You are currently viewing Гаврил Колесов — самородок Земли Олонхо.

Гаврил Колесов — самородок Земли Олонхо.

      В Литературном музее имени П.А.Ойунского состоялось мероприятие, посвященное 90-летию со дня рождения заслуженного артиста РСФСР, народного артиста ЯАССР, лауреата Государственной премии Республики Саха (Якутия) им. П.А. Ойунского (посмертно), члена Союза писателей СССР с 1982 г., члена Союза писателей РФ и Якутии с 1992 г., писателя, педагога, основателя фольклорного отделения Якутского музыкального училища им. М. Н. Жиркова, олонхосута Гаврила Гаврильевича Колесова.

В мероприятии приняли участие люди, хорошо знавшие Гаврила Гаврильевича, поклонники его многогранного таланта: народный писатель Якутии Н.А.Лугинов, член Национального комитета Олонхо при Главе РС(Я)  В.И.Бочонина, сын В.Г.Колесов, преподаватель Высшей школы РС(Я) имени В.А.Босикова, близкие родные В.И.Мучин, Г.Л.Колесова, заслуженный работник культуры РФ А.С.Федоров,  ученики Г.Г.Колесова-актриса Саха академического театра имени П.А.Ойунского А.И.Сивцева, преподаватель Якутского музыкального колледжа (училища) им. М. Н. Жиркова Э.К.Соколова, заведующая Батаринского музейного комплекса имени Героя Советского Союза Ф.К. Попова А.Е.Ходулова, родственники, студенты и другие деятели культуры, образования.  Студенты Якутского музыкального колледжа (училища) им. М. Н.Жиркова Карина Попова, Анжела Попова, Александра Контогорова, продолжатели дела Г.Г.Колесова продемонстрировали неповторимое искусство народного пения, игру на хомусе.

 Полная версия мероприятия на ютуб-канале музея по ссылке:

С.П.Ойунская. Самородок.  2002 г.

     Много россыпей драгоценных камней и золота хранит земля Олонхо , но не каждый камень становится бриллиантом, не так уж часты крупные самородки золота. Так и в жизни- талантов много, а яркие таланты наперечет. Яркими гранями заиграл талант Гаврила Колесова, данный от природы. 

     Он не учился в театральной студии, не имел даже среднего образования, а оттачивал свой талант сначала на сцене сельской художественной самодеятельности, а потом уже на подмостках профессиональной сцены. Говоря словами Максима Горького, прошел «университет» — это суровые годы военного и послевоенного лихолетья, вынудившие Ганю рано познать тяжелый физический труд.

      Как он признавался сам, в жизни у него было три ипостаси служения Музе: как артист драмы, и как народный певец – олонхосут и тойуксут, и как писатель-прозаик.

      Вот основные вехи его творческой биографии: 18-летний сельский юноша в 1950 году был принят в хор радиокомитета, затем с 1955 года до последних дней жизни был неразлучен с первыми щепкинцами в труппе драмтеатра. Его многогранный талант требовал выхода: в 1968 году он исполнил многочасовое олонхо Платона Ойунского на фирме грамзаписи «Мелодия», что явилось заметной вехой в культурной жизни Якутии, теперь эти пластинки стали антикварной диковинкой.

…К сожалению, титанический труд артиста-исполнителя монументального олонхо не получил в высоких партийных кругах своевременный «одобрям», лишь многие годы спустя под прессингом общественности Гаврилу Гаврильевичу Колесову в 1997 году было присвоено почетное звание лауреата Государственной премии имени П.А.Ойунского (посмертно).

…Гаврил Колесов пел в якутских операх, опереттах, ораториях – самородному таланту все было по плечу. Доказательством тому почетные звания заслуженного артиста  России, народного артиста Якутии.

 Из книги «Дэҥҥэ көстөр дэгиттэр талан».

