Великая Отечественная война 1941-1945, нападение фашистской Германии на Советский Союз вызвала боль, гнев,  небывалый подъем чувства патриотизма и интернационализма – народы всего Союза выступили как один на защиту родной земли. Советское Правительство призвало Красную Армию и весь советский народ к священной войне за честь и свободу социалистической Родины.

23 июня 1941 года ЦК партии и Совнарком СССР приняли постановление, определившее задачи партийных и советских органов в условиях войны.

По всей стране прошло митинги, где люди выражали готовность встать на защиту  Отечества. В Якутии колхозники поставили задачу  укрепить трудовую дисциплину, добиться новых производственных успехов, дать стране все, что нужно для обороны.

Рабочий Лобанов на митинге сказал: «По первому зову мы, как один, встанем на защиту своей свободы. В Красной Армии служат два моих сына. Если понадобится, я сам встанут с ними в одни ряды защитников Родины».

Коммунистическая партия и Советское правительство начали огромную работу по перестройке всего народного хозяйства на военный лад. Многие отрасли промышленности перешли на выполнение военных заказов. Люди работали под лозунгом: «Все для фронта – все для победы».

Литература вместе с народом также выступила против врага в великом деле защиты Родины, как мощное идейное оружие партии и народа. Она несла свое слово, поднимающее  и укрепляющее дух в тяжкое время суровой борьбы за жизнь и свободу, придавала сил  и укрепляла веру в победу.

Героика мирного труда в произведениях литературы сменилась прославлению ратных подвигов воинов Советской Армии. Надо было оперативно откликаться на события. При всеобщем общественном напряжении, героическом подъеме, стремительной смене событий на  фронте и тылу творческие люди выражали свои мысли и чувства в песнях и стихах, поэмах, в наиболее  доступных и распространенных жанровых формах. Работники пера и народные певцы поставили перед собой задачу: ответить на фашистскую агрессию усилением творческой деятельности.

С первых дней войны они  выражали чувства и мысли  народа. Создавали политически острые, гневно-боевые патриотические песни и стихи, переживая большой творческий подъем. Голоса поэтов особенно громко звучали со страниц периодической печати. Никогда в прежние десятилетия поэты не были такими активными постоянными сотрудниками республиканских и местных газет.

В газете «Кыым» за один 1943 год было напечатано 60 стихотворений, 58 рассказов и 140 очерков злободневного содержания.

Новые стихи и песни поэтов и певцов издавались отдельными сборниками и книгами. Уже в 1941 году вышел коллективный сборник «За Родину», состоявший из первых стихов и песен только на военную тему.

В 1942 году появился второй сборник стихов и песен «Разгромим фашистскую банду». Всего за период войны было издано около 80 книг художественных произведений, из них большая часть  — сборники поэтов. Они отличались идейно-тематическим разнообразием, остротой и актуальностью, героико — патриотическим содержанием.

В творчестве якутских поэтов и певцов звучали темы – мобилизации сил народа в борьбе против врага,  патриотизм, руководящая и организующая роль партии, героизм воинов и трудовая доблесть тружеников тыла, дружба народов, интернационализм,  гневно сатирическое разоблачение гитлеровцев.  В лирике выражались боль, переживания, мысли  и чаяния людей.

Со страниц «Правды» прозвучали пламенные строки А.Суркова, Н.Асеева, Н.Тихонова и других – как призыв всех братских республик. Якутская поэзия откликнулась стихотворениями «Все против фашистов», «Всегда вперед» Элляя, «Единым сплоченным рядом» и «Даем тебе клятву» Урастырова, «Клятва» С.Васильева, «Все силы – фронту» Абагинского, «Якутская клятва» Тимофеева-Терешкина, «Враг будет уничтожен» Бэрияка и песни «Победа будет за нами» Е.Ивановой, «Да будет разгромлен кровавый фашизм» Абрамова. Тема их была одна – призыв к народам Якутии подняться на борьбу против захватчиков. Все это придавало сил, воодушевляло на подвиги, выражало решимость патриотов во что бы то ни стало отстоять честь и свободу Родины.

