You are currently viewing Женщины Севера – хранительницы огня

Женщины Севера – хранительницы огня

  • Post author:
  • Post category:8 марта

 К Женскому Дню 8 марта сотрудники Литературного музея им.П.А. Ойунского и краеведческого музея им.Г.В. Ксенофонтова в Кангаласском улусе подготовили интересную программу о роли и значении женщины в жизни на Севере, в семье, в воспитании детей. Так старший сотрудник литературного музея А.И. Гоголева представила лекцию, с красочной презентацией о женщине-матери, играющей важную роль на Севере, как хранительница домашнего очага, устроительница жизни, воспитательница детей.

Образ женщины в разных ипостасях издавна отражен в древних верованиях якутов, в мифах, легендах, древних сказаниях олонхо.

«Народ в сказаниях создал свой идеал женщины, — отмечал видный якутский исследователь И.В. Пухов. — Она не знает горя и нужды, живет в изобилии, одета в дорогие меха, ест даже не мясо, а жир. В то же время она – советчица героя, умная, изобретательная, идеальная хозяйка – воплощение мирной и счастливой жизни».

Образы олонхо вдохновляют художников, поэтов – творческих людей. Так Лена Гоголева, главный художник Саха театра им.П.А. Ойунского создала костюмы, красочные, яркие женские образы по якутским олонхо «Нюргун Боотур Стремительный», «Кыыс Дэбилийэ», «Светлоликая Туйаарыма куо» и другие. В 2002 году спектакль – олонхо «Кыыс Дэбилийэ» — постановка Андрея Борисова, сценография Геннадия Сотникова, костюмы и реквизит Лены Гоголевой был удостоен Российской Национальной премии «Золотая маска» в номинации «Лучший художник в драматическом театре». 

В культуре других северных народов в обрядах представлен культ женщины. Символом родового очага и жилища и всего жизненного цикла человека для большинства северян был огонь. Огонь представлен в облике женщины – Хозяйки огня. У северных народов, например, у чукотского в свадебном обряде, существовал особый этикет. Невеста, приехав к жилищу рода будущего мужа, не могла сразу войти в жилище, ждала на улице, пока не будут проведены специальные ритуалы почитания огня. Главное предназначение женщины на Севере – материнство, женщина — мать, хранительница огня, устроительница семейного очага.

В Истории Якутии были и есть замечательные женщины. Одна из них Андросова – Ионова Мария Николаевна, талантливый знаток и исследователь якутского фольклора и культуры. 

Любовь к фольклору, устному творчеству, творческие способности проявились у нее с детства. Этому способствовал и брак с известным педагогом В.М. Ионовым, политссыльным — народником, исследователем истории и культуры Якутии. С помощью мужа она выучилась грамоте и стала помогать ему записывать олонхо, в подготовке к изданию. Она также помогала Э.К. Пекарскому в составлении, подготовке большого Словаря якутского языка. В Словаре насчитывается 565 словарных статей со ссылкой на Марию Андросову — Ионову. При жизни супруга В.М. Ионова помогала ему в окончательной редакции и корректуре словарных статей, присылаемых Всеволоду Михайловичу, как соавтору Эдуарда Карловича Пекарского. «Ее глубокие и обширные знания по верованиям, быту и языку якутов неоднократно использовал Пекарский в своем словаре, а также Л.Я. Штернберг в своих статьях о шаманизме, — подчеркивал Г.В. Ксенофонтов. – В ее лице мы имеем дело не с простым народным сказителем, а с научным деятелем с уклоном его постоянного интереса».

Благодаря своим разносторонним талантам Мария Николаевна не только выросла в активного помощника В.М. Ионова, своего супруга в больших научных изысканиях, но и сама стала  автором ряда научных работ и литературно – художественных произведений. Кроме олонхо Мария Николаевна записала 4 песни, 2 статьи «Заметки о беременности и родах у якуток», «По поводу рассуждений А.Е. Кулаковского в его книге «Материалы для изучения верований якутов»». В архивах СПб о РАН и Института востоковедения РАН хранится ценный этнографический материал         по традиционной культуре якутов, собранный В.Н. Ионовым и М.Н. Андросовой-Ионовой. Материал размещен в 25 папках, из которых 17 Мария Николаевна считала своими записями по якутскому шаманизму. Супруги Ионовы основали и большую семью.

О другой замечательной женщине матери, создательнице большой семьи Ксенофонтовых —  Екатерине Максимовне Ксенофонтовой рассказала старший научный сотрудник краеведческого музея им.Г.В. Ксенофонтова — Елена Николаевна Филиппова, с показом презентации «Женская линия семьи Ксенофонтовых».

  Ксенофонтовы – уроженцы Кангаласского улуса были окружены уважением, доверием местных жителей, были богаты, гостеприимны, образованны. Народная память сохранила образ честных, справедливых работодателей, порядочных, доброжелательных людей.

Отец большой дружной семьи Василий Никифорович Ксенофонтов – богач, крупный скотовладелец, имел  Якутске 17 домов, 2 дачи, сохранил усадьбу и в улусе. Вместе с женой они вырастили 9 детей: шестеро сыновей – Гавриил, Павел, Константин, Аркадий, Иван, Илья; три дочери – Евдокия, Татьяна и Елена. У истоков этой большой семьи стояла выдающаяся женщина — мать  Ксенофонтовых —  Екатерина Максимовна Кириллова. Это она родила, вырастила и воспитала известного исследователя народов Азии, крупного российского этнографа Гавриила Васильевича;  идейного руководителя движения «Конфедералистов» Павла Васильевича; московского инженера Аркадия Васильевича и других, а также дочерей, ставших достойными женами и матерями. О жизни, истории детей Ксенофонтовых и рассказала Елена Николаевна.

В мероприятии приняла участие и дочь первой якутской женщины драматурга, поэта, писателя М.П. Обутовой – Эверстовой – Мария Ксенофонтовна Попова – Эверстова. Она по профессии учительница, не раз принимала участие в наших мероприятиях. Тепло, живо, интересно с показом фотографий из семейного архива  она рассказала о своей любимой матери, ее жизни, родных, друзьях, о тех, кто оказал большое влияние на становление личности писательницы, а также о ее деятельности и творчестве, пьесах «Жаворонок», драмах «Элигеты», «Тэккээ» и других, которые с успехом были поставлены знаменитым якутским драматическим театром  и выдержали множество постановок. Драматург Обутова-Эверстова написала 11 спектаклей малой формы для детей, очень хорошо умела сказывать олонхо для детей, будучи сама многодетной мамой.

 Участников мероприятия и всех женщин поздравила известная хомусистка Надежда Варламова Надикан  песней, записанной на видео «Моя северная матушка» и будто подчеркнула праздничный, весенний настрой мероприятия, посвященного женщинам.

И мы поздравляем всех женщин с наступающим праздником 8 марта, желаем весеннего настроения, здоровья, радости!

                                          Подготовила А.И. Гоголева – к.ф.н.

Loading