You are currently viewing Дорога Айыы Л.А. Афанасьева — Тэриса

Дорога Айыы Л.А. Афанасьева — Тэриса

12 января —  День рождения кандидата филологических наук, публициста Лазаря Андреевича Афанасьева – Тэриса  (12.01.1952 – 29.12.2017)

 Ученый, общественный деятель, религиовед, тенгривед Л.А. Афанасьев-Тэрис известен как знаток древней веры якутов, специалист по фоносемантике, лексикографии и терминологии.

Он оставил после себя теоретические и практические основы восстановленного, обоснованного, систематизированного тенгрианского религиозного учения Айыы – веры в Үрүҥ Айыы Тойона (Таҥара).

 Лазарь Андреевич в конце 80-х годов, во времена перемен в жизни общества, всерьез задумался о будущем народа саха, о его судьбе и пришел к выводу, что народ саха можно сплотить только силой веры. Он стал делиться своими размышлениями на различных дискуссиях и встречах, излагать свои взгляды и убеждения на организованных совместно с обществом «Саха кэскилэ» научно-практических конференциях, посвященных религиозному учению Айыы, ысыаху, олонхо. Тэрис, изучивший фольклорные материалы, хранящиеся в архивах, и ознакомившийся с научной литературой, всесторонне подготовленный в вопросах национальной культуры, выступал с докладами по традиционному религиозному учению Айыы. Его концепция основывалась на убеждении, что у якутского народа издревле была своя традиционная религия. При этом он указывал на традиционную религиозную деятельность алгысчы – белых шаманов, жрецов учения Айыы.

У народа саха не сохранилось письменных материалов о своей древней вере. Вместе с тем, отмечал Тэрис, ее основы, описание ее ритуалов передались в произведениях фольклора, особенно в олонхо, обрядах благословения, шаманском камлании, исторических преданиях, передаваясь из поколения в поколение. Все свои мысли и идеи, которые вынашивал, основные постулаты якутского тенгризма Тэрис упорядочил и изложил в книге «Учение Айыы».

«Бог один, он имеет восемь ипостасей. Каждый видит его образ сообразно своему духовному развитию.  Он, точнее его благость – алгысы, проникают в человека через специальные ойбон (чакры), и человек наполняется духовной силой. В тенгризме главным является концепт кут-сүр, который имеется в традициях почти всех тюрко-монгольских народов: кут –  душа. У человека три души. Это духовная сущность человека. Кут существует благодаря сюр. Сүр – духовная энергия, получаемая человеком от Бога. Эта схема существует со времен тенгризма. И является средоточием его религиозного учения».

  Тэрис был глубоко убежден в том, что, живя в Восточной Сибири, по сути, пришлый южный народ саха выдержал суровые природные условия, приспособился к ним, выработал способы успешного проживания на севере именно благодаря своему тенгризму.

О различиях между шаманизмом, верой якутов, и тенгризмом он писал «Последователями черного шаманизма были родовые и племенные шаманы. Они и сейчас распространяют аласную или улусную междоусобные идеологии. А тенгризм был государственной религией. И в таком виде сохраняется и ныне. Последователи религии тенгризм стоят за весь народ. У этой религии имеются более высокие идеи для сплачивания народа. Все тюркские и монгольские народы рассматриваются как родственники, которые могут все объединиться вокруг тенгризма, как в прошлом. Но тенгризм идет дальше. Каждая религия воспринимается как разновидность тенгризма. А люди, независимо от национальности выступают как человек Айыы (божественный человек)»

Не соглашаясь с якутским исследователем А.Е. Кулаковским, удивлявшимся на заре 20-го века, как такой маленький народ сумел создать такую высокоразвитую религию, он объяснял это тем, что «якутский народ раньше жил в тюрко-монгольской среде, был участником крупных исторических событий именно в то время, когда в этой среде господствовал тенгризм. Затем якуты перекочевали на север и учение тенгризма принесли туда с собой. Здесь же они жили в окружении северных народов. Все это время тенгризм сохранился у них в изначальном виде. В то же время многие монгольские и тюркские народы стали терять изначальность своего тенгризма».

Л.А. Афанасьев-Тэрис, как и многие якутские ученые, считал, что «Предки якутов, как и других тюркских народов, в древности жили на территории современного Китая. И там распространилась религия веры в Тенгри. Якуты Бога-Творца – Тенгри, называют Таҥара. Где-то 5-3 тысяч лет назад в Азии возникли первые протогосударства, затем империи, державы. Именно в это время тенгризм стало идеологией этих государств. В целом здесь 3-4 раза появлялись огромные империи, захватившие полмира. Эти огромные движения совершались под знаменем Тенгри. В это время совершилась реформа шаманизма. Шаманизм перерос в тенгризм, который стал государственной религией».

Насчет привода якутами тенгризма на территорию сегодняшнего обитания он писал, что «Саха (якуты) говорят, что в древности с юга приплыл Эллэй Боотур и разбил стойбище в долине Эркээни. Устроил ысыах (обрядовый кумысный праздник) и обосновал тем самым ритуалы тенгризма – религии саха. Эта религия объединила все роды саха (якутов). Конечно же, это легенда. Тенгризм появился намного раньше. Но его объединяющая роль этой легендой передана точно».

О монотеистическом характере религии саха Л.А. Афанасьев-Тэрис написал в своей монографии «Философия Кулаковского»: «Религия саха в самом деле не была политеизмом. Монотеистический характер религии саха особенно четко прослеживается в олонхо. Творящая сила (Айыы, Бог) имеет определенное место, и его сила проникает в Средний мир через Дорогу Айыы. Поэтому с уверенностью можно сказать, что религия саха имела монотеистический характер и представляла собой форму теизма».

Краткая биографическая справка:

Афанасьев Лазарь Андреевич родился в г. Вилюйске ЯАССР 12 января 1952 г. Окончил Якутский государственный университет (1983).

В 1969—1974 гг. работал на предприятиях Вилюйского улуса; в 1974—1976 гг. служил в Советской Армии; в 1976—1984 гг. — плотник, учитель, переводчик в редакции районной газеты «Путь Октября» в Вилюйском улусе; в 1984—1989 гг. — лаборант, старший лаборант ИЯЛИ ЯФ СО АН СССР; в 1989—1993 гг. — младший научный сотрудник отдела языкознания; в 1993—1999 гг. — старший научный сотрудник отдела терминологии; в1999—2003 гг.— младший научный сотрудник, с 2003 г. — научный сотрудник центра изучения современных языковых процессов, в 2004—2014 гг. — научный сотрудник ИГИиПМНС СО РАН.

В 1993 году защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата филологических наук по теме: «Фоносемантика основ образных слов якутского языка».

Известный в республике общественный деятель был председателем общества «Саха кэскилэ». Он — автор многочисленных работ, среди которых одна из последних изданных  “Философия Кулаковского” (Якутск, 2018).

 Литература:

Афанасьев Л.А.- Тэрис. Айыы суола (Дорога Айыы). – Якутск, Бичик, 2002.

Афанасьев Л.А – Тэрис. Философия Кулаковского. – Якутск: Бичик, 2018.

Основы веры религии Айыы. Кут-сюр, 2012.

                                                                      Подготовила А.И. Гоголева – к.ф.н.

Loading