You are currently viewing Зачинатель якутской литературы

Зачинатель якутской литературы

Первые стихотворения и поэмы на якутском  и статьи на русском языке Алексея Елисеевича Кулаковского были написаны на рубеже XIX – XX столетий. Этими произведениями началась письменная якутская литература. Кулаковский – ее зачинатель.

В художественном творчестве Кулаковского счастливо слились своеобразие народного поэтического мышления с большим талантом писателя, избравшего позиции реализма, о котором он проникновенно писал в реферате «Главнейшие достоинства Пушкина» (1897).

Эту работу он написал, еще обучаясь в Якутском реальном училище, с глубоким пониманием величия произведений гения русской поэзии.  Поэзия Пушкина, по мнению будущего якутского поэта, национальна и народна. «Пушкин, — писал он, — обладает изумительной способностью понимать дух, быт своей нации…он обнял своим талантом русскую жизнь…Вполне усвоив живую, народную речь, Пушкин с гениальным искусством применил ее к выражению самых разнообразных впечатлений, самых утонченных движений чувства».

Кулаковский восторгался достижениями и выдающимися качествами русского народа, утверждал, что «русский человек отличается мужеством, сердечной привязанностью к русской земле… Русский добродушен, предприимчив, понятлив, умеет применяться к обстоятельствам, усиленному труду».

Кулаковский читал наизусть произведения Пушкина и сам писал стихотворения по-русски.  Сохранилась тетрадь, куда он многие годы переписывал творения Пушкина, Лермонтова, Крылова, Некрасова, Кольцова, Никитина, Жуковского и даже малоизвестные произведения Хераскова и Цыганова.

Кулаковский считал «первым и существенным шагом» в создании якутской литературы переводы с русского. Он опубликовал в 1908 году вольный перевод клятвы Демона из поэмы М.Ю Лермонтова.  Перевод был с кратким изложением содержания поэмы, переданного приемами якутского эпоса – олонхо, где о деяниях героя и иных событиях повествуется аллитерированной прозой, исполняемой речитатив. Демон превращен в одного  из героев якутской мифологии, живущих на многоярусном небе и творящих зло на земле.

В 1909 году Кулаковский создал поэму «Дары Лены» по мотивам стихотворения «Дары Терека» М.Ю. Лермонтова.

Кулаковский с детства впитал идейно-эстетические богатства устно-поэтического творчества, которое явилось животворным источником зарождения и развития якутской письменной литературы. Более четверти века он собирал, записывал и переводил на русский язык произведения фольклора, пословицы и поговорки, наречия отдельных местностей. По собственному признания, он начал собирать фольклорный материал и записывать его еще в раннем возрасте. В 1925 году опубликовал подробную «Инструкцию для собирания сведений о шаманизме у якутов». К фольклористическим трудам Кулаковского следует отнести и «Правила якутского стихосложения», где обобщены принципы звуковой организации народного стиха.

Его собственные творения – стихи, поэмы, более 30, непременно носят признаки народного стиха, а нередко и мотивы, распространенные в якутских народных сказаниях и песнях. В творчестве Кулаковского народные поэтические истоки гармонично взаимодействовали с влиянием русской литературы.

Под влиянием политической, экономической ситуации, когда в ряде стран мира полыхала империалистическая война, назрела необходимость поисков решений проблем общественной жизни. В произведениях якутской литературы предреволюционных лет все более расширялся круг отображаемых событий, углублялось проникновение в суть общественных явлений, что свидетельствовало об обострении социального зрения, обогащении миропонимания художников, тесно связанных с жизнью народа. Совершенствовался и оттачивался творческий метод зачинателей якутской литературы, происходило плодотворное сближение принципов как просветительского, так и критического реализма. В 1910 году Кулаковский создал эпическую поэму «Сон шамана». Это самое значительное поэтическое произведение в дореволюционной якутской литературе, основная идея которого – призыв к культурному возрождению якутского народа.

 Дореволюционные произведения А.Е. Кулаковского и других якутских писателей-реалистов, проникнутые гуманистическими и демократическими идеями, послужили одним из истоков якутской советской литературы, основоположником которой выступил П.А. Ойунский. Он назвал себя в 1917 году «юным соседом писателя Кулаковского». А в июне 1926 года в связи с кончиной А.Е. Кулаковского написал: «Будущие исследователи -якутоведы особо отметят значение эпохи Кулаковского. Все они подтвердят, что письменная литература и творческая мысль в Якутии зародились в период деятельности Кулаковского».

Литература:

Поэтическая Россия, Алексей Кулаковский. Песня якута, стихи и поэмы, изд-во «Советская Россия», М. 1977.

Подготовила А.И. Гоголева – к.ф.н.

Loading