You are currently viewing Радение за судьбу народа – миссия предтечи интеллигенции

Радение за судьбу народа – миссия предтечи интеллигенции

На днях в парламенте республики состоялась презентация книги «Предтеча», изданной в серии «Национальная интеллигенция и становление государственности народов Якутии». В книгу вошли описания жизни и деятельности Софрона Сыранова, Алексея Аржакова и Ильи Шадрина – трех выдающихся представителей якутского народа второй половины XVIII – первой четверти XIX вв., оставивших заметный след в истории Якутии. Ценность и уникальность издания заключается в том, что  составители в трех сюжетных линиях представили читателю примерную картину становления прединтеллигенции в национальных окраинах Российской империи и региональных особенностей ее формирования.

Презентацию книги вступительным словом открыл вице-президент Академии духовности РС(Я), заведующий кафедрой журналистики филологического факультета СВФУ им. М.К. Аммосова, председатель Ассоциации писателей Якутии О.Г. Сидоров.

Выход в свет новой книги «Предтеча» в канун 100-летия образования нашей республики, несомненно, является значимым событием в общественной и духовной жизни Якутии. Председатель Государственного Собрания (Ил Тумэн) РС(Я)  А.И. Еремеев в приветственной телеграмме, отправленной из Республики Беларусь, отметил значительный вклад первого вице-спикера парламента республики А.Н. Жиркова в развитие отечественной исторической науки: «Уважаемый Александр Николаевич! Искренне и сердечно поздравляю Вас с выходом книги «Предтеча» в серии «Национальная интеллигенция и становление государственности народов Якутии».

Блестящий ученик профессора Георгия Прокопьевича Башарина, Вы своим бескорыстным радением вносите значительный личный вклад в развитие отечественной исторической науки. Вы, вслед за своим Учителем, верны призванию национальной интеллигенции, не щадя своего здоровья и сил приносить пользу родному народу.».

С большим интересом собравшиеся на презентации слушали выступления авторов-составителей, ученых-историков, краеведов-исследователей и других участников, выступления которых публикуем для читателей.

***

Архиепископ Якутский и Ленский Владыка Роман: « Я с большим волнением переступил порог Государственного Собрания (Ил Тумэн) и с большой радостью откликнулся на эту встречу. За последние два месяца  во второй раз принимаю участие в мероприятиях, которые проводит Александр Николаевич, и оба они, мне кажется, исключительно значимые.

Первое, что рвется сказать, это выразить благодарность Александру Николаевичу за его такой глубокий и большой труд, за это издание, которое перед нами. Оно настолько глубокое и значимое и отражает всю мощь интеллекта и опыта Александра Николаевича Жиркова. Книга исключительно будет востребована в учебных заведениях, в библиотеках нашей Якутии и с большим удовольствием воспримется всем обществом.

В становлении якутской интеллигенции значительную роль принимала православная церковь в силу своего присутствия в жизни общества XVII – XVIII – XIX  веков в Якутии. И я рад, что эта заслуга церкви помнится, помнится деятельность миссионеров, благотворителей, просветителей, ну и, конечно, должен сказать, что фактически вот эти предтечи национальной якутской интеллигенции и потом первая плеяда, все они имели как минимум начальное богословское образование и были посвящены святым крещением и носили христианские имена, и имели основы христианского мировоззрения, что невозможно не отметить. Я выражаю удовлетворение этой презентацией и моим участием. Благодарю и очень надеюсь на дальнейшее сотрудничество».    

Анатолий Анатольевич Добрянцев, председатель общественной организации ”Потомки государевых ямщиков”, Президент Ассоциации оленеводов Севера, Сибири и Дальнего Востока России: “Появление подобной книги стала возможной благодаря прилежанию Александра Николаевича Жиркова. Я также имею некоторое отношение к появлению этого труда, этой книги, как житель Хангаласского улуса, председатель общественной организации «Потомки государевых ямщиков». В 2014 году ко мне обратилась моя землячка  Галина Шадрина и рассказала о том, что начали работу по написанию истории родного V  Мальжегарского наслега, в архивах нашли интересные данные по истории наслега, историческому наследию, личности нашего знаменитого земляка Ильи Максимовича Шадрина. Я поддержал эту идею, содействовал, как мог, появлению первой книги «Агдаакы». Дальше я состыковал сестер Шадриных – прямых потомков Ильи Максимовича Шадрина с Александром Николаевичем. Он сразу принял деятельное участие. И сегодня перед нами книга о трех выдающихся представителях народа саха, которые сделали многое для истории Якутской области.»

Пантелеймон Пантелеймонович Петров, к.и.н., старший научный сотрудник  ИГИ и ПМНС СО РАН.: “Впервые в историографии Якутии в одной книге объединена деятельность таких видных общественных деятелей как Софрон Сыранов, Алексей-Сэсэн Аржаков и Илья Шадрин. О последнем многие, в том числе и даже историки, имели смутное представление и понятие в силу недостаточной изученности его жизненного пути.

Основным трудом, посвященным личности Софрона Сыранова, является недавно изданная администрацией Хангаласского улуса книга под авторством известного нашего ученого, доктора исторических наук Андриана Афанасьевича Борисова «Якутский депутат и Российская императрица».