«Якуты впервые в своей истории с оружием в руках вместе со всеми братскими народами активно участвовали в защите жизненных интересов единого  социалистического Отечества. Связанный с этим рост национального самосознания и находил верное отражение в стихах и песнях, созданных в начале войны».

(Г.К. Боескоров. Якутская художественная литература в годы Великой Отечественной войны, Якутск, 1960, с.20)

Песни, стихи, импровизации на дело защиты Отечества

Одним из первых откликнулся на военные события С. Кулачиков-Элляй. Он написал за годы войны много стихотворений, очерков и поэмы «Дружба».

Первые стихотворения его «Все против фашистов», «Всегда вперед» появились в газете «Кыым», с призывом встать на защиту Родины:

Слушай, патриот, призыв партии:

Будь мечом стальным, могучим,

На цветущие нивы советские

Не давай ступать ногам фашистским!

 

Один из крупных поэтов Новиков-Урастыров также напечатал в «Кыыме» стихотворение «Едиными сплоченными рядами», где он воодушевлял якутский народ на борьбу с врагом и выражал веру в народную мощь:

Скорее опять потекут реки,

И взойдет солнце с запада,

Чем растопчут банды Гитлера

Родины-матери чудные просторы…

(К.Урастыров. В дни войны. Якутск, ЯКГИЗ, 1943, стр.3)

 

Он написал о военных событиях большой цикл стихотворений, лучшие из которых изданы в 1943 году отдельным сборником «В дни войны», поэму «Война и воин» и драму в стихах «Красавица Едюян».

Стихотворение Тимофея Сметанина «Наше дело правое», обращенное к труженикам всей страны, утверждало:

Наше дело правое,

Закон наш справедлив,

Будет нашей яростью

Враг испепелен…

Сборник «Настал на Севере май», М.- Якутск, ЯКГИЗ, 1953, стр.30.

 

В начале войны стали появляться стихотворения и  песни, схожие с народными заклинаниями и клятвами. Например, песня «Клятва», где звучит клятва, что ненавистный враг будет уничтожен везде и всюду:

Это с земли капитала

Из мрака,

Ринулись алчность и злоба в атаку.

Это убийцы-фашисты посмели

Руки свои протянуть к колыбели

Счастья народного…

 

Смелые – в битву!

Теснее сомкнемся!

Насмерть стоять –

За Отчизну клянемся!

(С.Васильев. Северные поэмы. М. – Якутск, ЯКГИЗ, 1953, стр.51. Перевод  якутского Д.Седых.)

 

Популярные стихотворения-импровизации создал М.Н. Тимофеев – Терешкин. Сборники его лучших импровизаций «Якуты на войне» и «Якуты в тылу» появились в 1943 году. Сборник тоже начинается клятвой, ведь якуты знали какую большую силу воздействия имеют слова, особенно клятвы и благословения. Поэт клянется всем, что ему близко, дорого и свято прогнать фашистов – «выжечь огнем и сталью, выморозить до корня отныне и навеки». Детализация в перечислении явлений и предметов, которыми клянется поэт, показывает его связь с устной народной поэзией, где в музыке слов и поэтических образов черпали силу  поэты и песенники. Недаром М.К. Азадовский считал эту импровизацию настоящей симфонией Севера.

(М.Н.Тимофеев – Терешкин. Якуты на войне. Якутск, ЯКГИЗ, 1943. Предисловие М.К. Азадовского)

С такими произведениями – клятвами имеют много общего стихотворения поэтов И.Чагылгана, П.Туласынова, М.Кузьмина-Хара и песни народных певцов Н.Степанова, Абрамова, Е.Ивановой, созданные в первые дни войны.

Такие агитационно-публицистические стихотворения и песни в начале войны характерны для всей многонациональной советской поэзии. Талант, воодушевленный патриотизмом, призван был служить защите родины.

