Народный поэт Якутии, писатель, драматург Иван Гоголев оставил нам более 150 драматических произведений. Они особенны, уникальны тем, что написаны прежде всего Поэтом, большим Поэтом. Недаром исследователи, М.Кириллина, называют его драматургию — поэтической, а его Поэтом-драматургом. Понятия «поэтическая драма», «поэтический театр» в российском историко-культурном контексте тесно связаны с драматургией «Серебряного века», а именно — с творчеством Иннокентия Анненского, Александра Блока, Марины Цветаевой, Николая Гумилева. Драматургия И. Гоголева отличается многообразием и синтезом жанров, представлена драмой «Серебряное стремя», в разных вариантах, «Слеза», «Сердце солдата», «Будьте счастливы, матери», «Чорон дружбы», драмой в стихах «Священный удел», драмой-притчей «Проклятие кровавой горы», трагедией «В защиту прекрасного», «Стон», трагедией в стихах «Трехглавый орел», «Судьба-рок», «Дыхание железного века», пьесой-сказкой «Долина стерхов», «Священный огонь», «Шалун-Шалунишка», «Волшебный хомус», «Вечер сказок» и многими другими.
Большая часть текстов представлена в рукописном виде, в нескольких вариантах. Комедию его можно выделить как сатирическую, юмористическую, лирическую, трагикомедию, комедию-памфлет. Особенно широко известна и любима комедия «Наара Суох», которая с успехом идет на сцене драматического театра с 1965 года.
Творческое осмысление традиционных сюжетов и образов мифов, фольклора, героев истории, жизненных событий позволили писателю создать нетрадиционную и совершенно новаторскую драматургию.
Его драмы и комедии «Нара Суох», «Майское небо», «Каменный олень», «Берегите мужчин», «Утро Туймады» и другие составили основу репертуара Якутского драматического театра в 1960-1970-е годы.
Верно, пьесы поэт, писатель стал писать и благодаря дружбе с Ф.Ф.Потаповым, известным якутским режиссером, заслуженным артистом РСФСР и ЯАССР, который поставил почти все его пьесы, одну из самых значительных — драму в стихах «Утро Лены». После премьеры спектакль оказался под запретом. Один из многочисленных вариантов пьесы — драма в стихах «Серебряное стремя» — был опубликован в 1974 году.
Художник один из первых осмелился показать со сцены важный, переломный исторический моменты — присоединение Якутии к России. В те годы об этом нельзя было говорить всю правду в силу тогдашней идеологии. Писатель и режиссер совершили гражданский подвиг, поставив пьесу на сцене. Пьесу запретили из-за боязни, в силу тогдашних обстоятельств. Писатель об этом сказал: «Это надолго отбило желание работать в таком сложном, но любимом мной жанре. Хотя я убежден, что во времена Тыгына русские явились представителями незнакомой, чуждой для наших предков культурой. И потому мгновенного слияния не могло быть. Как художника меня интересовал момент первоначальной настороженности, а это – психологическая правда. Они встретились не как враги, а как люди с людьми, которые интуитивно поняли друг друга. В основе этого понимания лежала человечность. Человечность всегда была мерилом человеческой нравственности. Почему эта пьеса стала опять актуальна? Мы находимся в глубоком идеологическом кризисе. Бывает, это приводит к обострению межнациональной розни, где-то льется кровь. Должна быть очень мудрая этика, основанная на понимании национальных черт, своих и чужих. Тыгын, как выразитель психологии своего народа и дальновидный человек, мудрый политик, предчувствовал, что отныне магистральные, коренные пути должны проходить рядом. Мы должны понимать, что дружба между народами взаимовыгодна. Поэтому духовная дальнозоркость Тыгына – основная мысль этой трагедии».
Автор уделил особое внимание характеру Дыгына, образ которого Спиридонов И.Г.называл феноменальным. (Из Протокола обсуждения драмы И.Гоголева18 декабря 1968 года).
В постановке драмы 1968 года Аан Далбар сыграла Дарья Ларионова,
Тыгына — засл. артист ЯАССР Лазарь Лазаревич Сергучев, Легея –Д.Ф.Ходулов
Более подробно об этом, жизни, творчестве Поэта и Режиссера рассказала З.П.Багынанова, народная артистка Якутии, супруга Ф.Ф.Потапова, принимавшая участие в лекции А.И.Гоголевой, кандидата филологических наук, старшего научного сотрудника музея.