Здесь могут возразить, была ли необходимость включения в книгу «Предтеча» статей других авторов, кроме работы А.А. Борисова. Историки всегда отдают дань уважения всем тем, кто первым стал изучать стоящую перед ними проблему в своих историографических обзорах. На фигуру Софрона Сыранова обращали внимание историки разных времен Г.А. Попов, Н.С. Романов, Г.П. Башарин, М.М. Федоров, В.Н. Иванов, И.Г. Березкин, С.И. Боло. Все они делали анализ деятельности Сыранова под углом разных точек зрения, с применением разных методов, руководствуясь разными методологическими подходами. Читатель, держа эту книгу в руках, сможет сам оценить насколько прав тот или иной автор в заключительных выводах о неординарной личности Сыранова.

То же самое можно говорить о личности Алексея Аржакова, которому посвящен второй раздел книги «Предтеча». Раздел открывается работой директора Института Олонхо университета, профессора В.Н. Иванова выпущенной в 2015 г. в г. Якутске.

Во введении автор, Василий Николаевич, четко указал, что опираясь на архивные документы, на основе критического осмысления существующей литературы, он предпринял попытку «высказать современное научное слово об Алексее Аржакове — крупной исторической личности в истории Якутии второй половины XVIII — начала XIX в.».

В книгу вошли труды и статьи 22 авторов, включая 3 докторов исторических наук, доктора юридических наук, трех кандидатов исторических наук, кандидата филологических наук, известных краеведов и фольклористов, музейных работников, имевших и имеющих за плечами богатое наследие опубликованных и признанных в республике научных и краеведческих работ.

Оформление, дизайн книги произведены квалифицированными сотрудниками Национального книжного издательства «Айар».

В целом, литература по истории Якутии обогатилась новой книгой, освещающей жизнь и деятельность трех выдающихся представителей якутского народа, выступавших в свое время как предтеча будущей национальной интеллигенции».

Николай Андреевич Барамыгин, референт аппарата Государственного советника  Республики Саха (Якутия), Первого Президента Республики Саха (Якутия)  М.Е. Николаева: «От имени Михаила Ефимовича Николаева передаю искренние поздравления с выходом книги «Предтеча». Михаил Ефимович в марте этого года на онлайн-совещании с руководством Хангаласского улуса и главами наслегов сказал: «Илья Максимович Шадрин 25 лет был избран князцом V Мальжегарского наслега. Через четыре года поехал в Санкт-Петербург и встретился с российским императором. Он трижды встречался с императорами России. Решал вопросы не только своего наслега, а в целом народа саха. Он не замыкался в проблемах улуса, ставил общенародные вопросы. Всего три якутских князя были на приеме у российских императоров, одним из них был Илья Максимович Шадрин».

Михаил Ефимович, приводя его в пример для руководителей республики, улусов и наслегов, сказал: «Вы несете огромную ценность, нагрузку, ответственность не только перед наслегами и улусами, но и перед всей республикой, перед всем народом». Он говорил о том, что если двести лет назад главы наслегов могли напрямую переписываться с руководителями российской империи, если они могли добиваться аудиенции у первых лиц государства, то в условиях XXI  века, в условиях коммуникационной открытости, повышения уровня руководителей наслегов, улусов, республики коммуникация между центральной властью, руководителями страны и руководителями республики всех уровней должна быть намного теснее и эффективнее.

Открыть новые, неизвестные ранее страницы истории якутского народа, всех народов нашей республики – в этом значение книги «Предтеча», на презентации которой сегодня мы присутствуем».

Людмила Тимофеевна Иванова, профессор СВФУ им. М.К. Аммосова, вдова профессора В.Н. Иванова: «Рада поздравить вас с выходом в свет очередной книги в серии «Национальная интеллигенция и становление государственности народов Якутии» с таким точным и емким названием «Предтеча». Издание достойное как по содержанию, так и по оформлению.

Уверена, как бы порадовался ей мой муж Иванов Василий Николаевич – один из авторов трилогии, поскольку пополнение научного наследия ученых – не только дополняет биографию, но и продолжает их жизнь в памяти людей.

Василий Николаевич также исходил из понимания взаимосвязи исторического времени прошлого, настоящего и будущего. Прошлое формирует настоящее, которое определяет будущее. Известно, что во все исторические времена действовали великие и знаковые личности, определявшие пути и судьбы своих народов. Именно о них идет речь в «Предтече» – Софроне Сыранове, Алексее Аржакове и Ильи Шадрине, живших в XVIII– нач. XIX вв. в Якутии. Эти знаковые личности благодаря своей прозорливости, мужеству, знаниям смогли «на равных» с российскими императорами ставить и решать судьбоносные для Якольской земли вопросы в составе Российской империи.

Поэтому они стали предтечей не только зарождению национальной интеллигенции Якутии в лице Алексея Кулаковского, братьев Афанасьевых, Егора Николаева, Василия Никифорова и др. Более того, они незримо «присутствуют» в сегодняшней жизни: советуют, предостерегают от ошибок. Именно в этом сила исторического опыта, о котором пекутся историки многих поколений.

