You are currently viewing Поэт в строю с народом

Поэт в строю с народом

В годы Великой Отечественной войны, во время смертельной опасности всех национальных ценностей народов СССР, созданных на протяжении многовековой Истории России, обострилось чувство родства, духовного единства с Россией у всех народов Якутии. «Дух широты и всеобщности», как сказал Б. Пастернак, не растворил отдельное человеческое «Я», в коллективном «Мы», как это было в пролетарской поэзии революционной эпохи 20-х годов, а способствовал раскрытию индивидуальных возможностей личности, — подчеркивает З.К. Башарина в своем исследовании «Великая Отечественная война в литературе народов Якутии». Именно в военную пору наряду с известными писателями вошли в литературу талантливые поэты Т. Сметанин, И. Эртюков, Семен и Софрон Даниловы, первые якутские женщины писательницы А. Неустроева и К. Платонова.

 В годы войны в переводе А. Ольхона увидели свет книги слепого поэта – импровизатора М. Тимофеева – Терешкина (1903-1957) «Якуты на войне» (1942), «Якуты в тылу» (1944). Бурятский ученый Э. Уланов назвал эти книги «своеобразной поэтической дилогией о подвигах и доблести якутского народа в годы Великой Отечественной войны». На якутском языке книги М. Тимофеева-Терешкина вышли после того, как они были опубликованы на русском и получили всеобщее одобрение.

В то время М. Тимофеев – Терешкин жил в Иркутске, в его жизни это был самый трудный период. В 1939 году он ослеп, жизнь, казалось, потеряла смысл. Однако заботы о будущем семьи, и многочисленных детях и жене взяли  верх над мрачными мыслями. Было еще одно увлечение, ставшее целью жизни Тимофеева – Терешкина – народно- поэтическое творчество. Он не только хорошо знал родной фольклор, но и писал стихи и занимался переводом в молодые годы. Его стихи были напечатаны в журнале “Якутская речь”. В первом литературном сборнике “Песни и стихи”, выпущенном в 1923 году, было напечатано шесть стихотворений русских поэтов в переводе М. Тимофеева – Терешкина, в том числе перевод гимна рабочих “Интернационал”. В последующие годы стихи поэта печатаются в республиканской газете “Кыым”, журнале “Хотугу сулус”. Стихи поэта на русском языке печатались с 1939 года в газетах “Восточно-сибирская правда”, “Восточно-Сибирский комсомолец”, “Тихоокеанская звезда”, в журналах “Сибирские огни”, “Дружба народов”, альманахе “Новая Сибирь”. Мир народного творчества – яркий, образный, красочный, полный мудрости, энергии жизни, стойкости духа в преодолении невзгод, помог ему выстоять в такой сложный период и  стать в один строй с народом в борьбе с врагом и служить ему своими вдохновенными патриотическими песнями. Благо, что рядом была верная любящая супруга,  помощница, опора во всем – Евдокия Георгиевна Терешкина. Она записывала его песни  и стихи, иногда переписывала несколько раз.

  Книга М. Тимофеева – Терешкина “Якуты на войне” (1942) вышла с обстоятельным предисловием большого сибирского ученого – фольклориста М. Азадовского, где дана высокая оценка якутской народной поэзии и творчества поэта – сказителя Тимофеева – Терешкина. Ученый написал о  М. Тимофееве – Терешкине, как о новом типе поэта-сказителя: “Его биография и облик несколько необычны для народного сказителя. Большинство из них неграмотны, многие национальные певцы не знают русского языка. М. Н. Тимофеев прекрасно владеет родным якутским языком и знает русский: он учился в русской школе и был даже вольнослушателем Томского университета. Он служил учителем, работа в земстве, сотрудничал в газетах”.

Книга “Якуты на войне” возникла из стремления старого слепого поэта помочь родному народу в борьбе с фашистскими захватчиками, в ней дано контрастное противопоставление двух борющихся сил: советских бойцов – якутов с гитлеровцами, посланцами “шамана” Гитлера.

М. Азадовский подчеркивал, что “поэмы-импровизации находятся в поэтической системе якутского фольклора, но они ни в коем случае не подражания, не переделки, но свободные импровизации, сложившиеся на основе народной поэтики”.

Поэт создал глубоко реалистические образы пехотинца Софронова, грудью закрывшего от пули своего командира, красного конника Степанова, водителя танка Никиты, сына Таркая – зенитчика Харадая. Многим героям он дал имена, что подчеркнуло их типичность. Это многочисленные летчики, снайперы, танкисты, заменившие героев олонхо – богатырей, защищавших свое племя от враждебных сил.

Шедевром худрожественного творчества в критике считают поэму М. Тимофеева-Терешкина “Созвездие якутской рыси”. Это новый вариант фольклорных сказаний о людях – сыновьях Солнца, Луны и Звезд.  В поэме из фантастических образов фольклора выросли образы реальных людей – защитников Родины. Образ ночного созвездия  рождает образ чуткого зверя, с которым автор сравнивает зорких, ловких якутов-парашютистов, спустившихся во вражеский стан. В этом произведении проявилось умение поэта-сказителя воплощать в традиционных образах новые идеи, ярко отражать героику периода Великой Отечественной войны.

Вершиной патриотической поэзии Терешкина является “Якутская клятва”, в основе которой лежит фольклорный жанр клятвы. Герой произведения клянется до конца, не щадя жизни сражаться с фашистами:

Землею, меня вскормившей,

Солнцем, меня взлелеявшим,

Кровью моей горячей

Клянусь, и вы клянитесь –

Орду фашистов проклятых

Выжечь огнем и сталью,

Выморозить до корня

Отныне и навеки!..

В стихотворении “Слово гнева” поэт создал образ могучей Советской Родины, изображая ее то в виде крепкого дуба, подножье которого обвила змея, то огромного гранитного утеса, который стремятся разрушить злобные волны. Автор призывает людей отстоять свободу Родины. Своим творчеством поэт поднимал боевой дух солдат, вдохновлял, передавая надежду, веру людей в своих защитников и так придавал им сил, снискал любовь и уважение простых солдат в тяжелые годы Великой Отечественной войны. Это была самая большая награда для старого поэта.

Творчество М. Тимофеева-Терешкина глубоко национальное, самобытное отразило дух, настрой народов одной большой страны, вставших как один на защиту Отечества. Яркие самобытные национальные формы, образы помогли ему  ярко отразить идеи патриотизма, дружбы народов, единства национального и интернационального.

Поэт один из первых якутских писателей показал вклад якутян в Великую Отечественную войну.

Литература:

Тимофеев-Терешкин. М. Якуты на войне. Иркутск, 1942.

З. К. Башарина, Великая Отечественная война в литературе народов Якутии, Якутск, 2004.

                                                                                                   Подготовила А.И. Гоголева – к.ф.н.

Loading