You are currently viewing Ысыах благословенный

Ысыах благословенный

 В Якутии сейчас идут праздники ысыахи.  У якутов ысыах – большое событие, это главный праздник года. После долгой суровой зимы, с лютыми холодами, долгими темными ночами люди встречают наступление лета с великой радостью. Цель праздника – восстановление первичной гармонии, которая была нарушена за долгий прожитый год. Якутский Ысыах — как бы рубеж двух состояний природы: зимы (кыhынны) и весны–лета(сайынны).

По представлениям якутов, год делился на зимнюю половину, которая начиналась с начала октября, когда уже ложился зимний снег, и летнюю – примерно с начала мая, когда снег сходил с полей и скот выпускался на пастбище. Наступала пора обилия молочной и рыбной пищи и более свободного времени до сенокосной страды. В это время и устраивались народные празднества Ысыах, знаменующие завершение «Дьыл» (прошлый год) и начало «Сыл» (новый год), а вместе с тем – завершение хозяйственного годового цикла. Главный якутский праздник – Ысыах, посвященный Новому году и верховному богу-творцу Юрюнг Айыы тойону, проводился с конца мая и до 23–24 июня. Он завершался ритуальным распитием всеми собравшимися освященного кумыса, круговыми танцами и другими обрядовыми играми. В мифопоэтической традиции якутов, время с конца апреля – начала мая считалось временем уменьшения «небесного дыхания» и пробуждением «дыхания земли».

Якутский праздник ысыах связан с возрождением природы, с устройством космического и социального порядка. Для проведения его выбирали большую красивую поляну и площадкой для тюсюлгэ – деревянного сооружения из двух иль нескольких столбов, соединенных перекладиной. Около тюсюлгэ собирали всю кумысную посуду: кожаные мешки с кумысом, чороны. На восточной стороне от тюсюлгэ ставили до четырех коновязей – сэргэ. Сэргэ украшали витыми веревочками из конского волоса и разноцветными лоскутками материи. Вокруг или по обе стороны тюсюлгэ и сэргэ втыкали зеленые березки в виде частокола чэчир.

  Ысыах открывал устроитель праздника или уважаемый почетный старец, хорошо знающий старинные обычаи, обряды. В древности то был белый шаман, прекрасно знающий алгысы – благословенья божеству Юрюнг Айыы Тойону. В урасе возле костра, разведенного для приношения жертвы кумысом в честь добрых духов, он торжественно совершал обряд. Поставив в ряд с правой стороны девять неженатых юношей с чоронами, а с левой стороны – девять чистых девушек прекрасных с кумысом в чоронах, чуть поменьше, он, повернувшись на восток, где обитают светлые божества айыы, обращался к ним.

Божества айыы хранили род, жизнь племени, и скот, от которого зависело благополучье. Называя их поименно, он трижды преподносит им кумыс в огонь священный. А после приносили жертвы другим духам-покровителям  и, черпая кумыс деревянной ложкой, произнося моления в их честь, окропляли чэчир кумысом. Кропление кумысом  жертвенного огня и чэчира было непременным. Потому ысыах получил свое название от слова –ыс –«кропить, обрызгивать».

  После жертвоприношения начиналось кумысопитие по кругу. Сначала кумыс преподносили самому старейшему, затем передавали от одного к другому. И начинались игры, состязанья.  А после вставали в круг – в якутском хороводе – осуохае, воспевая солнце, лето, жизнь. Якуты поклонялись светлым небесным божествам айыы, особо это ярко проявлялось на ысыахе. Здесь моленья Небу совершали, небесным божествам айыы, Джёсёгею – защитнику от злых сил, духам местности, Земли, духам – покровителям.  По древним представленьям, все сущее, кроме вредных для человека животных и растений, получили свое начало от айыы —  носителей высшего добра и верховного божества Юрюнг Айыы Тойона.

По мифам, древним представленьям, Творец великий живет на молочном озере, с подножием из бело-молочного камня, он чист и свят. Недаром величают его Юрюнг – белый, божественный, все святое, благородное, возвышенное эпитет и цвет белый означает. От него — Юрюнг Айыы Тойона зависело благополучье на земле, хозяйство, он благо приносил всем людям. В олонхо нередко он помогал помощь богатырям, когда они, попав в беду, просили защиту от злых чудовищ – абаасы. Тогда он посылал небесных воинов, и те, спустившись, убивали абаасы. Он оказывал общее благодеянье, давал плодородие земле и благосостоянье людям

Он помощник в бедах, прародитель человеческого рода, творец и созидатель. Ему прислуживали юноши – посланцы айыы, передававшие его приказания и небесные богатыри, исполнявшие его волю.

По легендам, самый первый Ысыах справил герой легенд и мифов Эллэй в урасе. Исследователи – В. Серошевский, и другие, отмечают, что ысыахов было много, каждый мог их устраивать, но главных было два: малый – весной, когда земля покрывалась травой и большой – в половине лета (Серошевский, 1896, с.461). Исследователи В.Ф. Трощанский и И.А. Худяков описали Айыы-ысыах и Абаасы – ысыах. Позднее П.А.Ойунский определил ысыахи  как праздники коневодческого народа.

На Ысыахе, который проводился на большом пространстве, собиралось множество гостей. Чем больше собиралось людей на праздник, тем лучше и счастливей жизнь считалась.

«В доме, где много гостей, всегда радость и счастье», — гласит якутская поговорка. Недаром есть поверье, что человек угощающий богатых и бедных, весь век свой будет богат, как и его потомство. Гостеприимство в чести у якутов, и стало обязанностью, как соблюдение старинного обычая. При появлении в доме нового человека, всегда подкладывали дров в камелек, чтоб пламя было жарким.

На Ысыах приглашали всех – и близких соседей, и далеко живущих; весть о будущем празднике быстро разносилась по округу. Отказаться от приглашенья – значит, обидеть устроителей Ысыаха. На празднество люди должны наряжаться в лучшие одежды, женщины – надевать праздничные серебряные украшения.

Праздничная одежда у якутов в старину передавалась из рода в род. Праздничный костюм обладал способностью защищать от злых сил, а цвет ее, украшения, орнамент одежды в своем единстве воссоздают гармонию с Природой. Придти на праздник в повседневной одежде – нарушенье праздничного этикета (по сообщению С.А. Романова, 1921 г.р.; с. Октемцы Хангаласского района, запись 1989). В преданиях говорится, что в ответ на моления появляются на небе белые птицы — стерхи.

Участники Ысыаха верили, что если они точно будут соблюдать весь праздничный этикет, то божества заметят их, и целый год будут одаривать вниманьем и  заботой.  Говорили, что такие люди не болели, жили в достатке, им везло в охоте и в промысле.

Празднества ысыахи несли благословение, люди, вознося на них благодарность добрым духам божествам, будто заряжались энергией солнца, неба и земли на целый год и в свою очередь отдавали им свою положительную энергетику, чтобы в таком своеобразном союзе, гармонии земного и небесного, цвела и умножалась жизнь людская среди благодатной Матери природы.

Литература:

В.Л. Серошевский, Якуты: Опыт этнографического исследования.- СПб. 1896 – Т.1.

История Якутской АССР. Изд-во Академии наук СССР, М.Л., 1960, т. 1.

Сибирские сказания. Современник, 1991.

                                                       Подготовила А.И. Гоголева – к.ф.н.

Loading