Пользуясь случаем, хотела бы поздравить весь авторский коллектив «Предтечи», а особо – руководителя этого в высшей степени благого дела – Александра Николаевича Жиркова. Его заслуга состоит не только в возвращении доброго имени Ильи Шадрина, но и в выдвижении этого доселе малоизвестного, но замечательного сына народа Саха в один ряд с Софроном Сырановым и Алексеем Аржаковым, личностями, которые уже заняли подобающее им место в истории родного народа.

Не перестаю восхищаться тому, как Александр Николаевич, крупный и яркий государственный, общественно-политический деятель, будучи всецело занятым, остается верным раз и навсегда избранной стезе – остается настоящим ученым – историком по призванию. Побольше бы нам таких историков, государственных деятелей, которые обогащают историческую память народов Якутии, тем самым развивают его духовную культуру, скрепляют основы его государственности. Спасибо отдельное за достойную память о Василии Николаевиче».

Егор Спиридонович Шишигин, научный консультант Государственного объединенного музея истории и культуры народов Севера им. Е.Ярославского: «Якутия в XVII веке вошла в состав православного государства – России и уже в первой половине XIX века христианизация местного населения практически завершилась, и местные жители постепенно стали включаться в духовное пространство Российской империи. Одним из главных прогрессивных явлений этого процесса было включение Якутии в мировую цивилизацию, в православную цивилизацию, появилась грамотность, распространялось просвещение, начали открываться церковно-приходские школы и т.д.  Здесь надо особо отметить тягу местного населения, якутского населения к просвещению, и лидеры якутского общества ставили эти вопросы очень настойчиво.

В книге подробно освещается деятельность Софрона Сыранова, депутата Екатерининской комиссии. Сыранов на обратном пути был в Иркутске, его принял сам иркутский митрополит Вениаминов и он крестил Софрона Сыранова. Сыранов получил фамилию Иван Вениаминов.

Участники презентации правильно подчеркивают значение этой серии. Надо признаться, что в советское время были какие-то препятствия  и т.д. в этом вопросе, конечно, историки уделяли не очень много внимания.

Хотел бы подчеркнуть в этой связи вклад краеведа, известного фольклориста Ивана Березкина, который всю жизнь работал в нашем музее, он как раз вот об этих героях книги «Предтеча» опубликовал много статей, и он всегда старался в экспозициях музея, на выставках музея знакомить с жизнью и деятельностью этих людей».

Владислав Валерьевич Левочкин, первый заместитель министра культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия): «Уникальность издания «Предтеча» в том, что комплексно исследована значимость тех исторических личностей, которых называем предтечей якутской интеллигенции. Это действительно комплексный подход. До этого были фрагментарные исследования. В этом издании впервые открыто имя Ильи Максимовича Шадрина. Очень важное значение имеет то, что эти личности оценены с точки зрения современной науки.

В преддверии 100-летия республики, 390-летия вхождения Якутии в состав России вклад участников книги под руководством Александра Николаевича Жиркова  очень значим. Книга в первую очередь нужна для воспитания молодежи.  Думаю, что  книга будет не только  успешно участвовать на разных  книжных  выставках, в презентационных мероприятиях, но и  станет источником вдохновения для творческих личностей – литераторов, художников и др.» 

Петр Васильевич Румянцев, директор Национального архива Республики Саха (Якутия): «Преимуществом этой книги является то, что в одно издание сведены две монографии: А.А. Борисова и В.Н. Иванова, наряду с ними вошла отдельная коллективная монография об Илье Шадрине.

Что касается Софрона Сыранова, здесь хотелось бы внести справку. Сотрудник Национального архива РС(Я) Э.М. Яковлев установил дату смерти Софрона Сыранова – умер он в 1805 году в возрасте 86 лет. Этот документ им был выявлен в фонде Якутской духовной консистории. В первой книге о Софроне Сыранове об этом еще не было известно.

Что касается исследований об Илье Шадрине, в последнее время выявлено много интересных документов в центральных архивах, в частности в Российском государственном историческом архиве в Санкт-Петербурге. Многие документы вводятся в научный оборот впервые. Основой этой поисковой работы стали документы нашего Национального архива».

Егор Петрович Антонов, ведущий научный сотрудник ИГИ и ПМНС СО РАН, кандидат исторических наук: «Согласен с мнением, что многие проблемы остаются еще не исследованными, если взять, например, историю тойонатства, тойоны – кто такие, в настоящее время такой монографии у нас нет. Мы же длительное время, в советский период, жили стереотипами в историографии. Откройте сами источники и почитайте газеты: обливали грязью тойонов, называли эксплуататорами. И с такими многочисленными нападками боролись как раз предтечи, я бы назвал их интеллектуалами, хотя, конечно, в исторической науке принято и прочно вошло такое понятие как «прединтеллигенция». Наталья Назаровна Дьяконова в своей докторской диссертации, в своей капитальной монографии обосновывает этот довод и в сегодняшней книге мы  видим  термин «предтеча» и он перекликается с термином «прединтеллигенция».

