранились некоторые письма и заметки М.Аммосова тех лет. Он писал в письмах к Платону Ойунскому о работе ученического Совета в учительской семинарии, что они организовали читальню, кассу взаимопомощи и что представители совета вошли в педагогический совет с правом решающего голоса.

Ойунский тогда учившийся в Томске, постоянно переписывался с ним.

 27 декабря 1917 года он писал:

«Надо работать, работать и работать и с полным сознанием своего достоинства и полезного существования, не сойдем раз и навсегда со сцены…Народ, имеющий будущность, поймет, если не при нас, то в будущем и скажет о нас:

 «Дорогие граждане!  Вы были и работали за нас. Спасибо вам!»

Итак, да здравствует молодой якут, в борьбе за право, в работе за благо!»

В этой переписке отразились настроения передовой части учащейся молодежи Якутска, обучавшихся у  Ярославского, Орджоникидзе, Григория Петровского.

Революцию Максим Кирович воспринял, как сын своего класса. Он глубоко осознавал ответственность, возложенную на плечи его поколения. В дни февральской революции 1917 года 20-летний Максим Аммосов возглавил Союз чернорабочих якутов, был избран членом исполкома Комитета общественной безопасности, членом Якутского Совета рабочих депутатов.

  В эти годы  — он в самом центре борьбы против колчаковщины. В мае 1919 года он выезжает на запад и с риском для жизни переходит линию фронта.  Приехав в Москву, М.Аммосов информировал Центральный комитет партии и Советское правительство и положении в колчаковском тылу. Выполняя задание Центрального Комитета, Аммосов несколько раз переходил линию фронта, устанавливал связь с подпольными партийными организациями Омска, Томска, Красноярска и Иркутска.

Вместе с ним в ряды борцов  за власть советов, за лучшую жизнь и повели трудящихся на большие дела Исидор Барахов,  Дора Жиркова, Вера Синеглазова, Степан Васильев и другие. Они были рядом с ним.

Когда Максима Кировича командировали на работу в Казахстан, вместе с ним поехали Дора Жиркова, Петр Гуляев и другие. Дружба, закаленная в боях, сохранилась на всю жизнь. В трудные годы друзья не оставляли родных Амосова. Дора Жиркова ее муж и другие товарищи говорили: дети Максима – наши дети…

В радостные дни переустройства общества, строительства новой жизни было немало горя и нужды, лишений. Максим внимательно присматривался ко всему, помогал в обустройстве быта своих товарищей, партийных и советских работников. Несмотря на большой круг государственных дел, которые постоянно приходилось решать Максиму Кировичу, как секретарю обкома партии, Председателю Союза народных комиссаров или представителю Якутской республики в Москве, он находил время и для разнообразных хозяйственных и организационных мероприятий, облегчающих быт товарищей.

Его называли «Яркий», он никогда не успокаивался на том, что знал. Много работал над собой, читал труды классиков марксизма-ленинизма, художественную литературу, философско-экономические работы, много знал наизусть, сам был прекрасным журналистом.

Занимаясь вопросами хозяйственного строительства, всегда старался подойти к проблемам с научной точки зрения. Очень много думал о будущем Якутии и перспективах ее развития. Будучи представителем молодой якутской республики  при ВЦИК в Москве, он поставил перед Академией наук вопрос о проведении необходимого всестороннего изучения производительных сил Якутии. В своей статье «Задачи исследования Якутии» в журнале «Азия» он писал:

«Октябрьская Революция вызвала к жизни совершено новые пласты людей, ранее забитых и задавленных…Ранее задавленные и замурованные духовные и материальные  силы народа пробивают себе дорогу к иной жизни. Якутия стоит накануне громадного экономического, политического и культурного возрождения. Перед молодой автономной Советской властью Якутии стоит колоссальная задача – организовать эти пробуждающиеся и духовные силы народа и направить их по кратчайшему пути возрождению. Прежде всего, Якутия должна познать себя. Она должна познать свои природные и человеческие ресурсы, свою историю, свою культуру. Чтобы строить новую жизнь и готовить будущее, Якутия должна знать свое прошлое и настоящее для того, чтобы найти пути к развитию производительных сил своей страны…»

Максим Кирович видел в Якутии сокровищницу, таящую в себе несметные сокровища. Он знал – нужны люди, много энергичных, одержимых людей, чтобы расковать силы, таящиеся в глубинах якутской земли. Он неутомимо собирал этих людей, вдохновлял словом и собственным примером, писал в газетах статьи, приглашал людей, организовывал отряды академической экспедиции, членом которой был сам. 

