You are currently viewing Образ Петра 1 в творчестве А.Пушкина

Образ Петра 1 в творчестве А.Пушкина

Петр 1- величайший исторический деятель России привлекал многих поэтов 18-19 веков.
В то время они воспевали монархов потому, что они олицетворяли государство, героев –
потому что они служили государству, мир – потому что он способствовал процветанию
государства.
Пётр I был яркой, сложной, противоречивой личностью, что впечатляло писателей и
поэтов.
Великий Пушкин видел в Петре 1 не просто историческую личность, но и олицетворение
преобразовательной мощи человечества, насаждающего культуру и цивилизацию посреди
нелюдимых, бесприютных огромных пространств.
Он посвятил Петру множество стихотворений. Образ великого царя предстает в его
произведениях «Стансы», «Заметки по русской истории 18 века», «Моя родословная»,
«Медный всадник», «Полтава», «Арап Петра Великого», «История Петра».
Сложная противоречивая личность Петра 1, его деятельность по преобразованию России
не могла не увлечь великого поэта, к тому же он, зная историю своего предка – арапа
Ганнибала, чувствовал свою особую связь с Петром 1.
Впервые Пушкин коснулся темы Петра в «Заметках по русской истории 18 века». Поэт
увидел в нём мудрого царя – реформатора, защитника просвещения.
В «Стансах» Петр 1 предстает как вечный работник на троне:
То академик, то герой,
То мореплаватель, то плотник,
Он всеобъемлющей душой
На троне вечный был работник…
Образ Петра – «вечного работника на троне» Пушкин продолжал развивать и в «Арапе
Петра Великого». Пётр I раскрыт в романе уже с разных сторон: Пушкин даёт глубокое
освещение демократичности Петра. Пётр судит о людях и выбирает себе помощников не
по сословному признаку, а по умственным способностям, знаниям. Отнюдь не снижая
выдающихся личных качеств Петра, Пушкин помогает читателю понять и почувствовать
историческую закономерность петровских преобразований и их необходимость. Роман
остался незаконченным, но, несмотря на это, современники Пушкина высоко оценили
«Арапа Петра Великого». В.Г.Белинский писал: «Будь этот роман кончен так же хорошо,
как начат, мы имели бы превосходный исторический русский роман».
Художественный опыт «Арапа Петра Великого», как эпическое решение темы Петра I,
отразился и в поэме «Полтава». Поэма начинается как семейная драма, а разворачивается
как народная трагедия.
Пушкин показывает могучий образ Кочубея, отца Марии:
Богат и славен Кочубей
Его луга необозримы;
Там табуны его коней
Пасутся вольны, нехранимы.
Кругом Полтавы хутора
Окружены его садами,
И много у него добра,

Мехов, атласов, серебра…
Но Кочубей богат и горд прекрасной дочерью своей.
Она же – гордость отца предпочла всех завидных женихов Украины и России гетману
Мазепе.
Он стар. Он удручен годами,
Войной, заботами, трудами;
но чувства в нем кипят, и вновь
Мазепа ведает любовь…
Кочубей, Мария, Мазепа связаны друг с другом личными отношениями, которые находят
настоящую оценку лишь в отношении к истории.
Пушкин в поэме описывает обстановку времени Петра:
Была то смутная пора,
Когда Россия молодая,
В бореньях силы напрягая,
Мужала с гением Петра.
Суровый был в науке славы
Ей дан учитель: не один
Урок нежданный и кровавый
Задал ей шведский паладин.
Но в искушеньях долгой кары
Перетерпев судеб удары
Окрепла Русь. Так тяжкий млат,
Дробя стекло, кует булат…
Пётр поставлен вне круга личных отношений, он «свыше вдохновленный».
Мысль Пушкина о русской истории определила и название поэмы. Он назвал её не
«Мазепа», не «Пётр Великий», а «Полтава», указывая на великий народный подвиг,
совершённый в этой битве, которая была одним «из самых важных и счастливых
происшествий царствования Петра Великого».
Пушкин сумел придать «Полтаве» черты глубокой народности в содержании и в стиле.
Пётр Великий неотделим от своих дружин.
И он промчался пред полками,
Могущ и радостен как бой.
Он поле пожирал очами.
За ним во след неслись толпой
Сии птенцы гнезда петрова –
В пременах жребия земного,
В трудах державства и войны
Его товарищи, сыны:
И Шереметов благородный,
И Брюс, и Боур, и Репнин,
И, счастья баловень безродный,
Полудержавный властелин…
Возвеличивая подвиг и мужество Петра и его воинства, Пушкин отдаёт должное и
сильным противникам русских – шведам. Однако поэт даёт почувствовать, что и сам
Карл, и его армия не воодушевлены ничем высоким, тогда как Пётр и его дружины