Что касается самих тойонов, здесь, конечно, несмотря на эти нападки, интеллектуалы XIX века, оставили богатое  наследие, статьи, рукописные книги и т.д., имеются убедительные статистические материалы, свидетельствующие о том, что, например, в том же первом и во втором Оспехском наслегах тогда Дюпсюнского улуса, один-два тойона сами  платили в царскую казну налог, повинности за 1500-1700 своих земляков, жителей родного наслега. Это большие деньги были по тем временам.

И по размеру земельных угодий. У нас тоже остались стереотипы об огромных размерах якутских территорий, но их не надо сравнивать с территориями центральной России, где климат более мягкий, у нас, как известно, интеллектуалы XIX века обращали внимание на это особое внимание, они открыто писали о том, что, два месяца всего лето у нас длится, поэтому, эти огромные земли – это не свидетельство богатства, исходя из размеров земельных угодий невозможно было определять степень богатства того или иного человека XIX столетия,  там расчеты приводились  и т.д.

На протяжении многих веков, наши интеллектуалы, наши предтечи, как раз боролись за самоуправление, за 34 статью Положения об инородцах. Они справедливо отмечали, что это статья позволяет теплиться якутской общественной жизни, то есть это был зародыш государственности, будущей автономии. Были многочисленные попытки упразднить эту статью, девальвировать с тем, чтобы администрация сама занималась распределением земельных угодий во всех якутских улусах. Это означало прямое административное вмешательство.

Главное достижение Софрона Сыранова,  Алексея Аржакова и Ильи Шадрина, и многих других в том, что им в этой неравной борьбе удалось удержать сам принцип самоуправления, несмотря на то, что большинство их предложений перед царем, перед императором были отклонены. Но главным результатом было все-таки то, что они сумели сохранить и благодаря этому в начале XX века возникла национальная элита, либерально-демократическое движение в Якутии, и оно носило такой массовый характер. В будущем имеются большие перспективы для разработки истории самоуправления, истории тойнонатсва, истории налоговых обложений, повинностей, и т.д. и прочее».

Олег Валерьевич Иринеев, Хаҥалас улууһун баһылыга: “Софрон Сыранов, Сэһэн Аржаков, Илья Шадрин  холобурдарын батыһан үлэлиирбитигэр туһаайыллыбыт кинигэ таҕыста. Илья Шадрин аата, кини норуотун туһугар олоҕо  республика таһымыгар саҥа тахсан эрэр.  Урукку өттүгэр кинини үйэтитиигэ   болҕомто  ууруллубатаҕа.  Софрон Сыранов  төрөөбүтэ 300 сыллаах үбүлүөйүгэр  учуонай , ист.н. д.  Андриан Афанасьевич Борисов монографията тахсыбыта. Онон Софрон Сыранов туһунан  республикабытыгар киэҥник сырдата сатаабыппыт. Илья Максимович Шадрин туһунан «Агдаакы”  кинигэҕэ киирбитэ.  Республикабыт 100 сылын көрсө чулуу дьоммутун үйэтитиигэ ылсан үлэлииргэ былаан оҥордубут”.

Алексей Васильевич Федотов,   Уус Алдан улууһун  баһылыга:                       “Саха норуотугар улахан суолталаах кинигэ сүрэхтэниитэ буола турар. Бу кинигэ геройдара — дойдуларын, норуоттарын туһугар олохторун, үлэлэрин, өйдөрүн-санааларын анаабыт, норуот кэскилин түстэспит, общественнай-политическай өй-санаа сайдыытыгар дьоһун кылааттарын киллэрбит дьон. Олох араас эндирдэригэр оҕустаран уһун кэмҥэ умнууга хаалбыт чулуу дьоммут ааттара, үлэлэрэ төннөн, тиллэн үйэтитиллэллэрэ үөрүүлээх. Тус бэйэм Илья Максимович Шадрины бу кинигэттэн биллим. Бу хайаан да норуокка киэҥник тарҕаныахтаах, тиийиэхтээх.

  Норуот бэйэтэ талан таһааран кыһалҕабытын быһаарсыа, көмүскүө диэн ол саҕана Россия саамай үрдүкү салалтатын кытта көрсүһүннэрэ ыраах айаҥҥа ыыппыт дьоно бу кинигэҕэ киирдилэр.

    Кинигэҕэ биһиги биир дойдулаахпыт Сэһэн Ардьакыап киирдэ. Сэһэн Ардьакыабы  үйэтитиигэ кини аатын сүгэр таас музей дьиэтин республикабыт 100 сылын көрсө киллэрээри бэлэмнэнии үлэ барар. 

   Кинигэ тахсыбыт “Национальнай интеллигенция уонна Саха сирин норуоттарын судаарыстыбаннаһа олохтонуута» сериятын бастакы тома саха революция иннинээ5и бөдөҥ политическай-общественнай деятелэ В.В. Никифоров-Күлүмнүүргэ анаммыта.  Бу серияҕа Бороҕон, Дүпсүн, Уус Алдан, Хаҥалас улууһуттан тахсыбыт саха тумус туттар дьоно бэйэлэрин улуустарын эрэ туһугар буолбакка, бүттүүн норуот сайдыытыгар   үлэлээбиттэрэ сырдатыллыбытын  дьоммутугар-сэргэбитигэр тиэрдиигэ бары бииргэ үлэлиэхтээхпит.

