Монография эта стала библиографической редкостью. У автора — видного якутского государственного деятеля и ученого Г.С. Ксенофонтова – трудная судьба. Было время, когда ее нельзя было цитировать…
Однако, как это нередко бывает в жизни, наперекор трудной судьбе люди и книги выживают. Это – справедливость Истории, правда жизни. Верно, автор в свое время смело взялся за решение вечного вопроса, над которым думал его народ: где наши истоки, кто мы? И дал свой ответ в форме большого труда. Центральная проблема монографии Г. В. Ксенофонтова – проблема происхождения якутов и расследования путей их переселения на Лену. Автор считает ее загадочной «якутской проблемой», с рядом вопросов: «когда и почему, под давлением каких исторических причин и в каком географическом пункте этот татарский (тюркский) народец оторвался от своих единокровных братьев, какими путями он добрался в глухой, таежный Ленский край».
Главный ответ автора на эти вопросы – южное происхождение якутского народа. Но неоднозначное содержание процесса заставляет автора делить его на три крупных этапа и только на третьем «якутский народ в конце XII века нашей эры в полном составе уже переселился в пределы своей современной родины». Для обоснования этой позиции автор использовал огромный материал устной летописи народа, данные специальной литературы, опубликованные источники и суждения историографического характера.
«Я не ошибусь, если скажу, что автор «Ураангхай сахалар» первым в якутоведении поднял значение фольклора до понятия «историческое сознание народа». В этом качестве историк оказал впечатляющее влияние на всех своих последователей, прежде всего на академика А.П. Окладникова…», — отмечает В.Н. Иванов – доктор исторических наук, профессор.
Ксенофонтов исследует, в основном, особую этническую группу северных якутов, представляющих собой, по его мнению, «конгломерат из тунгусов, турок и монголов». Исследовав «основы их экономического быта, обычаев и нравов», родовые названия, численность и расселение, он обосновал тезис «об особых путях исторической судьбы северных и оленных якутов»…
Однако современная историко-этнографическая литература, — подчеркивает В.Н. Иванов, — достаточно убедительно доказала, что якуты стали заселять северные народы после вхождения Якутии в состав Российского государства, т.е. с XVII века и именно с этим процессом связано появление проблемы северных якутов…».
Ученый подробно сравнивает труды и взгляды ученого с нынешними исследованиями современной науки и рекомендует читать труд Ксенофонтова с учетом достижений современной исторической науки.
В.Н. Иванов, отмечая увлекательный, богатый и сочный язык монографии Ксенофонтова, в котором видно слияние фундаментального научного труда с языком юриста, знающего и понимающего историю и этнографию своего народа» и, конечно же, с языком фольклора, подчеркивает: «Как историограф по всем этим параметрам – я горячий поклонник Г.В. Ксенофонтова»
Все созданное Г.В. Ксенофонтовым оставило особый след в науке, это весомый вклад в развитие современного якутоведения. Читайте его труды, и вы многое узнаете об истории якутского народа, его быте, фольклоре, самобытной культуре.
Литература:
Г.В. Ксенофонтов. Ураангхай – сахалар» т.1. , Национальное изд-во Республики Саха (Якутия), 1992.
Подготовила А.И. Гоголева, к.ф.н.