You are currently viewing Сегодня общественность Якутии прощалась с народным поэтом Якутии — Иваном Васильевичем Мигалкиным

Сегодня общественность Якутии прощалась с народным поэтом Якутии — Иваном Васильевичем Мигалкиным

  • Post author:
  • Post category:Uncategorized

Иван Васильевич – народный поэт Якутии не дожил до своего 70-летнего юбилея. Тяжелая болезнь оборвала его жизнь. Но в памяти он остался полным творческих сил, планов, энергичным, деятельным, сочиняющим стихи на ходу, ведь он, как многие из его поколения, очень любил жизнь во всей ее разнообразии – творчестве, организационной работе, как председатель Союза писателей Республики Саха (Якутия), принимая участие в различных мероприятиях, заботе о детях, потомстве, любящей супруге, музее им.В. Протодьяконова – Кулантая – хлопот, забот хватало и, конечно, он много работал, творил, несмотря на болезнь, отнимающую силы.

Известно, что поэт начал свою творческую деятельность, когда в  80-90- е годы в расцвете творческих сил находились поэты М.Ефимов, Р. Багатайский, И. Артамонов, С. Руфов, М. Тимофеев и другие.

На смену старшему поколению поэтов пришло новое – В.Миронов,

Н.Рыкунов, Т.Толомон, В.Саввин,  В.Дедюкин, Н.Е. Винокуров- Урсун – Сиэн Кынат, И .Мигалкин и другие. Иван Мигалкин, в те годы молодой поэт, вошел в якутскую литературу стремительно и ярко, сразу заявив о себе. С тех пор он напряженно, плодотворно работал в поэзии, литературе долгие годы. Его творческая и общественная жизнь была наполнена событиями, труд отмечен рядом наград — Золотой Есенинской медалью “За верность традициям русской культуры и литературы” СП России, Большой Серебряной Гумилевской медалью Московской писательской организации СП России, медалями И. Бунина, С. Маршака, А. Белого, орденом “Святитель Иннокентий”. 

Детский писатель, поэт, переводчик, публицист, был родом из села Борогонцы, из семьи сельских интеллигентов, с детства играл «в писатели» и в последствии стал им. Его наставниками были известные якутские и русские поэты, писатели, Н.Габышев, С.Данилов, И.Гоголев, Е.Долматовский, Е.Исаев и другие.

Еще с юности он отличался требовательностью к своему творчеству, сознанием того, что занятие литературным трудом – дело очень ответственное, благодаря которому можно создать полезное для народа. Творчество для него был труд и праздник, вдохновение – «долгожданная гостья». Удавшееся стихотворение – «чорон, наполненный кумысом», с «прохладной водой, утоляющей жажду в палящий зной», «с долгожданным письмом от близкого друга», с «самыми сокровенными словами, предназначенными для любимой», с «запахом дымокура» в родном аласе.

В неустанном творческом труде был смысл его жизни. Источником и предметом поэзии была сама жизнь, на которую он смотрел глазами поэта. А глаза поэта умеют видеть в малом – большое, красоту в, казалось бы, обыденных вещах. Вот это умение видеть и воспевать красоту отличает поэтов.

В юности он хотел, чтобы его стихи о любви читали «красивые девушки» и одаривали его признательными улыбками, позже, когда появилась книга «Письмо с подснежниками» — мечтал о похвалах со стороны «знаменитых поэтов», внимании больших людей, а в зрелые годы, накопив жизненный опыт, стал ждать признания людей, широкого круга читателей. Уже в ранней юности проступает желание достучаться до сердец, жить активной жизнью, полной событий.

Поэт тепло, с особой любовью пишет о детстве, своих родных:

Отец и мать, мне дорогие люди,

Родной земли подарок протянули-

Берестяной, узорами покрытый,

Осенних ягод полный туесок.

Образ родной Якутии, красота родной природы всегда вдохновляли и в годы учебы в Москве, и во время службы в армии и зрелые годы и до последних дней в этом земном Срединном мире. Где бы он ни был, рядом всегда была «березовая чаща», «зеркальная гладь озера Мюрю», «запах дымокура». Тоску по родине он называл особой тоской, подобной «вкусу материнских оладий», «свежему дуновению ветра».

Он очень любил родную землю, Якутию. Она – самое любимое и дорогое, как мать. Мама – это как печка камелек, и светит, и греет, и привечает, и сердце успокаивает. В его поэзии мать – создательница и опора большого семейства, которая лучше всех понимает сына, с ним и в радости и боли. Она рассказывает ему о прошлом, о братьях, погибших на войне, воспитывает на примерах патриотизма и мужества. Образ матери сливается  в его поэзии с образом Родины. Мигалкин с особенной силой воспел и ценности семейной жизни. Так в книге «Тепло отцовского очага», куда вошли его лучшие стихи, созданные за 30 лет, он с большой любовью говорит о своих близких: маме, братьях, сестрах, жене, детях, внуке. В целом цикле стихов раскрываются детские впечатления поэта и отражен образ ребенка, с его чистотой, непосредственностью, подобные первому снегу.