  Кинигэттэн үөскээбит сүрүн санаам — саха норуота күн бүгүҥҥэ диэри  олох араас эндирдэригэр, былаас да уларыйыытыгар бэйэлэрин салайааччыларын, тумус туттар дьоннорун сыыһа талбатаҕа көһүннэ. Ол бастакы  сүрүн олуга – “Предтеча” диэн ааттанан тахсыбыт кинигэ5э суруллубут чулуу дьоммут олохторо, үлэлэрэ,  норуоттарыгар хаалларбыт өйдөрө-санаалара буолар дии саныыбын. Степной Дума, автономия, суверенитет – күн бүгүҥҥэ диэри салҕанан баран иһэр”.

Василий Борисович Борисов, заместитель директора Национальной библиотеки Республики Саха (Якутия):В республике сейчас имеется 502 библиотеки – три из них – государственные, остальные – муниципальные. Это огромная сеть, которая в том или ином виде присутствует во многих населённых пунктах нашей республики, это мощная сила по продвижению силы чтения. В этом году наша республика признана территорией книги и чтения по итогам всероссийского конкурса, который называется «Самый читающий регион».

Книга «Предтеча» станет украшением  любого библиотечного фонда. Уже сейчас можно представить, какое количество образовательных и просветительских мероприятий можно запустить вокруг этой книги, сделать ее опорной точкой, фундаментом пропаганды продвижения нашей истории. Уверены, что «Предтеча» найдет своих благодарных читателей, вне всякого сомнения и окажет влияние на культуру и самосознание наших людей, а библиотеки им в этом помогут. С нетерпением ждем поступления данного издания в наши библиотечные фонды».

Валерий Николаевич Луковцев, «Айар» национальной кинигэ кыһатын  директорын солбуйааччы: “Бу кинигэ олус улахан суолталаах. Утумнааһын хайаан да баар буолуохтаах. Былыр былыргыттан, Тыгын саҕаттан, биһиги норуот өйө-санаата буолар бастыҥ дьоммут саха өлбөт сүбэтин буларга үлэлээн-хамсаан кэлэн, бүгүн Саха Өрөспүүбүлүкэтэ буолан олорор дьоллоохпут. Онуоха инники көлүөнэлэр үтүөлэрэ-өҥөлөрө сүҥкэн. Ол иһин кинилэр хайдах быһыылаахтык үлэлээбиттэрин, оччотооҕуга туох-хайдах политическай быһыы-майгы баар этэй уонна саха норуотун сүрүн кыһалҕата туох этэй диэн биһиги чинчийээччилэрбит маннык үлэни оҥороллоро олус суолталаах. Александр Николаевич көҕүлээн киэҥ дьайыылаах улахан үлэ тэрилиннэ. Ол да иһин киниэхэ Бүтүн Россиятааҕы конкурска Шмидт аатынан «Подвижник краеведения» диэн бочуоттаах аат анаан-минээн иҥэриллэн турар.

Кинигэҕэ биһиги Аан Дархаммыт Михаил Ефимович Николаев сүрдээх үчүгэй киирии тыл суруйбут. Кини үлэтин саҕалыаҕыттан, урут олорон, үлэлээн ааспыт саха бастыҥ дьонугар улахан болҕомтотун ууран туран үлэлээбитин биһиги билэбит. Сүрдээх улахан акылаат ууран турар.

Кинигэҕэ киирбит монографиялар ааптардарыгар, А.А. Борисов уонна  өр сылларга наука институтун салайбыт В.Н. Иванов курдук улахан учуонайдарбытыгар сүгүрүйэбит. Атын даҕаны учуонайдар, чинчийээччилэр үлэлэрэ киирбиттэрэ кэрэхсэбиллээх. Биһиги, кинигэ кыһатын үлэһиттэрэ, маннык дьоһуннаах үлэлэри таһаарарбытынан астынабыт, үөрэбит”.

Зоя Ильинична Петухова, историк, журналист: “Научное освещение деятельности Алексея-Сэсэн Аржакова как общественно-политического деятеля началось еще в дореволюционное время и связано с именами Л.Г. Левенталя, Н.А. Виташевского, В.В. Никифорова, А.Е. Кулаковского и др. В советское время его деятельность освещали С.А. Токарев, Н.С. Романов, Г.П. Башарин, М.М. Федоров и др. В постсоветское время о нем писали наш первый Президент М.Е.  Николаев, д.и. н. А.А. Борисов, журналисты Д.В. Кустуров, З.И. Петухова, краевед М.М. Аржаков и др. Наиболее значимой и соответствующей теме прединтеллигенции явилась  монография академика АН РС (Я) В.Н. Иванова   «Алексей Аржаков «Сии размышления занимали душу мою» Само название книги акцентирует внимание читателя на ключевые слова «мысль» и «душа», как  на смысловую нагрузку термина «интеллигенция». Речь идет о ранней истории становления общественной мысли в крае, истории якутской прединтеллигенции яркими представителями которой являются Василий Вениаминович Сыранов, Алексей Иванович Аржаков, Илья Максимович Шадрин. Разум и душа, отданные народу, стали содержанием их жизни и деятельности. Результатом «многолетних размышлений и занятий души», как писал сам Аржаков, и стал «План о якутах и выгоднейших положениев для них».

