You are currently viewing Страницы биографии С.П. Ойунской

Страницы биографии С.П. Ойунской

Сардана Платоновна  Ойунская, закончившая в 1962 году Якутский государственный университет, проработала в Институте языка, литературы и истории, позднее переименованном в Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера АН РС (Я). Она прошла путь от лаборанта до старшего научного сотрудника.

Занимаясь исследованием якутских загадок и народной поэмы-тойук долгие годы,  она защитила кандидатскую диссертацию на тему «Якутские загадки». Выдающийся  ученый исследователь И. Пухов высоко отозвался о ее работе в 1986 году. Ее труд получил большое признание российских фольклористов.

 Сардана Платоновна была составителем, автором переводов, вступительных статей, комментариев двуязычных сборников “Якутские загадки” (Якутск, 1975), “Якутские народные поэмы-тойуки” (Якутск, 1982), “Якутские сказки” (Ч.2. – Якутск, 1967), “Якутские народные песни” (Ч. 1-3. – Якутск, 1976, 1977, 1980), героического эпоса – олонхо “Кыыс Дэбилийэ” и “Модун Эр Соготох” (Новосибирск, 1993) для серии “Памятники фольклора народов Сибири и Востока”. В 1992 г. в г. Санкт-Петербурге опубликована ее монография “Якутские народные загадки. Специфика жанра”. Данный материал послужил основой для издания в 2002 году двуязычного сборника “Якутские загадки” (Якутск, 2002), составителями которого выступили С.П. Ойунская и Е.П. Чехордуна.

С 1988 года С.П. Ойунская вплотную занялась работой по исследованию и публикации наследия П.А. Ойунского. Будучи Председателем общественного фонда П. Ойунского и членом Правительственной комиссии, в 1993 году принимала активное участие в организации и проведении юбилейных мероприятий Республики Саха (Якутия) и ЮНЕСКО (Париж), посвященных 100-летию со дня его рождения. Под ее руководством группой ученых-литературоведов в 1992-1993 гг. подготовлено к печати 3-томное собрание сочинений, куда вошли художественные произведения и научные труды П.А. Ойунского.

 В 2003 году к 110-летнему юбилею П.А. Ойунского ею подготовлен к изданию, воссозданный поэтом на основе народных сказаний, эпос “Дьулуруйар Ньургун Боотур” (“Нюргун Боотур Стремительный”).

В последние годы жизни занималась изучением современной якутской прозы. Известна как автор художественных произведений. Изданы поэмы “Дойдум Таатта, дорообо!”, “Хоочугур уола Былатыан”, эссе. Впоследствии они вошли в книгу “Светлой памяти отца” (Якутск, 1999). 

В своей книге «П.А.Ойунский и якутский театр», Якутск 2003 ( заметки, эссе, воспоминания) она пишет о своем отце,  о становлении якутского театра, его артистах.

 Очень интересны ее воспоминания о своем детстве, когда она жила в семье двоюродного брата матери, народного артиста Якутии Виктора Афанасьевича Саввина и смотрела репетиции знаменитого эпоса «Нюргун Боотур стремительный» на сцене театра в здании бывшего кафедрального Троицкого собора. Воспоминания о спектаклях «Полевой цветок» и «Бахчисарайский фонтан» Бориса Асафьева, где танцевали Мария Жорницкая и Ксения Посельская… 

«Это было незабываемое зрелище!.. В середине 60-х годов, многие годы спустя после первого национального балета родился сказочный «Чурумчуку Жигжита Батуева, по либретто Серафима Элляя и Марии Жорницкой. Первой исполнительницей Нюргуяны была Дина Степанова, такая нежная, лиричная…Как скоротечен на сцене век солистов балета! Но жизнь их продолжается в творческом деянии, в деле воспитания нового поколения служителей Терпсихоры…»

Сардана Платоновна проследила эстафету поколений, когда писала об артистах: Ирине Максимовой, Петре Решетникове. «Эстафета поколений… Это преемственность, среда воспитания и гены. Эстафетную палочку служения Большому Искусству подхватила их дочь Аиза Петровна Решетникова…  

У Аизы после работы над музыкой фольклора  родилась прекрасная идея – создать Музей музыки и фольклора народов Якутии. В 2001 году музей отметил свой первый юбилей – 10 лет!.. Аиза Петровна «прорубила окно в Европу» нашим солистам оперы: Альбине Борисовой, Нине Чигиревой, Анне Дьячковской, которые пели перед искушенными меломанами Италии, Франции, Швейцарии, Австрии, а затем и Японии!

