В нашей республике наряду с якутами проживают северные народы: юкагиры, чукчи, долганы, эвены, эвенки и другие национальности. В изучении Северного края, представлении его широкой общественности большую роль сыграли политссыльные, особенно В.Г.Богораз, В.И.Иохельсон, В.Л.Серошевский, И.В.Шкловский, Г.В.Цыперович, С.И.Мицкевич и другие.
Одним из первых просветителей северных народов был Владимир Германович Богораз (псевдоним Н.А.Тан, В.Г.Тан) — прозаик, поэт, этнограф, фольклорист, языковед, общественный деятель.
Он вместе с Иохельсоном принимал участие в Сибиряковской историко-этнографической экспедиции, в 1894 году. Они собрали много материалов на тему «Народности северного края». В 1900 – 1902 году приняли участие в Северо-тихоокеанской экспедиции, снаряженной американским музеем естественных наук в Нью-Йорке. Экспедицией были собраны материалы по антропологии, этнографии, фольклору, быту и верованиям колымских жителей.
Среднеколымский край – Ссыльная Колыма, как называли ее сами обитатели, «Колымская республика» жила тогда трудно, но ярко, весело, не унывая, хотя жизнь в этом суровом крае была сплошной борьбой за существование. Люди заготавливали рыбу в холодной воде, заводили натуральное хозяйство, своих собак, огороды. Со временем борьба с природой закончилось победой человека. Тем более, что там, к приезду Богораза, жили уже коммуной около 50 человек. Ссыльные с собой принесли молодость, жажду деятельности и неукротимое желание выжить назло жандармам, а вернувшись в Россию, «додраться».
Тан Богораз был родом из Волынской губернии. В Петербургском университете, где учился, примкнул к народовольческому движению. Был сослан на Колыму. В ссылке у него проявился талант ученого-этнографа и писателя. Он говорил, что «социальное задание эпохи для последних земледельцев и народовольцев, попавших в ссылку — изучение народностей, разбросанных там, первобытных, полу истребленных, почти совсем неизвестных».
Политссыльные становились исследователями и учеными, давшими науке ценнейшие материалы. С местными Богораз, как и другие ссыльные, ладил отлично, они пользовались большим авторитетом: выступали в роли просветителей, практиков — пропагандистов, более современных форм земледелия и скотоводства. Быт и настроения «незабвенных городов» в Колымске писатель изобразит впоследствии под общим названием «Колымские рассказы».
В чукотских стойбищах Богоразу дали имя Вэип. Чукчи охотно рассказывали ему свои сказки, позволяли записывать шаманские заклинания, не скрывали ничего, что его интересовало. Он нередко записывал свои впечатления на морозе в тетрадь, так что руки замерзали. Вскоре приобрел славу знатока шаманских заклинаний. Бывало, молодой шаман придет к нему и говорит: «Ну как, загляни в свою колдовскую книгу, выскажи свое заклинание против весенней слепоты».
После столкновения с русскими казаками в 1895 году на Анюйской ярмарке, закончившейся победой чукчей, они предложили ему стать главным старшиной оленных чукчей, «чукотским королем».
Жизнь в чукотских стойбищах дала Богоразу множество интересных наблюдений, «цветистых впечатлений», что помогло ему написать рассказы «Кривоногий», «На стойбище». Он послал их в журнал «Русское богатство», который редактировал В.Г.Короленко. Рассказы подписал под псевдонимом Н.А.Тан. Впоследствии Владимир Германович свои беллетристические произведения издавал под псевдонимом Тан, научные работы — своей фамилией. «Так я стал человеком двуличным, двойственным. С правой стороны Богораз, с левой – незаконной — Тан».
Они были напечатаны, к большой радости его и друзей, которые крестили его в беллетристы.
Даже в своих самых первых рассказах этнографический познавательный материал Тан подчинял художественным задачам.
Он не демонстрировал экзотику быта «дикарей», как называли тогда коренных жителей, не идеализировал их, а изображал жизнь чукчей как писатель-реалист, гуманист, отдавая должное положительным качествам их характера- искренности, выносливости, неутомимости в борьбе с природой, любви к детям, поэтичности, но в то же время показывал варварскую дикость их старых обычаев,бедность, эксплуатацию бедных богатыми.