В нем А.И. Аржаков ставил цели учреждения органа самоуправления якутов во главе с якутским областным головой, установления права на частное землевладение «тому, кто оное в начале обработал».  Просвещение родного народа «чтоб они были впредь годны на службу общественную и государственную»,  развития языков народов, населяющих огромную территорию.  Аржаков  предлагал перевести извозную повинность на контрактную основу с якутским и тунгусским населением. И все эти цели ставятся в контексте укрепления Российского государства на Северо-Востоке Азии, до Тихого океана и Камчатки. «В плане» Аржакова,— отмечал В.Н. Иванов., — впервые в истории общественной мысли высказана идея о том, что Якутия является неотъемлемой частью российской империи».

 Профессор Г.П. Башарин особо подчеркивал, что « План о якутах» Аржакова является программным документом якутского тойоната, наиболее ярко отражавшим политические устремления феодально-аристократической верхушки якутского общества в период конца 18 и  начала 20 века. «План о якутах» Аржакова на многие годы определял важнейший вектор борьбы за государственность. На обложке презентуемой нами книги мы видим портреты трех якутских деятелей: Сыранова, Аржакова, Шадрина. Как тут не вспомнить П. Ойунского: «Үс саха төрүөҕэр, үөрүүлээх күнүгэр”. Три – это множественное число в якутском сознании.  Их было действительно много – представителей якутской прединтеллигенции, соратников, сподвижников и продолжателей мыслей Аржакова, Сыранова, Шадрина. Это: родоначальник Якутской Степной Думы Иван Мигалкин, голова Борогонского улуса Семен  Васильев, головы Ботурусского улуса Григорий Старостин, избранный членом депутации Степной Думы в Санк-Петербурге для встречи с Николаем 1, головы Кангаласского улуса Савва  Кириллин, в соавторстве с Мигалкиным впервые в истории в 1823 году, письмоводитель, князец и депутат Николай Рыкунов, голова Намского улуса Павел Сивцев, сыновья Сэсэна Аржакова  Михаил и Петр.

“Софрона Сыранова, Алексея Аржакова, Илью Шадрина по вкладу в развитие государственности Якутии, по масштабу личности мы сегодня называем носителями гуманистической мысли якутского народа. А с высоты исторической дистанции позволено будет сказано, что размышления, занимавшие многие годы душу Аржакова, получили реальное воплощение в образовании в 1922 году Якутской автономной республики, с 1990 года – Республики Саха (Якутия) в составе РФ”, – так подводит итог своим исследованиям профессор В.Н. Иванов”.

Галина Ефимовна Шадрина, к.и.н., краевед, автор-составитель книги,  прямой потомок Ильи Шадрина: «Мы, конечно, с детства были знакомы с именем Ильи Шадрина. К нам приходили старики и очень уважительно рассказывали о нашем предке. И нам хотелось еще более подробно узнать о  своем предке. Большим стимулом для нас стала статья, которую передал нам бывший министр культуры Васильев Ефим Николаевич, с Санкт-Петербургского исторического архива. Это были письма Ильи Шадрина императору Павлу I, Александру I и другие архивные материалы. Мы начали поиск в архивах республики и Санкт-Петербурга. Первые поездки были организованы на средства родственников. Всемерную поддержку  и помощь оказывал глава Хангаласского улуса, затем первый заместитель Председателя Государственного Собрания (Ил Тумэн) пятого созыва Добрянцев Анатолий Анатольевич. В 2017 году Председатель Государственного Собрания (Ил Тумэн) Жирков Александр Николаевич подписал  решение об увековечивании имени Ильи Максимовича Шадрина. Он же организовал еще две поездки в Санкт-Петербург. Таким образом, в центральных архивах было обнаружено порядка 80 документов, в фондах якутского архива изучено 42 документа. В муниципальном архиве Хангаласского улуса  хранятся записи нашего известного краеведа Гордеева Николая Дмитриевича».

Александр Николаевич Жирков, инициатор, автор и руководитель проекта – книжной серии «Национальная интеллигенция и становление государственности народов Якутии», первый заместитель Председателя Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия):Коллеги, я хотел бы поблагодарить участников этого сборника, прежде всего докторов исторических наук Василия Николаевича Иванова и Андриана Афанасьевича Борисова за их согласие на участие в составлении данной книги.

Герои этой книги – люди одного столетия. Софрон Сыранов родился в 1719 году, а самый молодой из них Илья Шадрин ушел из жизни в 1826 году, если мне память не изменяет. Блистательная плеяда якутских деятелей, в этом сборнике они представлены вместе.

Мы взяли на себя смелость, после ознакомления со всеми доступными нам материалами об Илье Максимовиче Шадрине, выдвинуть его в один ряд, поднять на одну планку с такими признанными лидерами общественного мнения Якутии применительно к середине XVIII – началу XIX вв., каковыми являются, без сомнения, Софрон Сыранов и Алексей-Сэсэн Аржаков. Такова наша позиция. Надеюсь, что наши читатели, общественность примут это предложение. Илья Шадрин – он из этой когорты, из этого ряда. Это человек, который по размаху своей общественно-полезной деятельности должен, может стоять, имеет право, во всяком случае, быть названным совместно с именами Софрона Сыранова и Алексея Аржакова. Вот одна из главных мыслей, заложенных в данную книгу.