Его создания были пронизаны духом народности, все воспеваемое и обличаемое рассматривалось в утверждении общенародных интересов.

В стихах и песнях звучало  — нашествие фашистов, угроза миру, жизни – это страшное бедствие, защита Родины и разгром врага — важнейшая общенародная патриотическая задача. Каждый якутянин – это патриот и гражданин Советского Союза, а якутский народ один из равноправных членов семьи народов нашей страны.

В это время Коммунистическая партия еще более сроднилась с народом. Как утверждали документы того времени, она заслужила его особое доверие и любовь. Преданность народа партии, воодушевляющее сознание, что он под ее мудрым руководством трудится ради великой цели и побеждает, нашли отражение в советской литературе периода Отечественной войны, в том числе и в якутской. Поэты и народные певцы Якутии в то время прославляли деяния партии и Ленина, в стихотворениях-песнях «Ленин всегда с нами» Элляя, «Почитайте Ленина» Урастырова, «Душа народа, дух родины» Л.Попова и многих других. Народный певец С.Зверев так воспевал Ленина:

Прославим великого Ленина,

Того, кто вывел нас из темноты,

 

Того, кто открыл нам глаза,

Того, кто дал нам разум-знание,

Того, кто удлинил нашу жизнь,

 

Того, кто обосновал счастье-изобилие,

Морскому прибою подобное!

 

Немало произведений было посвящено и И.Сталину, как олицетворению партии, с ее руководящей ролью – «Сталин зовет» Элляй, «Призыв вождя» Бэрияк. В произведениях отражалось то, что советские люди видели в руководстве ЦК партии, во главе Сталина, залог победы над врагом – «Сталин с нами» Сметанина, «Даем тебе клятву» Урастырова, «Клятва победы» Абагинского.

Для всех, уходящих на фронт было важно напутствие, благословение матери, главному человеку для каждого из нас и, конечно, близких, родных. И оно прозвучало в стихах Сергея Васильева:

Будь в бою всегда впереди

И сражайся, как исполин.

Пусть от пуль тебя оградит

Материнский наказ, мой сын!

 

Наш прекрасный, солнечный край

Покорить замышляют враги.

Ты пощады им не давай,

Землю мать свою береги…

 

Воспевание подвигов защитников Отечества

 

Героизм воинов Советской Армии и партизан останавливал врага, вписывал славные страницы в Историю страны и Якутии. Десятки тысяч якутян в первые же дни войны встали в ряды бойцов. Храбрость и мужество, преданность Родине воинов стало главным в победе над фашизмом.

На всю страну прогремела слава о Дмитрии Софронове, отдавшем свою жизнь за Родину. В последнем для него бою он заслонил своего командира, спас его от смерти, а сам погиб. Московское радио посвятило этому подвигу якутского воина целую передачу.

Среди отважных защитников Родины было  и имя  сына якутского народа, комсомольца Федора Попова, которого изобразил Элляй в своем стихотворении «Якутский богатырь Федор Попов», следуя велению сердца и долгу. Ведь художественное отображение этого стало благороднейшей задачей литераторов страны.

Поэт взволнованно рассказал о воинском подвиге Попова, совершенном им при форсировании Днепра, о его участии в сражениях за освобождение украинских, белорусских земель и о  гибели под селом Глушец. Полнокровный образ отважного воина обусловлен правдивостью описания его боевых действий. Автор описал и то, с каким мастерством герой выполняет боевую операцию, свой гражданский долг.  Это – замечательный пример, заслуживший память и признание соотечественников:

Духом смелый, сердцем верный

Воин Родины своей,

Он останется примером

Для бойцов грядущих дней…

Это стихотворение, как и другие, послужили развитию жанра сюжетных стихов, наиболее разработанного Тимофеевым Терешкиным.

Поэтическое  осмысление облика якутского воина и его подвига представлено в стихотворениях «Памяти героя Попова» П. Туласынова и «Герой Советского Союза Ф.К.Попов» Кузьмина-Хара.

