You are currently viewing Афанасий Уваровский. Светлый образ матери. Она слыла добросердечной женщиной чистого правдолюбия…

Афанасий Уваровский. Светлый образ матери. Она слыла добросердечной женщиной чистого правдолюбия…

Выдающийся русский и немецкий филолог-тюрколог, академик Императорской Санкт-Петербургской Академии наук О.Н.Бётлингк именует Уваровского своим «дорогим наставником и учителем» и пишет, что «Уваровский – человек с здравым умом, но без ученого образования: он говорит и пишет по-якутски так же легко, как по-русски». (Н.А.Габышев с.36).

Уваровский – один из тех мемуаристов, где сам автор появляется в произведении только как свидетель, а подлинным героем является якутский народ, простые люди, предания и легенды, природа и недровые богатства Якутии.

Один из образов в произведении – это светлый образ матери Екатерины Егоровны Кисикеевой. Какая была истинная, искренняя любовь Афанасия Яковлевича к матери, прежде чем поведать о ней он делает такую деликатную вставку: «Не ставьте мне в вину, если я скажу несколько слов о ней (о матери)».     

Именно через этот рассказ мы видим образ очень сильной женщины, которая в те непростые годы смогла сама поднять хозяйство после смерти мужа. Была очень доброй, умной, набожной женщиной. Она похоронила двенадцать детей, все свои знания, навыки постаралась передать единственному сыну Афанасию. 

Все произведение написано художественным языком, проникнуто любовью к родному языку, родному краю, обычаям, преданиям.    

Рассказ о самом дорогом и любимом человеке Афанасия Яковлевича, рассказ о его матери занимает достойное место в  произведении. Ниже приведем отрывок об Екатерине Егоровне Кисикеевой, именно ей он посвятил самые теплые и восторженные слова.

Отрывок из  «Воспоминаний» А.Я.Уваровского

«Моя мать не умела читать и писать, но была очень умна; ее память не имела себе подобия; она помнила все со своего четырехлетнего возраста; что-либо услышанное ею с того времени до исполнения ее 70-го года она никогда не забывала; не задумываясь, она говорила, на какой день падает какой праздник; она рассказывала, не ошибаясь, какой губернатор был 100 лет тому назад и сколько лет он прожил; она говорила безошибочно результат сложения или деленияого бы то ни было большого денежного счета. Таким образом, к ней приходили люди, которые забыли какое-либо обстоятельство из прошлых времен, и улаживали свой спор. Она знала олонхо, народные предания, сказки, песни, загадки; все женские швейные работы, кройка и шитье одежды, которую господа носили с древних времен, не избежали ее рук и искусства. Она была очень богобоязненна; до дня своей смерти она не сказала ни одного неправдивого слова, также ни один голодный человек не вышел из ее дома не насытившись; так как она была готова помочь бедным людям, обычно денег в ее доме никогда не оставалось 100 рублей целыми и десяти дней; в то время когда приходили большие праздники года, в ее кладовой, наполненной пищей, оставалось только половина. Вследствие этого она слыла добросердечной женщиной чистого правдолюбия. Кто ей одалживал, стыдился напоминать долг; кто радовал ее каким-либо добрым делом или «услугой, считал себя в тот день осчастливленным».   

 Никто не умирает с умершим, живущий думает о живущем. После того как моя мать отогнала мысли первой скорби, привела она прежде всего дом в порядок, затем она порядочно увеличила за те пять лет, что мы жили в Кильдямцах, поголовье скота.

Жизнь, которую мы прожили в Кильдямцах, была лишена радости. Тогдашние морозы никому не позволяли свободно выходить наружу на пустынную землю: в течение пяти месяцев мы никуда не ходили. Утром дедушка учил меня чтению и письму, вечером я читал вслух матери Священное писание или она направляла мой ум к любви богу, к почитанию императора, к заботе о бедных, к состраданию, к необижанию людей, одним словом, к тому поведению, которое нам предписывает как закон Священное писание.  Вследствие моей несравненной любви к матери и вследствие моего врожденного характера я воспринимал все произносимые ею слова, не упуская ни одного из них без внимания.

Живя таким образом, мы познакомились со многими якутами. Эти якуты любили меня как свое дитя, и я тоже полюбил их от всего сердца. Любя их так, я в совершенстве выучился их языку, в совершенстве познал образ их жизни, слушал очень охотно их олонхо, песни, загадки и древние былины, с удовольствием ходил на их праздники, свадебные пиры и народные собрания, принимал участие в играх, которые они устраивали летом.

…Похоронив двенадцать детей, рожденных ею, и своего любимого мужа, моя мать жила, воодушевленная только мной. Как раз тогда, когда я радовал ее таким образом, в то время, когда она должна была бы отдыхать, ею овладела тяжелая смертельная болезнь. Эта ее болезнь, усиливающаяся изо дня в день, вынудила ее целых два года пролежать в постели. В течение всего этого времени, что она лежала, я ни на одну ночь никогда никому не доверял присмотр и заботы о ней: подавание лекарств, кормление, переворачивание в кровати, все обычно я делал собственными руками; я спал сидя возле нее; проведя довольно большое количество времени без сна, я шел в канцелярию. Наконец ее силы начали заметно слабеть. В течение девяти дней и ночей перед ее смертью я ухаживал за нею, никуда не выходя и не засыпая. За эти девять дней она мне высказала много, очень много слов в завещание. 

…Добрая мама! Ты не видела под этим солнцем ни одного дня без нужды, ты не жила счастливой жизнью: твоим счастьем были единственно твои добрые дела. За эти твои деяния ты будешь счастлива в светлом царстве верхнего мира, куда на бесконечную радость бог посылает безгрешного человека. Во время твоей жизни я не преступал твоих желаний, и я не помню также, чтобы я сердил твое доброе сердце. Ты постоянно являешься мне в моих снах, и в этих моих снах ты рассеиваешь мои скорбные мысли и одобряешь меня. Это единственное благо, которым я живу и счастлив».

Источник:   Уваровский А.Я. Ахтыылар: хомуйан оҥордулар Ю.И. Васильев, Л.В. Жожикова; Сахалыыттан немецтии тылб. О.Н. Бетлингк; Немецтииттэн нууччалыы тылб. В.И. Рассадин; Нууччалыы тылбааһы редакциялаата Е.И. Коркина. – Дьокуускай: Бичик, 2003.  – с.79-82

Габышев, Николай Алексеевич. Афанасий Уваровский и его «Воспоминания». (Биографический очерк): Пособие для учителя / Вступит. статья Н.Н.Тобуроков/ Худ. М.Г. Старостин. Якутск: Нац. кн. изд-во «Бичик», 1995. —  с.36

Фото памятника Афанасия Уваровского (1800-1861) на месте захоронения на территории Никольского храма Якутска.  https://foma.ru/osvyashhen-pamyatnik-avtoru-pervogo-proizvedeniya-na-yakutskom-yazyike.html

Подготовила н.с. Я.Поскачина.

Loading