В целом, по истории интеллигенции Якутии у нас имеется ряд исследований как общего, так и частного порядка. Первым обозначено имя Семена Николаевича Горохова. Он составил кандидатскую диссертацию специально по истории якутской интеллигенции, защитил в 1970 году. Тема так и называлась. Он взял период с 1917 по 1925 годы, т.е. советский период. Был талантливый исследователь Артур Карпович Софронов. К сожалению, рано ушел из жизни. Его имя в изучении истории якутской интеллигенции следует помнить. 

Наталья Назаровна Дьяконова. Я бы сказал, ее монография и сегодня  является единственной достаточно подробной работой по истории якутской национальной интеллигенции. Об якутской интеллигенции в национальной истории. По-моему книга так и называется: “Якутская интеллигенция в национальной истории”. Книга вышла в Новосибирске в  2002 году. Наталья Назаровна впервые предприняла весьма удачную попытку создать общую картину формирования якутской интеллигенции, обозначила свое понимание прединтеллигенции Якутии. Сегодня Егор Петрович  об этом правильно заметил. Альбина Николаевна Дьячкова  написала монографию о Гавриле Васильевиче Ксенофонтове. Егор Петрович Антонов написал несколько работ, в том числе по истории общественных объединений, союзов, основанных представителями национальной интеллигенции. И так далее.

Некоторые из указанных работ посвящены не чисто истории национальной интеллигенции, однако они освещают те или иные аспекты этого целостного явления и таким образом  помогают нам  осознать: Что есть на самом деле якутская интеллигенция, когда она появилась, в каких условиях, с какого времени вообще можно говорить о феномене национальной интеллигенции, какие имеются особенности формирования якутской интеллигенции по сравнению с российским, а какие имеются общие черты и т.д.

Исследователи, включая Семена Горохова и Наталью Дьяконову, солидарны в одном – история национальной интеллигенции пока изучена не достаточно. Исследователям еще предстоит воссоздать приемлемую картину становления якутской интеллигенции. Это проблема российского масштаба, потому что в России также тема формирования российской интеллигенции до сих пор вызывает большую полемику. Даже время, хронология этого явления вызывает споры.

На сегодня можно предположить, что российские исследователи в основном договорились о двух вещах: первое – это главные, общие признаки интеллигенции, кого можно отнести к данной категории людей. Егор Петрович сегодня применил терминологию “интеллектуалы”. Первый признак, в котором более или менее согласны российские исследователи – это радение за судьбу родного народа, воспринятое этими людьми как миссия. Миссия – это латинское слово, близкое к понятию “посланник”. То есть представители интеллигенции воспринимали деятельность, направленную на служение родному народу, как воспринятую или возложенную на себя миссию. Это не оплачиваемый труд, не чье-то поручение, не наказ избирателей, а нечто, ниспосланное судьбой и временем. Они принимали на себя добровольно эту деятельность, эту миссию.

Это первое. Второй признак, видимо, исходит из первого – это активная просветительская деятельность. Во всех ее проявлениях. Я бы хотел  к этим обозначенным понятиям приблизить, сопоставить наших героев, всех троих. Ибо они также радение за судьбу родного народа воспринимали не иначе, как миссию. Думаю, подвергать аргументированному сомнению наш тезис будет весьма сложно. Было время, когда утверждалось, что представители якутской знати ездили в центр только ради своих интересов, обивали пороги имперского двора во имя личной выгоды. Это не так. Даже ходатайство Ильи Шадрина о представлении ему дворянского, княжеского титула было продиктовано единственной целью – создать общественный прецедент. Хотя бы одному пробиться в сословную, служебную иерархию российской империи, тем самым создать прецедент в будущем, открыть дорогу. Ибо якуты, в силу реалий того времени, не включались в сословную иерархию российского государства. Их относили к категории “иноверцев”. Потом, это связано с именем Михаила Сперанского, слово “иноверцы” было заменено словом “инородцы”. И такое определение оставалось до 1917 года.

Нужно было пробить в этом брешь. Требование Ильи Шадрина  предоставить ему княжеский титул, его настойчивость перед Павлом I, затем перед сыном Павла I Александром I, говорит об устойчивом стремлении якутских предводителей быть представленными в сословной иерархии российской империи, присутствовать там на равных. И таким образом поднять сословный статус своего народа, выдвинуть его в число равных в империи, в составе которой народ находился. Сыранов, Аржаков, Шадрин последовательно, один за другим, император за императором, выполняли возложенную на них миссию перед своим народом, а не ради какой-то личной для себя выгоды. Нет.