Суровую и величественную романтику увидел писатель в жизни презираемых «Культурными» европейцами чукчей, в племени людей, рожденных от «Беломорской жены», как называли себя чукчи в эпических рассказах и преданиях, которые так привыкли к борьбе с морем, морозом и ветром, что без этого жизнь показалась бы им лишенной ожидания и смысла.
«Это были охотники, нападавшие с копьем в руках на огромного белого медведя, мореплаватели, на утлых кожаных лодках дерзавшие лавировать в суровом полярном океане в поисках пропитания – люди, для которых холод был стихией, океан – нивой, а ледяная равнина – место жизни. Вечные борцы с суровой стихией, тело которых было закалено как сталь — крепкие, стойкие, неутомимые, как дикие звери, они были частью этой суровой природы, пробегавшие в пустыне огромные расстояния, которые считали естественную бессильную старость постыдной, которую следует сокращать ударом ножа или копья…» — так пишет Богораз в рассказе «На каменном мысу».
Когда «Чукотские рассказы» вышли отдельным изданием в 1899 году, то сразу же вызвали большой интерес Чехова, Короленко. Наиболее значительна и интересна была рецензия В.Г.Короленко, напечатанная в майском номере «Русского богатства» за 1900 год. «…Все это оригинально, странно, несмотря на некоторую сухость, длинноноты, повторения – запечатлевается в памяти и дает картину своеобразного, неведомого быта, — писал Короленко. — Пусть в произведениях Тана этнограф порой слишком связывает художника, зато художник оживляет этнографические описания, которые и сами по себе были бы интересны».
Сам он причислял себя к сибирской школе писателей, школе писателей-реалистов демократического направления, «рожденных Сибирью» и отразивших в своих произведениях жизнь ее обитателей. В.Г.Короленко был ее зачинателем, пионером и вместе с тем учителем следующего за ним поколения сибирских беллетристов ссыльного состава»: Елпатьевского, Якубовича, Серошевского, Богораза.
В «сибирской ссылке», «сибирском университете», куда поступали по владимирской дороге… Короленко был «деканом общественных наук» и основал «Особое литературное отделение», — так оценил Богораз значение и роль Короленко в своей литературной судьбе и судьбе других писателей «сибирской школы», чье творчество связано с Короленко.
«Если хорошо вдуматься, — писал он о рассказе «Сон Макара», — то от этого рассказа ведет начало не только беллетристика, но также и этнография, созданная ссыльными. Короленко не был присяжным этнографом, но его подход к сибирскому быту и людям, чувствам был этнографический. Почувствовать душу Макара мог только писатель с этнографическим чутьем».
В своей статье «В.Г.Короленко и сибирская школа писателей» Богораз прямо указал на «Сон Макара», как источник всей свой дальнейшей деятельности – и как писателя – беллетриста и как этнографа. Он писал рассказы о Севере, о жизни народов северо-востока Сибири до прихода русских, создал романы «Восемь племен» — свое основное произведение – вдохновенный гимн во славу большой самоотверженной любви и страстное обличение кровавой межплеменной вражды, роман «За океаном» — о жизни русских эмигрантов в Америке, книгу очерков «Духоборы в Канаде».
Ему принадлежат и работы: «Очерки материального быта оленных чукоч», «Чукотские рассказы», «Колымские рассказы», «К психологии шаманства у народов северо-восточной Азии», «Ламуты», «Областной словарь Колымского русского наречия», «Отчет об исследовании Чукотского, Колымского края» и другие.
Владимир Германович собрал и обобщил огромный материал о языке, фольклоре и прошлом коренных народностей, проживающих на территории Колымы и Охотского побережья. Его многотомный труд «Чукчи» до сих пор высоко ценится исследователями, его буквари чукотского и эскимосского языков помогли создать письменность чукчей и эскимосов.
В янв. 1899 Богораз вернулся из ссылки в Петербург. Стал сотрудником журналов «Начало» и «Жизнь», выступил там прежде всего как поэт, опубликовав стихотворения «А.С.Пушкину», «Моя муза», «Судьба» и др.
