You are currently viewing О все нарастающем величии Ойунского

О все нарастающем величии Ойунского

…Союзы писателей Якутии очень много делали и делают для пропаганды творчества П. Ойунского. Чтобы не повторяться и не идти по проторенному пути, Союз писателей Республики Саха старается разнообразить свою работу и по изучению и пропаганде творчества П.А. Ойунского: с ним русскоязычное население республики мало знакомо, особенно молодое поколение. Учитывая это писатели нашего Союза – М. Ефимов, А. Михайлов, Е. Неймохов  освещали в ряде школ г.Якутска творчество поэта и эти уроки – выступления всегда проходили в атмосфере большой заинтересованности со стороны учащихся и учителей.  Правительством республики были приглашены гости из братской Чувашии – известные писатели Мишши Юхма и Раиса Сарби. Их восхитили многолюдные яркие празднества и горячая любовь якутского народа к своему великому сыну: по возвращении на родину они написали об этом в своих очерках и стихах. Наши писатели сделали ряд публикаций в прессе на якутском и русском языках…

Жизнь и общественная деятельность его были ярким свидетельством пробуждения народа саха, а его литературное творчество является художественным документом первых десятилетий советской эпохи – это самое главное. Но «пробужденный» народ еще очень долго жил с зажмуренными глазами и только в последние годы начинает открывать их. А не приоткрылись ли глаза на окружающее раньше у Ойунского? Это вполне возможно – люди умные и образованные, они с чистым сердцем устанавливали советскую власть, сознательно боролись за ее укрепление и управляли своей республикой – они стояли выше, у них кругозор был шире. В конце 20, в начале 30-х годов многие из них жили и учились, работали в Москве, занимали высокие должности. Неужели они не видели, не чувствовали, хотя бы в глубине души, что страну скособочило, что жизнь начинает идти наперекосяк? Конечно, многие это чувствовали – тому свидетельство, что сотни делегатов XVII партсъезда голосовали против И. Сталина, за что и были потом уничтожены. У Ойунского тогда, конечно же, приоткрылись глаза – он, по-видимому, начал чувствовать – сердцем горькую правду действительности. Вот почему у нас нынче начинают читать Ойунского по-новому: поставил режиссер А. Борисов спектакль по повести «Кудангса Великий» с новой интерпретацией, написал статью Багдарын Сюлбэ о повести «Александр Македонский» с необычно смелым толкованием ее идеи… Скажете, что повесть о Кудангсе более раннее произведение? Пусть, но главное в том, что – после «восшествия на престол» Сталина.  Мне кажется, что Ойунский к теме родного фольклора и исторической личности обратился только затем, чтобы завуалировать, замаскировать свою потаенную мысль, свои сомнения.  Личность и массы, власть и народ – ох, и актуальная же тема во все времена, вплоть до нынешних! Теперь можно и по — иному прочесть драматическую  поэму «Красный шаман» — ведь он неспроста ее много раз переделывал. А почему он обратился к олонхо? Потому ли, что хорошо знал множество их? Не только потому – там же гложущая его тема: отношения героя, личности, власти с управляемыми ими массами – народом.

  Я еще напечатал статью о стихотворении «Прощай», которое в какой-то мере перекликается со стихотворением А. Пушкина «К морю», где великий поэт перед новой ссылкой со смятенной душой прощается с Черным морем.

Ойунский тоже прощается с Черным морем, но с еще более смятенной душой, хотя вроде бодро говорит, что и впредь будет лучшим коммунистом и бороться за коммуну…Верно, за этими словами он законспирировал свою главную мысль – мысль о скорой смерти. Если не умом, то сердцем, он будто предугадал свою скорбную судьбу в этом поистине вдохновенном, великом стихотворении: хотя оно написано за 6 лет до ареста, он прощается со своей жизнью, с ее беспредельным сиянием, с ее буйной молодой силой, с восторгом вольности и свободы… Умнейший человек, властитель дум якутской молодежи, учившийся в аспирантуре, общавшийся в Москве с учеными, высшими руководителями страны – неужели он до того был слеп, что не видел «тропу» Сталина, ведущую к кровавой диктатуре? Нет, конечно, видел и знал, и сам себе, все еще не веря, может, выжидал, а возможно и боялся. Это только догадка…

Ученые – исследователи и дальше по-новому будут углубленно изучать жизнь и творчество П. Ойунского, и им могут открыться для нас доселе незамеченные нами грани его новаторских и по-философски мудрых произведений, в которых, как у всех больших художников, запечатлелась его духовно богатая богатырская личность. Так из года в год все больше и глубже будет осознаваться все величие его – как Человека, Деятеля и Поэта.

                                       Семен Руфов

(из его книги «Литература Эйгэтигэр», Бичик, Дьокуускай, 2004, статьи о П. Ойунском)

 137 total views,  1 views today