Но в то же время, укорять советских историков за некоторые нелестные формулировки в адрес якутских предводителей не следует. Профессор Георгий Башарин и другие наши исследователи обнаружили в истории и указали на этих людей, подняли материалы о них и сделали их достоянием публики, ввели  документы об этих людях в научный оборот. А на комментарии не следует сильно обращать внимания. “Умный поймет”, – говорят. И умные понимали это. И я благодарен нашим советским исследователям. Они проделали свою половину пути достойно, сделали так, чтобы новые поколения не забывали об этих людях. То, что сегодня сказала об этом профессор Людмила Тимофеевна Иванова – дорогого стоит.

Большая общая благодарность нашему первому Президенту Михаилу Ефимовичу Николаеву. Он с самого начала подошел очень ответственно. Следует помнить, что Михаил Ефимович наравне с Максимом Кировичем Аммосовым является одним из первых наших руководителей, которые восстановление исторической памяти нашего народа поставили во главу государственной политики. Помните начало 90-х годов, когда Михаил Ефимович прямо ставил задачу вернуть эти имена из небытия, изучать их вклад в становление государственности нашего народа. Подстегивал не только историков, но и общественность тоже. Это было.

Мы говорим, что изучение феномена национальной интеллигенции имеет историческое значение. Потому что размахом деятельности этих людей, планкой, на уровень которой они подняли общественное сознание, во многом определяется духовная сила нации. Возьмите простые примеры. Задолго до революции 1917 года, без всякой поддержки сверху, а наоборот, преодолевая  последовательное и упорное сопротивление царской администрации, небольшая группа образованных людей, которых мы сегодня называем первым поколением национальной интеллигенции Якутии, организовали в 1906 году “Союз якутов”, сполошили всю империю.

Небольшая горстка сплоченных, вдохновенных людей, воспринимающих свою роль в просвещении родного народа как миссию,  основали первые газеты на якутском языке: “Саха дойдута”, “Саха олоҕо”,  первый журнал на якутском языке “Саха саҥата”. Это в 1907, 1908, 1913 годах. Это потом, когда создатели первых якутских газет попали под репрессии, стали говорить о том, что национальная печать появилась у нас только в советское время. Между тем, журнал “Саха саҥата” по объему был не меньше наших сегодняшних “Чолбон” или “Полярная звезда”.

Представители первого поколения национальной интеллигенции еще в 1906 году основали наш якутский национальный театр. Это потом, когда создатели театра попали под репрессии, стали говорить, что якутский театр появился только в 1924 году. Между тем, до революции 1917 года усилиями первого поколения национальной интеллигенции было осуществлено порядка тридцати различных постановок, спектаклей. Они не только ставили на сцене эпические произведения, что само собой было верно стратегически, они впервые начали ставить произведения местных авторов. “Манчаары” Никифорова-Кюлюмнюр – это первый памятник драматургии, созданный местным драматургом на местную тему. В третьих, они стали массово переводить пьесы русских писателей: Александра Пушкина, Льва Толстого, Антона Чехова, Дениса Фонвизина, Николая Гоголя и ставить их на якутской сцене. Это потом мы перечеркнули все и сказали: нет, до революции всего этого не было, а якутский театр открылся только в 1924 году.

На самом деле мы стали терять свою историческую память. Такое было время. Но вот представьте, если бы не было съезда 1906 года, если бы не было движения по просвещению родного народа, распространения грамоты, открытия библиотек, музеев, национального театра? Если бы не было якутской газеты, если бы не началось еще до революции становление якутского литературного языка,  когда на страницах первых якутских газет и журнала начали печататься Алексей Кулаковский, Анемподист Софронов, Кузьма Осипов и многие другие? Если бы не было, наконец, съезда 1912 года, о котором главный полицмейстер области Ходалевич писал губернатору Крафту, что на этом съезде власть проиграла якутской интеллигенции, потому что сторонники власти оказались в меньшинстве и в Санкт-Петербург на 300-летие Дома Романовых отправились самые неблагонадежные люди, то есть Никифоров-Кюлюмнюр, врач Прокопий Сокольников и т.д.? Ведь действительно так и получилось!

А если бы всего этого не было? Тогда, следует признаться, история общественно-политической мысли в дореволюционной Якутии в целом выглядела бы довольно-таки бледно. А у нас национальная интеллигенция смело заявила, что вступает на общественно-политическую арену. Заявила о себе организацией указанных масштабных мероприятий, равных которым по уровню в других национальных республиках сыскать довольно сложно.

У нас впереди много работы. Дай бог нам всем, чтобы хватило сил, возможностей, поддержки. И, конечно, в этом деле без энтузиастов, краеведов нам не обойтись.

По предложению нашего первого Президента в серию “Первое поколение национальной интеллигенции и становление государственности народов Якутии” войдет книга об Алексее Кулаковском. Нам следует осуществить системный анализ феномена национальной интеллигенции. В этом плане книга “Предтеча” нужна и методологически. Мы должны прежде всего обозначить свои истоки. Без определения истоков, простое эмпирическое выявление отдельных сюжетов всегда будет неполным. У нас должна быть создана целостная картина формирования и деятельности национальной  интеллигенции и ее роли в становлении государственности народов Якутии. 

Спасибо всем за участие. Здоровья и успехов!”

                                                 С.Васильев,    Пресс-служба Ил Тумэна.

Источник:      https://iltumen.ru/news/21002

 172 total views,  1 views today