16 марта в республике отметили День рождения А.Е.Кулаковского
Кулаковский Алексей Елисеевич – Өксөкүлээх Өлөксөй (1877-1926) — якутский писатель, поэт, один из основоположников якутской литературы, просветитель, философ-гуманист, первый исследователь истории и культуры Якутии в экономике и социологии, естествознании и этнографии, этнопсихологии и мифологии.
В формировании и становлении Кулаковского, как писателя – просветителя большую роль сыграли произведения устного народного творчества и русской классической литературы. Первое свое произведение «Заклинание Байаная» поэт написал в 1900 году. Известно, что в верованиях якутов Байанай дух — хозяин тайги, покровитель охотников. В песнопении охотник умоляет Байаная помочь ему в охоте. Байанай изображен как самый верный друг и помощник охотника, защитник в бедах, приключениях. Это также исходит из народных представлений, где природа — божественное начало, а ее явления, создания – лес, горы и прочее помогают человеку выживать в трудных условиях и к ним должно относиться с благодарностью и почтением. Именно от восхищения, преклонения красотой природы – богатство якутского языка, его красочность, яркая образность. Язык песнопения — гибкий, выразительный, богатый эпитетами, метафорами, синонимами отражающими тончайшие оттенки мыслей и чувств охотника. По поверьям, духи любят красочное, образное слово. А в обращении к духу кормилицы тайги это особенно нужно, ведь от благосклонности его зависит существование человека, его семьи.
Сам хозяин тайги,
Другом будь, помоги…
Ниспошли мне зверей всевозможных,
К самострелам, завалам, засекам,
Пригони и порадуй успехом!
В 1909 году под влиянием произведений М.Лермонтова написана первое крупное произведение Кулаковского поэма «Дары реки».
Сюжет построен на диалоге-споре между рекой Леной и Северным Ледовитым океаном. Все произведение — развернутая метафора, олицетворение стихийных сил природы, созидающих и разрушительных. Окружающий мир показан, как «дом» якутов саха, конкретный край с многочисленными притоками «детьми» Лены. У каждой свое неповторимое лицо, свой нрав: это и «добрая река Вилюй», и «славная Алдан-госпожа». С особой нежностью описана Татта – родина поэта:
Для наших якутов –
Счастье она,
Для наших улусов –
Пищей полна.
По короткому руслу воды льет,
Всем нам якутам
Жизнь дает…
Но в этом благословенном краю нет гармонии. Поэт прозорливец предугадал противоречия в отношении человека и природы. Как ни охраняет природа свои сокровища, человек с «изворотливыми мозгами» действует вопреки ее законам.
Он вырубает леса,
взрывает огромные скалы.
Как ворот в преисподнюю,
Распахнули пасти
Ужасные шахты…
Человек, разрушая природу, по народным представлениям, губит и свою душу:
От вида золота
Ошалели,
От жадности к деньгам
Осатанели.
Людьми как будто
Были в начале,
В азарте горячечном
Одичали.
Забыли правду,
Добрые нравы,
Кто больше схватит,
Те и правы…
Поэт отстаивает нравственное, духовное начало, его приоритет над материальным.
Гармонические отношения человека и природы очень важны. Однако в суровой жизни в них нет благости. Стихия ставит все новые испытания перед человеком. Как отмечал А.Мординов, для выживания народа важно было единство в борьбе с силами природы, именно понимание природы выковало характер народа, что и отразилось в олонхо. (Мординов.А.Е. Хотугу сулус. 1982. № 8. с.89.)
Вечная борьба добра и зла символизируется в противостоянии реки- защитницы человека и Ледовитого океана – мифического Быка-зимы, который выступает «против светло-белого солнца, да против ничтожных двуногих существ».
В философском диалоге – споре в поэме поэт-мыслитель первым отразил взаимоотношения человека и природы, требующего немало духовных сил. Предостерегая от алчности, бездушия и нравственной глухоты.
Мир людей, общества также полон противоречий, в тягостной борьбе за существование, особенно в нелегкие времена социальных, революционных потрясений. Поэт беспощадно бичует человеческие пороки, как в произведении «Скупой богач», изобличая скупость якутского Плюшкина, крайнюю ограниченность и моральное вырождение. Выражает протест против социального угнетения женщин – «Портреты якутских женщин» (1904), «Деревенская женщина» (1906), «Скорбь по мужу» (1916).
Изображает тяжкий батрацкий труд, страшные условия жизни, что бременем легли на хрупкие плечи якутских женщин, отнимая здоровье и молодость. Бедность, невежество, вопиющее неравенство затмевают лучшие качества якутских женщин. Так Кулаковский встает на защиту женщин, выражая протест против угнетения, неравноправия женщины в обществе. Вопрос о женской эмансипации занимает особое место в его творчестве.
В этих и других произведениях, «Спор между умом и сердцем» (1912), мыслитель реалистически изображает тяжелое социально-экономическое положение народа, живущего в суровой среде. Поэт постоянно искал выхода из тягостного существования, стремился «нащупать жизненные дороги, обещающие выгоду всему народу и облагораживающие личность, наделяя ее более высокими целями» (Сыромятников Г.С. Идейно-эстетические истоки якутской литературы. –Якутск, 1973. – с.37)
Свои мысли, думы, чаяния о путях развития якутского народа он выразил в поэме «Сон шамана» (1910), признанной учеными — литературоведами – апогеем творчества Кулаковского и всей истории якутской литературы.
В этом произведении поэт-мыслитель впервые поднял важнейшие не только для якутов, но и всей матери земли проблемы. Это — нарушение экологического баланса, обеспечение продовольствия населения, увеличивающегося с каждым годом, разрушительные последствия войн, социальных потрясений, способы выживания и спасения малочисленных народов в жестких условиях капиталистического мира.
Примечательно, что поэт выбрал главным героем поэмы почитаемого народом белого – «провидца шамана», чтобы лучше донести мысли, указать пути выживания и развития в суровом мире своего народа.
Подготовила к.ф.н. Гоголева А.И.
Литература:
Мординов.А.Е. Хотугу сулус. 1982. № 8.
Сыромятников Г.С. Идейно-эстетические истоки якутской литературы. – Якутск, 1973.