В 1899 был опубликован его «Краткий очерк об исследовании чукчей Колымского края». В сибирских произведениях Богораза обнаружились тяготение к очерковой манере повествования, своеобразное жанровое соединение рассказа и очерка, органическое соединение научного опыта с мироощущением поэта-романтика. Автору интересно, насколько тесна связь индивидуального сознания с традициями, как именно в индивидуальном проявляется народная память. Впервые в литературе в творчестве Богораза, как и в творчестве его современника В.Серошевского, люди Дальнего Севера были изображены психологически правдиво, художественно реалистично и убедительно. Литературная работа Богораза на рубеже XX века стала заметной вехой на пути развития интернациональной темы в русской литературе.
В 1899 году Богораз принял участие в совместной русско-американской Северо-Тихоокеанской экспедиции, путешествовал по Камчатке и Чукотке, обследовал много селений, собрал богатый материал, который был опубликован на английском языке в 4 томах и поставил Богораза в ряд крупнейших этнографов мира. Путь на Тихий океан лежал через Берлин, Париж, Лондон, Нью-Йорк; на зарубежном материале и материале поездок по северным и дальневосточным землям России Богораз написал очерковые произведения «Золотые утки» (1900), «На севере дальнем», «В Японии» (1901).
В 1903-04 Богораз путешествовал также по Франции и Италии, издал очерки «В Италии» (1904).
В 1902 в Нью-Йорке Богораз написал этнографический роман из древней жизни «Восемь племен». Известный критик А.Горнфельд назвал Богораза колумбом новых миров, но он был не только открывателем новых миров на карте России, но и их целеустремленным просветителем. Как событие в истории российской, да и общечеловеческой культуры может быть оценена первая в истории книга на чукотском языке —букварь Богораза «Красная грамота» (1932).
Богораз постоянно продолжал расширять свой тематический кругозор. Как приветствие космическому будущему России и человечества звучат его фантастический роман «Завоеватели Вселенной», к сожалению, незавершенный, и повесть «Крылоносный Икар», в которой тяга к романтическому выразилась в характерном для автора прославлении героического начала, героического подвига.
После революции он работал в Музее антропологии и этнографии Академии наук, читал лекции по этнографии, фольклору и языкам народов Севера в Ленинградском университете, занимался исследованиями в области религии, организовал при Академии наук СССР Музей истории религий и руководил им.
Много сил и времени отдавал вопросам советского строительства в национальных районах Крайнего Севера, был председателем Ленинградского филиала «Комитета Севера», созданного при Президиуме ВЦИК, вел исследовательскую и лекционную работу в Институте народов Севера. Его работа бы плодотворной и для возрождения малочисленных народов Севера.
В 1928 – 1929 годах подготовил к изданию 4 тома своих произведений о Севере, которые вышли в издательстве ЗИФ, написал роман «Союз молодых» — широкое полотно ссылки начала века, революции и гражданской войны на Севере.
Последним романом, изданным в 1935 году, был роман «Воскресшее племя». Его тема – возрождение после революции самого несчастного из северных племен. Все свои наблюдения, знания, дар ученого писателя он вложил в этот роман. Заключительные страницы романа посвящены описанию будущей жизни юкагиров.
Тан Богораз писал много и о многом. Феномен его в том, что в нем счастливо сочетались качества ученого-этнографа, фольклориста и наблюдательного, эмоционального художника.
Время и география его произведений обширна: от доисторических времен и Древней Греции до Советского Союза 30-х годов и фантастического будущего.
Но произведения, посвященные Северу, занимают в его творчестве особое место. Это – наиболее ценная часть его обширного творческого наследия, что была наиболее близкой и дорогой автору. «Их настроение, — писал он в последние годы своей жизни – есть самое цветное из всех воспоминаний, какие остались у меня от моей пестрой и долгой жизни».
Литература:
В.Тан — Богораз. Восемь племен. Воскресшее племя, Восточно –Сибирское книжное изд-во, Иркутск, 1987.
Подготовила А.И.Гоголева