You are currently viewing Песня сердца Семена Данилова

Песня сердца Семена Данилова

Мысли о поэзии

Творчество народного поэта Якутии Семена Данилова, его деятельность, творческие  взгляды, духовные установки  легли и в основу большого литературного движения, в том числе,   при идее создания большого международного  поэтического фестиваля «Благодать большого снега», организованного  продолжателем его дела народным поэтом Якутии Н. И. Харлампьевой. Недаром строки из его стихотворения стали названием фестиваля.

В свое время она написала и книгу о своем духовном наставнике, которая была издана в Москве, в издательстве «Молодая гвардия», в серии «Жизнь замечательных людей».

Примечательны мысли Семена Петровича о поэзии, изложенные в своеобразной исповеди «Песня сердца». Здесь Семен Петрович рассказывает о своей жизни, большой мечте, к которой он стремился с малых лет. Он уехал из села, чтобы стать поэтом, «прославиться». Написал тогда множество стихотворений, но только несколько увидели свет на страницах газеты «Молодой большевик». Это был удар по самолюбию, но он не пал духом. Глядя  на свои неуверенные стихи, опубликованные в газете, он радовался так, как потом не радовался целому тому своих стихотворений – столько вдохновения, энергии придавали они, будоража воображение.  С тех пор начинающий поэт понял, что писать стихи – дело нешуточное, творческая работа требует прежде всего титанического труда, таланта, знаний. Размышляя о поэзии, творчестве он писал:

«Бывают люди, от природы обладающие величайшим талантом. Но если в нужный момент не сумеют разгадать его в себе и развить, талант может со временем угаснуть, сойти на нет. И можно привести множество примеров, когда люди, наделенные не таким ярким талантом от природы, создавали бессмертные произведения искусства ценой напряженного самоотверженного труда, безграничной преданности своему делу.

Вся  история литературы не состоит сплошь из имен гениальных и выдающихся писателей, свое место в ней занимают и писатели среднего дарования. Нет такой литературы, создаваемой только гениями и титанами. Если бы не было посредственных писателей, наверное, не было бы и самого понятия «великий» писатель.

Талант, интеллект, образованность – вот главные предпосылки, необходимые для того, чтобы получился хороший писатель. Не имея этих трех опор нельзя создать произведение прекрасное по форме и глубокое по содержанию. Невозможно, основываясь на одном разуме или знаниях и не обладая при этом искрой божьей написать так, чтобы потрясти, взволновать читателя.

Ежедневно и ежечасно от каждого писателя мы требуем: «Ты обязан изучать и знать народную жизнь»  Это требование тоже имеет разные стороны. Истинный художник должен обладать внутренним видением, чтобы ведать  то, что дано не всякому.

Основная и непреходящая задача писателя – это изучение сущности повседневной жизни характеров и душ современников.  Только тот писатель, у которого это вошло в обычай, способен изобразить жизнь наиболее полно и объективно. Что бы он ни изображал: прошлое родины, природу, любовь – в каждой строчке его лирики присутствуют приметы времени, в котором они живут.

Современность произведения определяется не только темой, выбранной художником. Здесь учитывается все: и то, что он выбрал из повседневной жизни объектом изображения и проблемы, которые он ставит в произведении, и позиция, с которой он подходит к решению этих проблем.

 Встречаются люди, которые убеждены, что в обыденной жизни, лишенной пафоса, нет и не может быть поэзии.

Современного поэта отличают: умение чутко вслушиваться в особый ритм каждодневной жизни; понимание языка на котором он «говорит»; способность придать своей поэзии интонации, звучащие в голосе этой жизни; хватка, позволяющая ему верно угадывать болевые точки, вопросы и проблемы, которые настоящий день ставит и утверждает, и вмешиваться в нужный момент.

  Когда поэту не о чем сказать, и он пишет только из необходимости, то тогда он вынужден писать «красиво» и витиевато. Художественная ценность подобного, хотя на первый взгляд и выглядит сложным и глубокомысленным, невелика.

Мы правы, когда осуждаем поэтов, постоянно пишущих на громкой высокопарной ноте, стихи которых украшают мишурный оптимизм и показная яркость образов, называя их декларативными…

В самом затаенном уголке души каждого человека живут мысли, удивительно похожие на думы современников и соратников. Но мысль, пропущенная через твое сердце, окрашенная твоим воображением, будет выглядеть новее и смелее, а значит – интереснее, и слово твое, потому как ты мысленно един со многими, будет более доступным. Это – особенность поэзии.  Явление это, когда  думы и чаяния многих, переваренные душой поэта, находят отклик в его творчестве, всеведущие критики и мудрствующие называют «особым поэтическим голосом».

А. Блок великий поэт однажды сказал так: «Творец только тогда создаст достойное восхищения народа произведение, когда музыка души его будет гармонизировать с музыкой народной души».

Настоящая поэзия – это музыка души, песня сердца. Поэзия – вершина человеческой мысли, торжество человеческого разума…

Литература:

Семен Данилов, Поющие снега, Москва, Советская Россия, 1986.

                                                         Подготовила А. И. Гоголева  — к.ф.н.

Loading