      О таланте артиста, олонхосута Г.Г.Колесова хотелось бы рассказать по воспоминаниям еще одного замечательного деятеля культуры, выдающегося дирижера и педагога, заслуженной артистки РСФСРзаслуженного деятеля искусств РСФСР, народной артистки Якутской АССР Галины Михайловны Кривошапко. Она стала инициатором, организатором и художественным руководителем уникальной грамзаписи якутского народного эпоса олонхо «Ньургун Боотур Стремительный». https://filarmony.ru/ru/content/galina-mikhaylovna-krivoshapko.

       Галина Михайловна и ее супруг Захар Тимофеевич Тюнгюрядов были ангелами-хранителями Гаврила Гаврильевича, как написано в одном из воспоминаний.

Г.М.Кривошапко.«Нюргун Боотур» в грамзаписи.1968 г.

      Олонхо П.А.Ойунского является лучшим вариантом из всех известных олонхо, выгодно отличаясь языковыми и стилевыми особенностями.

      С 5 по 25 сентября 1968 г. в Ленинграде была успешно проведена запись олонхо П.А.Ойунского «Нюргун Боотур Стремительный»  в исполнении заслуженного артиста Якутской АССР Г.Г.Колесова.

Научным руководителем этой уникальной записи является кандидат филологических наук, старший научный сотрудник Института мировой литературы имени Горького Академии наук СССР, автор монографии об олонхо Иннокентий Васильевич. Пухов.

Автору этих строк выпала честь быть художественным руководителем записи, поэтому хочется поделиться с читателями, как проходила эта работа.                  На Ленинградской студии «Мелодия» была создана необыкновенная дружественная творческая обстановка. Творческая группа в составе звукорежиссера Г.П.Любимова, старшего редактора К.П.Ивановой, техников-операторов с величайшим уважением отнеслись к олонхо как к неслыханному ими ранее виду искусства. Они были поражены многогранностью мастерства Г.Г.Колесова и, даже не зная языка, не переставали восхищаться произведением и исполнителем, предсказывая успех и долгую жизнь записи.

 Всех нас радовала отличная творческая форма и блестящее исполнительское искусство  Г.Г.Колесова. Ему приходилось работать с предельным напряжением сил.  День подготовки и репетиции чередовался с днем записи, где артист в течение нескольких часов подряд должен был напеть столько вариантов материала, из которого могла быть смонтирована одна долгоиграющая пластинка. Все эпизоды олонхо –речевые и певческие- были записаны на высоком художественном уровне. Особой похвалы заслуживают многочисленные образы олонхо, созданные на якутский народный мотив дьиэрэтии. Слушая олонхо, еще и еще раз убеждаешься, какое неисчерпаемое богатство – якутский фолклор!

… Нет сомнения, что эта запись окажет благотворное влияние на дальнейшее развитие якутского народного эпоса олонхо, станет своеобразной школой художественного мастерства, будет способствовать рождению новых поэтов-импровизаторов на современную тему и одаренных олонхосутов из молодежи. Эта запись, несомненно, войдет в золотой фонд музыкальной культуры якутского народа.

                                                  «Социалистическая Якутия» -1968. -13 октября.   

Материалы:

 С.П.Ойунская. Самородок.//В кн.: Дэҥҥэ көстөр дэгиттэр талаан : [ахтыы / хомуйан оҥордо Д. Е. Васильева]. — Дьокуускай : Бичик, 2004. – с.48-50. 

Г.М.Кривошапко. «Нюргун Боотур» в грамзаписи.//В кн.: Жизнь продолжается…: статьи, очерки, рецензии, творческие портреты, интервью/ Г.М.Кривошапко;[сост.Т.В.Павлова-Борисова].-Якутск: Бичик, 2012.- с.23-27.

Фотографии:

Г.Г.Колесова из фондов Музея истории Саха академического театра имени П.А.Ойунского.

Мероприятия от 31.03.2021 г. Виталия Слепцова.

 194 total views,  1 views today