исполнены патриотизма, уверенности в победе. И победа пришла, благодаря мужеству и
отваге воинов Петра.
Но, близок, близок миг победы.
Ура! мы ломим; гнутся шведы.
О славный час! О славный вид!
Еще напор – и враг бежит!..
Автор восхищается благородством Петра на пиру в честь славной победы:
При кликах войска своего,
В шатре своём он угощает
Своих вождей, вождей чужих,
И славных пленников ласкает,
И за учителей своих заздравный кубок подымает…
Благородство Петра Пушкин подчёркивает и в «Моей родословной», указывая милость
царя к арапу – своему прадеду.
Как отмечал еще замечательный русский писатель Иван Бунин, что в Памяти людской
остается лишь доброе и светлое, события во благо родины, ее герои и деяния. И в
«Полтаве» Поэт говорит:
Прошло сто лет – и что ж осталось
От сильных, гордых сих мужей,
Столь полных волей страстей?
Их поколенье миновалось
И с ним исчез кровавый след
Усилий, бедствий и побед,
В гражданстве северной державы,
В ее воинственной судьбе…
Лишь ты воздвиг, герой Полтавы,
Огромный памятник себе…
Образ Петра в творчестве Пушкина находится в постоянном движении и развитии.
В 1833 году им была написана поэма «Медный всадник».

«МЕДНЫЙ ВСАДНИК» — ПАМЯТНИК ПЕТРУ ПЕРВОМУ
В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ

Здесь поэт увидел перед собой Медного Всадника – воплощённый в металле памятник Петру Великому, основателю
«военной столицы». Пушкин в «Медном всаднике» поднимает проблему взаимоотношений государства и личности. Пётр у
Пушкина – деятель, который видит мощные потенциальные силы науки и направляет их на решение громадных задач в
один из самых высоких и творческих моментов его жизни, когда рождался гениальный замысел создания города «на берегу
пустынных волн» Невы.
Для Пушкина были одинаково достоверны и деяния Петра Великого, и страдания безвестного Евгения. Пушкину был
близок мир Петра, была понятна и дорога мечта «ногою твёрдой стать при море». Он видел, как перед Петром, «мощным
властелином судьбы», смирялась «побеждённая стихия». Но Пушкин сознавал, какая дорогая цена была заплачена за это
торжество, какой ценой был куплен стройный вид Петербурга. Поэтому в его поэме есть истинная глубина, высокая
человечность и суровая правда.
Пётр, воплощённый в Медного всадника, видится как «мощный властелин судьбы, а не игралище в её руках». Утверждая
непреклонную волю, вселяя ужас, Медный всадник своим величием опровергает мысли о бессилии человека перед лицом
рока.
Восторженное настроение поэта омрачается думой о «противоречиях существенности» и скорбном уделе «малых сил»;
возникает новый образ Петра:
И, обращён к нему спиною
В неколебимой тишине,
Над возмущённою Невою
Стоит с простёртою рукою
Кумир на бронзовом коне.

Пушкин показывает не только величие Петра, но и его недостатки. В грозных событиях наводнения не хватает заботы о
маленьком человеке. Пётр велик в государственных замыслах и суров в отношении к личности. Евгений вызывает жалость
в своей бедности и восхищение в своей любви к Параше, он принижен своим жизненным положением и возвышен своими
мечтами о независимости и чести.
В. Г. Белинский отмечал, что «Медный всадник» вместе с «Полтавой» образуют «самую великую «Петриаду», какую только
в состоянии создать гений великого национального поэта».
Мысли Петра – историка определяли создание исторической прозы, становление которой мы видим в незавершённой
поэтом «Истории Петра», написанной в последние годы его жизни.
Известно, что Царь уделял большое внимание просвещению. Он отправлял боярских и дворянских детей за границу для
изучения инженерству, корабельному искусству, архитектуре и другим наукам. Пётр сам намерен был учиться в чужих
краях всему, чего недоставало ещё государству, погружённому в глубокое невежество. Возвращающихся из чужих краёв
молодых людей он сам экзаменовал. Пётр был не только реформатором внутреннего преобразования государства, но, как
показано в «Истории Петра», и талантливым дипломатом в решении внешних политических вопросов.
К сожалению, выполнить задачу, которую Пушкин поставил в освящении эпохи Петра, закончить не удалось. Надежды
Пушкина не сбылись. Смерть оборвала его работу, и великий труд остался незавершённым.
Используя опыт А. С. Пушкина в работе над темой Петра, многие писатели, поэты создали свои замечательные
произведения, среди них особо хотелось бы отметить труд А. Толстого «Пётр Великий».
Литература:

  1. А. С. Пушкин. Поэмы, Художественная литература, Москва, 1936 г.
  2. Проблемы современного пушкиноведения. Ленинградский ордена Трудового Красного Знамени государственный
    педагогический институт имени А. И. Герцена, 1986 г.
  3. Г. П. Макогоненко. Творчество А. С. Пушкина в 30 – е годы. Л., «Художественная литература».
  4. Б. В. Томашевский. Пушкин. Работы разных лет. М., «Книга», 1990 г.
  5. И. Фейнберг. Незавершённые работы Пушкина. Москва, «Художественная литература», 1979 г.
  6. С. М. Петров. Исторический роман Пушкина. М., Издательство Академии Наук СССР 1953 г.
  7. В.Г.Белинский, Полное собрание сочинений. Том 12.
    Подготовила А.И.Гоголева, к.ф.н.

Loading