Могучее содружество народов

 

Великая Отечественная война показала всему миру мощь дружбы народов Советского народа. Благодаря дружбе, единству всех народов Союза, сплоченным и возглавленным в то время Коммунистической партией, была достигнута победа. Народы одной великой страны отстояли не только свою честь, свободу и независимость, но и спасли народы других стран от порабощения, гнета фашизма. В рядах Советской Армии и в тылу, на временно оккупированной земле, патриоты разных национальностей выступили единым фронтом, боевым содружеством участвовали в борьбе.

 

Тема дружбы народов была и остается одной из главных тем многоязычной литературы страны. Но в дни войны она обрела еще большую значимость.

В якутской литературе, в поэзии прославлялись сложившееся воинское братство  якутян с русскими, украинцами, белорусами, казахами, грузинами,

и славные деяния воинов других национальностей. Так в произведении «Клятва партизан» Элляй показал героическую деятельность белорусских партизан. Партизаны, пострадавшие в кровавой войне, потерявшие кров и близких, полны решимости защитить родину, бороться до победного конца:

 

Потеря всего близкого к сердцу

Вооружила их лютой ненавистью

К врагу.

Светлая цель борьбы –

Разгром врага озарила им путь.

 

В клятве они выражают свою преданность Родине:

 

За убийство людей советских

Найдем возмещение в пепле убийц,

За пролитую кровь наших отцов

Расплатиться кровью заставим врагов!

 

То, что якутский поэт славит белорусских партизан, стало выражением

дружбы народов в СССР. Эта «Клятва партизан» по публицистической остроте стала  созвучной со стихотворением Янки Купалы  «Белорусские партизаны».

Якутский народ отправлял своих сыновей на фронт с наказом, чтобы они высоко держали честь советского воина, оправдали свое право служить Родине вместе с посланцами других братских республик. Поэт Урастыров сказал об этом в стихах «Пусть дойдут до вас…»

 

Вместе с братом русским, с татарином и с узбеком

Держитесь геройски против фашистов…

 

 

Поэты прославляли содружество разных народов в рядах воинов Советской Армии как верный залог победы. Это звучит стихотворении Абагинского «Во имя Родины»:

 

В огне испытаний и борьбы,

Ставшие братьями татарин,

Латыш, армянин, таджик, якут,

Эвенк вместе со старшим

Братом русским вечный призрак

Смерти уничтожили.

 

Чувство братства и сотрудничества людей  воспел и поэт Чагылган в стихотворении «Вдали от Родины», где он выразил сострадание к судьбе девушки – украинки. «Чувство семьи единой», вдохновенно воспетое Павло Тычиной в одноименном поэтическом сборнике предвоенных лет, рождает у поэта задушевные слова:

 

Не горюй, печальная подруга,

Жди вестей отрадных, не рыдай,

Сыновья и Севера и Юга

В бой пошли

Вернуть тебе твой край…

 

В эти годы поэзия Чагылгана стала очень популярной. Талантливый  поэт, переводчик Якутии Винокуров Илья Дорофеевич — Чагылган начал печататься с 1931 года. Он вдохновенно воспевал героический подвиг воинов Советской Армии и самоотверженный труд в тылу. Песня «Лыжная» на его стихи стала поистине народной.

 

Из северных просторов
Двинулись колонны.
Из темных лесов, долин
Лыжи покатились.

Над бескрайнею Сибирью
Свищет яростно пурга.
Тундры крепкие ребята
На войну поднялись.

Припев:

Куда бы ни спрятался враг,
Куда бы он ни повернул —
Пули острые найдут,
Догонят быстрые лыжи.

 

Поэт Алексей Спиридонович Бродников, боец специальной лыжной бригады №20, сражавшийся в стороне городов Старая Русса, Смоленск и Холм, рассказал один момент, связанный с песней «Хайыьар ырыата»:

«Всю мудрость военного дела и лыжной езды мы приобрели в полигонах возле города Свердловск. Очень сложные учения были. Когда не было снега, мы стелили ветки ели на несколько верст, так и ездили и сильно выматывались.

В те тяжелые дни нас спасала песня » Хайыьар ырыата», для нас она была как военный марш — прибавляла силы, укрепляла волю! Когда сил нет, уже падаешь, кто-то запоет песню, и словно второе дыхание прибавляется, мы шли дальше! Эта песня многих якутов поддержала, укрепляла твердость воли и духа. Поэтому ее уважают. Даже ребята, которые были на других фронтах, тоже говорили, что «Хайыьар ырыата» им помогала поднять дух. Эта песня создана на счастье якутам».

 

История подтверждает: сибирские лыжные бригады в Великой Отечественной войне в 1942 году в зимних сражениях выиграли немало битв, внося переломные изменения на фронтах. Вместе с солдатами той жестокой войны, принесшими победу, делившей с ними горе и страдания, стала песня «Хайыьар ырыата».

 

Духом сплочения народов пронизаны также стихотворения Кузьмина-Хара «Якуты идут на фронт»  и А.Тимофеева «Песня о дружбе».

 

Словно кровные братья-сверстники,

Русские, буряты и узбеки

Дружно творят дело великое…

Громят поганое племя якуты.

 

Так якутские поэты в стихах и песнях воспевали дружбу народов. Их значение в том, что художественно отражая идеи дружбы и сотрудничества народов страны, показывая главные истоки сплоченности, укрепляли в народе чувство любви и уважения ко всем народам нашей Родины.

 

 

Литература:

 

Илья Дорофеевич Винокуров – Чагылган.- Якутск : Бичик, 2014.

Элляй. Избранное. М., Гослитиздат, 1952.

 

Материал подготовила А.И.Гоголева –

старший научный сотрудник

Литературного музея им.П.А.Ойунского,             тех.поддержка — Д.Иванов