You are currently viewing Н.Г.Чернышевский в Вилюйске

Н.Г.Чернышевский в Вилюйске

Пребывание большого русского писателя Чернышевского в ссылке в Якутии оставило памятный  след в Истории Якутии. Он отбывал  ссылку в Вилюйске с 1872 по 1883 год, почти 12 лет. Те, кто отправлял его в Сибирь, намеревались навсегда изолировать писателя от главного дела его жизни, создать такие условия, которые бы полностью лишили бы его возможности спокойно заниматься научной и литературной деятельностью.

В 70-е годы 19 века Вилюйск был одним из самых глухих и заброшенных уголков сибирской ссылки. Описание отдаленного края дается в воспоминаниях В.Н.Шаганова. Чернышевского поместили в тюремный замок, как именовали его тогда – острог. Стражникам писателя было дано предписание установить строжайший надзор за Чернышевским. Но несмотря на все трудности и препятствия, писатель продолжал упорно, много работать.

В тюрьме для него стала невозможной прежняя деятельность публициста и потому, пользуясь своим правом на литературную работу, он избирает для себя беллетристическую  форму. Он хотел написать монументальный труд: «Энциклопедию знания и жизни», намеревался разные отделы этой книги оформить в виде повестей и романов, способных увлечь самый большой круг читателей. Частичным воплощением этого огромного замысла явятся роман «Что делать?»; повесть «Алферьев», «Пролог пролога», «Дневник Левицкого», объединенный в роман «Пролог», наиболее значительное из всех произведений, написанных в Сибири, несколько незавершенных повестей и романов, две пьесы. Часть произведений, написанных в ссылке, была отправлена с «оказией» в Петербург к родным для печати, другая так и пропала, быть может, уничтоженная самим автором или теми, кому он отправлял рукописи. Лишь какие-то отрывки из этих произведений сохранились в воспоминаниях современников или товарищей по ссылке.

В Вилюйске, по признанию писателя, им было написано около  14 романов, но все это богатое литературное наследие почти полностью было уничтожено им самим. Сохранился, например, роман в отрывках «Отблески сияния», рукопись которой увез от него якутский прокурор. Сейчас она находится в саратовском музее Н.Г.Чернышевского.

По свидетельству В.Н.Шаганова, Чернышевского занимала и мысль написать историю в рассказах для детей. Она должна была представлять собой образно рассказанные исторические картины. Часть ее он написал, но уничтожил, затем написал заново.

Писателя возмущало тяжелое, нищенское существование якутской бедноты, об этом он писал в письмах. Но при этом его не оставляла уверенность в том, что вечно так не будет, «что через несколько времени и якуты будут жить по-человечески».

В своих письмах из якутской ссылки писатель смело обрушивается на чиновничий аппарат, на тот произвол, что «вершили» чиновники в захолустье, совершенно не считаясь с интересами местного населения. А о бедных людях, простом народе писал с теплотой, сочувствием. Во многих письмах говорилось о доброте, честности, благородстве бедняков, о том, что у него установились теплые, дружеские отношения с ними.

«Сколько хлопот и трудов стоит им приготовление моего кушанья!.. Во – первых, трудно найти мясо или рыбу, не весь год это трудно, но, наверное, около полугода. Это начинается с апреля и длится, по их словам, до августа; я знаю теперь, что это они говорят лишь из деликатности, на самом деле, ни рыбы, ни мяса не будет здесь в продаже до октября или ноября.  Но, благодаря их заботливости, я имею каждый день достаточно, даже изобильно, мясо или рыбу…И вообще простые люди здесь добры, честны, некоторые при всей своей темноте положительно благородные люди…»

  Якутские бедняки, в свою очередь, искренне уважали и любили Чернышевского, он пользовался среди них репутацией чрезвычайного честного и справедливого человека.

Якуты, заезжавшие в город из самых дальних улусов, не упускали случая  нанести визит Чернышевскому, познакомиться с ним. В.Г.Короленко, со слов бывшего вилюйского стражника Щепина говорит, что «Чернышевский был добр бесконечно, всем готов был помочь, особенно якутам, а тем более в болезни. К нему часто приезжали якуты. Любили они его. Приедут, бывало, и спросят: «Есть Никола?»  Чернышевский сейчас им ставит самовар и поит их чаем…»

По воспоминаниям, старожилов Вилюйска, Н.Г.Чернышевский постоянно оказывал помощь беднякам. Он лечил больных якутских ребятишек, устраивал елки для детей бедноты, помогал деньгами и хлебом. Якуты видели в нем честного и справедливого человека, поэтому нередко обращались к нему и как к судье.

«Что Чернышевский постановит при разбирательстве дела, то беспрекословно и принималось», — рассказывали очевидцы.

Оторванный от живой политической жизни, от широкого круга читателей, в долгой разлуке с родными и близкими Чернышевский продолжал всеми возможными способами бороться за главное дело своей жизни. Власти могли запретить его сочинения, но они не в силах погасить его творческое дарование. По словам современника, «писать для Николая Гавриловича значило то же, что для рыбы плавать, для птицы летать, писать для него – значило жить…»

Но почти все, что он написал в беллетристическом жанре,  приходилось уничтожать.

И оставались только письма – единственная возможность общения, иллюзия «присутствия» близких ему людей, наконец, возможность высказать свои мысли по целому ряду важнейших вопросов. Помимо всего этого, письма Н. Г.Чернышевского — это и убедительное свидетельство давней, традиционной службы и взаимопонимания  между якутскими бедняками и человеком, претворявшим в жизнь высокие нравственные идеалы великой русской литературы.  Значимы они и как форма оценки сибирской действительности в те годы,  когда все более стала ощущаться острота социально-экономических проблем в жизни народа, когда глубокое понимание настоящего могло позволить увидеть историческую перспективу. Не случайно, что именно Н.Г.Чернышевскому принадлежат слова: «По особенностям своей исторической судьбы Сибирь, никогда не знавшая крепостного права, получавшая из России постоянный прилив самого энергического и часто самого развитого населения, издавна пользуется славой, что стоит в умственном отношении выше Европейской России…»

                                                                                                          М.Г.Михайлова

Литература:

Николаев П.Ф. Личные воспоминания о пребывании Н.Г.Чернышевского в каторге. М., 1906.

Чернышевский Н.Г. Полн.собр.соч. т.16.

М.Г.Михайлова. Очерки русской литературы Якутии, Сибирский хронограф, Новосибирск, 1995.

                                                                                   Подготовила А.И.Гоголева, к.ф.н.

Loading