You are currently viewing Зачарованные песней

Зачарованные песней

  Любовь к песне – в крови якутов. Дома, в лесу, на аласах, в тайге, коль заскучают – они поют. Недаром существует пословица: «Якут как сядет на быка – певец, как сядет перед своим камельком – сказитель». Пусть не всякий обладал хорошим голосом, слухом, но главное, чтобы душа пела. А весной, после долгой, суровой зимы, глядя на просыпающуюся природу, цветение подснежников, нежную зелень трав, листвы так и хочется петь.  Затем приходило изобильное лето, с цветением ярких пестрых саранок, сочных душистых ягод – земляники, брусники и прочих лесных богатств, а за летом – щедрая осень с обилием плодов, и долгая зима с трескучими морозами, заснеженными лесами и полями. Вот и пели, с голосом ли без голоса, выражая свое восхищение красотой природы. Конечно, были у народа и настоящие певцы – «ырыагыттар», подлинные мастера большого искусства, творцы и исполнители песен. Это были выходцы из трудового народа, выделяющиеся своим особенным певческим даром. Они были простыми скотоводами или охотниками, часто бедняками. Певцов — профессионалов, живущих на заработки от пения, у якутов не было. Да и вообще плата за пение не полагалась, хорошее угощение да слава в окрестности была наградой народному певцу. Хороших певцов приглашали состоятельные люди по случаю каких-нибудь семейных празднеств или на свадьбы, ысыахи, всегда многолюдные, шумные, красочные. Там и зарабатывали свою известность певцы. Народному певцу, чтобы достичь мастерства и добиться признания, нужно обладать хорошим голосом, поэтическим и музыкальным дарованием, владеть и запасом бытующих народных песен, изобразительными средствами их поэтического языка. Это дается не сразу.

Хорошие певцы про себя рассказывают, что они с детства любили слушать хорошие песни. В юности старались услышать песни знаменитых певцов и олонхосутов. Для этого посещали кумысные праздники – ысыахи, свадьбы, неводьбу зимой, где выступали певцы и олонхосуты.  Наслушавшись песен мастеров, они сами пытались петь, подражая им, сначала в кругу своих сверстников,  потом в присутствии соседей и других.  Ободренные похвалой близких, знакомых, они осмеливались петь в кругу старых певцов, чтобы узнать их мнение. Они охотно принимали замечания и советы старших, так приобретали опыт, овладевали мастерством пения, укреплялся голос, обогащался запас песен. В этом отношении характерна творческая биография, судьба якутского народного певца Сергея Зверева. Сергей почти до десятилетнего возраста жил у бабушки с дедушкой. С малых лет «учился» в «школе осуохая»: среди дальних и близких родственников мальчика было много известных тойуксутов того времени, поэтому в семье царила атмосфера народного творчества. Но, по признанию самого Зверева, огромную роль в его становлении как народного певца, в овладении им исполнительского мастерства сыграл его сосед и близкий друг Я.С. Васильев-Ырдьан Яков (Таҕа Уола).

В 11 лет Сергей отправился пешком из родного аласа в Нюрбу к родственникам. Так начинаются его «хождения по людям», познание мира. Юношей скитался по бассейнам Вилюя, Олекмы, Алдана, Витима, Хатанги, по верхнему течению Лены, Оленька, Амура, по бодайбинским приискам и ессейской тайге. Походы стали его «университетами жизни», в которых состоялось знакомство и единоборство со многими знаменитыми олонхосутами, искусными тойуксутами. 

В конце мая в местности Арына Арыылаах состоялся ысыах — летний праздник кумысопития с конными скачками. На этом ысыахе молодой Сергей стал запевалой большого тюсюлгэ, его голос и пение надолго запомнились участникам этого ысыаха. С тех пор певец стал званым и желанным гостем многих больших и малых ысыахов. К этому времени он многое познал, набрался народной мудрости, многому научился, перенял. Голос его окреп, наполнился силой, обрел новые краски.  Примерно также росли  другие ныне известные народные певцы сказители. Например, старейшая сказительница Е.Е. Иванова считала своим учителем певца Матвея Сыгыныка из бывшего Ботурусского улуса, репертуар и манеру пения которого она освоила в юности. 

Известный сказитель из Усть-Алданского района Р. П. Алексеев с юности слушал и подражал знаменитому певцу и олонхосуту Назару Петухову из Борогонского улуса. Народные певцы, благодаря своему дару, любви народа к песне, зачарованные песней, оставили нам большое песенное наследие. А там где песня и дело спорится, царят улыбки, хорошее приподнятое  настроение, кроме того, сейчас научно доказано, что пение, песня, музыка имеет и целебное значение, пение – гармоничное, согласное с природой, окружающим миром благотворно воздействует на людей, окружающую среду.

Природа, жизнь Севера  была источником вдохновения и предметом воспевания  якутских певцов, в песне выражались и мечты, эстетические идеалы человека, основными качествами которого были честность, благородство, мужество, умение стойко преодолевать невзгоды, приходить друг другу на помощь. Прославлением лучших человеческих качеств, воспеванием природы, тех или иных событий, явлений, людей наполнены песни северных народов,  умеющих жить в мире, гармонии с природой, окружающей средой и  друг с другом.

Литература:

Г.У. Эргис, Очерки по якутскому фольклору,  Наука, 1974.

Подготовила А. И. Гоголева – к.ф.н.

Loading