 Да пусть не иссякает источник новых открытий и вдохновений!»

  Она с большой теплотой написала и о театре своей юности 60-х годов, когда ряды маститых артистов пополнились молодой порослью: Аксиньей Адамовой, Александрой Ивановой, Марией Канаевой, Анной Кузьминой и другими.

«В те годы театр повернулся к современности. Но довлел общесоюзный репертуар, спускаемый «сверху», во всех театрах СССР ставились пьесы, приуроченные к юбилейным вехам страны «Незабываемый 1919-й» Всеволода Вишневского, «Человек с ружьем» и «Третья патетическая» Николая Погодина…

  В середине 50-х годов были реабилитированы имена славных сынов якутского народа Платона Ойунского, Максима Аммосова, Степана Аржакова и многих других, необоснованно репрессированных тоталитарным режимом. На сцене шли спектакли патриотического содержания…

Театр 60-70 –х годов был театром Федота Потапова!.. Более двух десятков лет он являлся главным режиссером театра. Поставил сценическую лениану и сам выступал в роли вождя. Ф.Ф.Потапов был делегатом XXVсъезда КПСС. Это был его звездный час!»

Сардана Платоновна рассказала о важных периодах драматического, музыкального театров, об артистах Анастасии Лыткиной, Зое Багынановой, Симоне Федотове, Гаврииле Колесове и многих других.

Значительно ее исследование о В.В.Никифорове-Кюлюмнюре, его пьесе «Манчаары», о книге «Якутск в былые годы ( 17-19 вв.). 

С особенным почитанием она написала о режиссере Андрее Борисове, его знаменитых постановках «Желанный голубой берег мой», «Добрый человек из Сычуаня», о фестивалях, на одном из которых — «Театр и время 1987», критики и жюри высказались так: «Якутский театр развивает свою национальную культуру вместе с процессом освоения мировой культуры. Это ставит театр на большую высоту. Это большая нация, это культура мощная, духовный потенциал народа очень большой».

И устами своего отца оценила  потенциал народа как неисчерпаемый. Это отражается, в частности, в театральном искусстве.

«В театре есть музей, который носит имя П.А.Ойунского. Хранителем его является Ефим Степанов, он собирает драгоценные реликвии: афиши, программки, письма, фотографии… У него замечательный архив».

И словно благословила театр, как ее великий отец:

 «Я верую – театру быть! Театру жить, когда есть в нем такой великий Мастер, как Андрей Борисов! Да здравствует Искусство! Да будет так всегда!..

Имя Платона Ойунского носит наш национальный драматический театр. Государственная премия Республики Саха (Якутия) в области литературы и искусства по праву носит имя основоположника новой якутской литературы. Рядом с домом, где жил он долгие годы, работает Литературный музей имени Платона Алексеевича.

  Мы свято чтим имя Ойунского. Последние его слова были о том, что он всегда был воином и слугой народа, останется таким навсегда и будет бороться за счастливую жизнь родной Якутии. Давайте не забудем эти слова, ибо это было правдой»

Сардана Платоновна продолжила дело своего великого отца, своим трудом  внесла большой вклад в развитие науки, литературы, культуры родного края.

Литература:

С.П. Ойунская, «П.А.Ойунский и якутский театр», Якутск, 2003

Агам сырдык аата: Дьокуускай: Бичик, 1999.

Писатели Якутии, Биобиблиографический справочник, Бичик, 2019.

Подготовила Анна Гоголева – к.ф.н. 

Loading