Лично следил за работой отряда, постоянно заботился о людях, работающих в нем.

 Результатом работы Якутской экспедиции  явились печатные издания по всем отраслям. Благодаря ей, значительно обогатились якутские исследовательские учреждения.

Труды экспедиции Академии  наук печатались в Ленинграде, и все хлопоты по изданию он взял на себя.

В 1928 году в Ленинграде была организована выставка по итогам работ экспедиции Академии наук. Академии Комаров в своем докладе отметил отличительные особенности Якутской экспедиции и подчеркнул цели – выявить человека как творца экономики, творца природы на фоне естественно — производительных сил края, выявить так, чтобы результаты этого легли в основу плановой деятельности правительства республики, дали возможность добиться процветания края.

Проблема была и с отсутствием кадров, Максим Кирович думал и об этом, думал о молодежи. С первых же дней организации Советской власти принимались меры по подготовке  как партийно-советских кадров,  так и специалистов.

Максим Кирович видел пути, по которым надлежало идти партии, народу, умел отстаивать свое мнение, как это было в вопросе о предоставлении Якутии автономной республики. Часть партактива тогда высказалось против, считая его преждевременным при тогдашней многочисленной  партийной прослойке. Выехав в центр, он доказал, что это мнение ошибочно и вопрос об автономии, при  поддержке Ленина был решен положительно.

При всей своей загруженности он был хорошим семьянином, очень любил детей. Дома всегда был весел, любил петь, умел трудиться и отдыхать.

В 1924 году он работал представителем ЯАССР в Президиуме ВЦИК и был делегатом 11 съезда Советов.

                                     В Казахстане и в Киргизии

В 1932 году в связи с образованием новых областей в Казахской республике он был рекомендован ЦК ВКП (б) на пост первого секретаря Западно-Казахстанского обкома партии. 26 января 1934 года на 7 съезде ВКП (б)  выступил с речью о работе в Казахстане, где говорил, что на долю большевиков выпала большая задача превратить одну из самых отсталых республик в передовую, и указывал на колоссальные возможности для развития нефтяной промышленности, так как в районе Эмбанефти таятся неисчислимые богатства.

 В 1934 году он был переведен на партийную работу в Северо-Казахстанскую область. Он вложил много усилий в развитие Карагандинского угольного бассейна, сельское хозяйство и промышленность области.

А в 1936 году Центральный Комитет рекомендовал его на самостоятельную и сложную работу в Киргизскую республику. Под его руководством была принята конституция Киргизской  ССР. Несмотря на краткий срок пребывания в Киргизии, он сумел сплотить рабочих, колхозников и национальную интеллигенцию, умело выдвигал местные кадры и на партийную, советскую и хозяйственную работу. Но где бы он ни работал, куда бы ни забросила его судьба в суровые годы гражданской войны, в мыслях своих он возвращался к Якутии, к ее настоящему и будущему. Он представлял, как в глухие таежные поселки приходят геологи и никому неизвестные названия становятся символами грандиозных строек. Он видел сквозь завесу грядущих лет города с мощной промышленностью и высокой культурой, счастливые якутские села. О такой Якутии мечтал Максим Кирович и во имя осуществления этой мечты отдал все силы, всю свою жизнь. Как деятель, вышедший из гущи народа, он никогда не отрывался от народных масс, жил и работал среди них и для них. В нем сочетались замечательные черты талантливого руководителя и пламенного пропагандиста.

Славные сыны якутского народа верили в лучшее будущее Якутии, всеми силами добивались этого. И пока жив  якутский народ, память о них жива и будет жить.

Литература:

П.А.Ойунский, Якутское книжное издательство, Якутск, 1959.

В.А.Семенов, Творчество П.А.Ойунского, Новосибирск, 1980.

История Якутии в лицах. В.Пестеров. Бичик, 2001.

О.Сидоров, Платон Ойунский. Пылающий камень Сата, Бичик, Якутск, 2017.

                                                                                   Подготовила А.И.Гоголева, к.ф.н.

Loading