Памяти Федора Попова посвящено и стихотворение Чагылгана «Песня о герое», отличающееся живописностью описания батальных сцен:

Рожденный на Лене, умелый пловец

Под пулями Днепр переплыл.

Тяжелой гранатой ударил боец –

Врага пулемет раздробил.

 

В немецком окопе могучий якут

Врагов врукопашную бьет,

Ему на подмогу понтоны плывут…

 

Подвигу отдельных фронтовиков и героизму бойцов Красной Армии посвятил ряд произведений поэт Кюннюк Урастыров. Значительны его произведения «Слова патриота», «Красной Армии», «Воинам Донского фронта» и «Девушка». В стихотворении «Красной Армии» он обращается к воинам с призывом рассчитаться с врагом за страдания людские, разрушения, и говорит о значении армии, как борца против фашизма, также о самоотверженности народа, сражающегося за свою мирную, достойную жизнь:

Красная Армия – надежный страж Родины.

Для укрепления и умножения

Твоей силы-мощи каждый

Гражданин Советской страны

Готов отдать все: от энергии

Своего ума до последней капли крови…

 

В стихотворении «Девушка» в образе простой девушки, погибшей от руки фашистов, показан героизм людей, замученных фашистами, но не сломленных в любви к родине, ненависти к ее врагам. И благодаря героизму, стойкости таких людей, народ выдержал испытания.

Поэт импровизатор Тимофеев – Терешкин создал серию песен о боевых подвигах якутян. В них он старался показать конкретные образы реальных героев, яркие эпизоды из фронтовой жизни земляков. Его импровизации вышли отдельным сборником «Якуты на войне». По выразительности художественного изображения выделяются «Подвиг пехотинца Софронова», «Созвездие якутской рыси», «Снайперы-якуты».

Подвиг Софронова в том, что он спас командира ценой собственной жизни:

 

В кромешной темени

Увидел якут Софронов

Дуло винтовки вражьей,

Целящей в командира,

 

Русского лейтенанта.

Грудью своей геройской

Закрыл боец Софронов

Славного командира.

 

В «Созвездии якутской рыси» воспеваются четыре десантника якута, блестяще выполнившие боевые командования.

На фронтах войны очень многие якуты отличались как замечательные снайперы, из которых Ф.Охлопков, Д.Гуляев, А.Миронов, Спирин и другие стали гордостью своих воинских подразделений. Слагая о них стихи, поэт приводит к мысли, что выработанные веками национальные черты характера, особенности советских людей верно послужили родине и достойны памяти.

Поэт прославляет наряду с другими героями и якутянина Клавдия Красноярова, повторившего подвиг Александра Матросова, и посмертно удостоенного высокого звания Героя Советского Союза. Слава  о нем облетела всю страну. Поэт выражает гордость якутян за своего земляка патриота-героя:

Ты нам показал, как надо

Бороться всей силой жизни,

Отчизну свою святую

От смерти оберегая…

 

Клавдий Краснояров,

Светом звезды Героя

Ты озарил навечно

Землю, где ты родился…

 

А. Бэрияк посвятил ряд произведений изображению героизма советских воинов. В стихотворении «Песня о Коброве» прославляется подвиг якута Коброва, победившего отряд из тридцати фашистских автоматчиков.

Все эти герои, как и другие — из иных народов, из одного великого Отечества.  Недаром народный певец Якутии С.Зверев в одной из своих лучших песен поет о символическом образе Советского Союза, сравнивая его с утесом, выражая веру в его победу над врагом.

Героизм людей на фронте и тылу, любовь к Отечеству, чувство патриотизма, интернационализма, доверие к руководству ЦК Партии, во главе Сталина — все это и многое другое стало великой движущей силой, что остановила врага и привела к желанному Дню – Великой Победы.

Материал подготовила

А.И.Гоголева,  кандидат филол.наук.