Снежная девочка, милая гостья —

Словно лебяжий кружащийся пух…

Ты опустись на ладонь мою

Жесткую,

Ласковый свет излучая вокруг…

                                    Перевод Л.Кудрявцевой

Отдельные стихи посвящены якутам, не вернувшимся с войны «Ты тоже как я, был молодым»); памяти павшим на фронтах Великой Отечественной войны, 29 представителям рода Мигалкиных «Пусть радуги обнимут алас…»

Поэт с должным почтением относился к старшему поколению. Очень почитал своего наставника – народного поэта Якутии Ивана Гоголева, как и он, в свое время закончил Литературный институт им. М. Горького в Москве, где учился в семинаре Егора Исаева, слушал лекции Е. Долматовского, А. Дементьева и других больших, знаменитых поэтов, которые отмечали, хвалили его. Пока хватало сил, часто ездил на юбилейные мероприятия в Вилюйский улус, где выступал о творчестве поэта Ивана Гоголева, любил рассказывать, что когда служил в армии, то выступил с инициативой поставить пьесу И. Гоголева «Сердце солдата», которая очень понравилась солдатам и имела большой успех. Ни одно мероприятие, посвященное поэту, не обходилось без него. Выступая со старшим поколением, среди его представителей С. Руфова, Н. Босикова, В. Сивцева и других, он, как представитель тогда среднего поколения, являл собой их достойную смену.

В своем творчестве, в стихотворении «Старость понимают по-разному» он утверждал, что несмотря на то, что многие считают старость проклятием, лишь счастливые люди доживают до глубокой старости, сохранив бодрость духа и ясность ума.  Это люди, «украсившие свою жизнь неустанным трудом», посвятившие себя служению общему делу. И сам он был такой, несмотря на болезнь, сохраняя ясность ума, бодрость духа. В стихотворениях «В День Победы», «Старым якутам» поэт от имени своего поколения выразил признательность поколению, защитившему страну от фашизма и одержавшему великую Победу, сражавшемуся на фронте и в тылу.

Поэт не мыслил свою жизнь без родины, родины — матери, родных людей, без этого он называл себя «аласом, где не щебечут птицы», «Поэтом, лишенного внимания читателей» («Якуты мои, без вас я ничто…»)

Он очень любил читать, книги, недаром песня «Библиотекарь», созданная на его стихи, стала гимном библиотекарей, в этот день  — Общероссийский День Библиотек, она звучала в библиотеках. Иван Васильевич, как известный детский писатель, поэт, призывал детей стать образованными людьми, много читать, чтобы много знать, уметь и принести пользу своему народу, Отечеству.

Он призывал гордиться принадлежностью к своему народу, выдержавшему суровые испытания, сохранившему и развивающему свою самобытную культуру. Так вместе с супругой Зоей Васильевной он организовал и создал Литературный музей имени В. А. Протодьяконова, в котором собраны предметы материальной культуры якутского народа. Этими

предметами наполнены и его стихи: чоронами, хомусами, чашами –кытыйа.

Поэт, нежно поющий о любви

Как истинный поэт, он вдохновенно воспевал в стихах и женскую красоту. Она у него представлена в разных гранях, подобно якутскому алмазу: это чистота, добрый, застенчивый характер, загадочность, таинственность. Это та красота, спасающая мир, которая так воспета в русской классической литературе. Самые прекрасные, вдохновенные стихи его посвящены любви и с полным правом он называл себя «поэтом, нежно поющим о любви».

В любви видит смысл своей жизни его лирический герой. Даже несчастная, безответная любовь необходима поэту для приобретения жизненного опыта, питая глубокими чувствами творчество. («Не жалею, что познакомился с тобой», «Любовь постепенно забудется»)

Образ любимой, трепетного чувства в его поэзии нередко представлен цветком, с его благоуханным ароматом. В стихотворениях его любовь передается и через состояние природы.

Дух травяной и дух грибной аласа

С прохладой воздуха разлились в ширину.

На крылья белые предутреннего часа

Ты, опершись, взлетаешь на Луну.

Как будто лебедь, погружаясь в тайну,

Издалека ты окликаешь вновь.

Не понял я, но может быть, случайно

Ты унесла и сердце, и любовь.

А годы, как пугливые олени,

Все мчались вдаль, но снова, как тогда,

Как в первый раз произошло явленье

Смущения, восторга и стыда…

В оправе камнем драгоценным

Луна сияет нам из прежних лет.

Ты улыбнулась необыкновенно,

И я опять иду на этот свет.

Зрелая поэзия И. Мигалкина полна глубокими раздумьями о мире, жизни и человеке.  Пройдя большой жизненный путь, он призывал ценить «каждое мгновенье бытия», «быть открытым жизни». Человек у него – это высшая ценность, в его борьбе за добро, человеческое в человеке, как и у других поэтов — Расула Гамзатова, Ивана Гоголева. Человек должен быть открытым миру, другим культурам, народам, не потому ли в его творчестве упоминаются картинный Пикассо, поэзия Махтумкули, стихи Гюго, скульптуры Родена.

О творчестве поэта можно говорить долго, его стихи о семье, нравственных ценностях, патриотизме, пронизанные любовью к женщине, отчему дому, родным, природе, в обращении к детям, молодому поколению, людям всех возрастов – составляют особый пласт в якутской литературе. На основе самобытных, национальных образов, мировоззрения народа, он создал свой, особый светлый мир, увиденный и переданный порой сквозь слезы, ведь поэтов отличает чуткое ранимое сердце, особо чувствительное к грубости, пошлости, несправедливости и жестокости мира, и тьму эту они резко отрицают и порицают своими стихами, призывающими к добру, в борьбе за человеческое в человеке, воспевая свет жизни, ее красоту, благоуханные, как прекрасные цветы.

Светлой Памяти, уважаемый Иван Васильевич, Ваши стихи, песни, книги, светлые, добрые воспоминания о Вас всегда останутся с нами и будут жизнь вечно, пока жив, есть – цветет и множится якутский народ, наша Родина, которую Вы так горячо любили и передали это нам, как завет последующим поколениям. Пусть земной путь Ваш окончен, но открылся теперь другой, который ожидает каждого в этом Срединном мире. И пусть он будет добрым, светлым, какой была ваша земная жизнь. Царствия небесного, жизни вечной!

                  Коллектив Литературного музея им. П. А. Ойунского

Loading