Николай Романович Калитин (1 июня 1940) 

 

Эвенкийский поэт, прозаик, литературный критик. Член СП Российской Федерации с 1994 года, заместитель председателя правления Союза писателей Якутии, заслуженный работник культуры Республики Саха (Якутия), почётный гражданин Хангаласского улуса Республики Саха (Якутия), лауреат Большой литературной премии России.

 

Детство

 

Родился на реке Буотама недалеко от с. Джекомда (якут. Дьэкэмдэ) Хангаласского улуса. Вырос в семье кочующего охотника-оленевода. Его родители занимали огромные территории тайги, разводили оленей, охотились  на пушных зверей, поддерживали отношения с алданскими, олекминскими эвенками, и сородичами с Амурского края. Мальчик рос в среде родного народа, в то время еще были сильны народные традиции, обычаи, сохранялся традиционный уклад жизни и хозяйства. При рождении младшего, девятого ребенка и третьего сына в семье, собравшиеся шаманы предрекли ему особенную судьбу, потому к нему относились почтительно.

Позднее у него проявились большие  способности к учебе. Активный, способный, спортивный парень был у всех на виду. Еще учась в школе, он увлекался литературой. Когда первые его пробы пера были напечатаны в районной газете, он ощутил радость и поставил перед собой цель – стать писателем.

 

Борец за права малочисленных народов Севера

 

После окончания школы его избрали освобожденным секретарем комсомольской организации района. После службы в армии поступил в

Литературный институт им.М.Горького. По возвращении на родину работал на службе городского управления Якутска. В 35 лет он был уже  помощником Председателя Верховного Совета А.Я.Овчинниковой.

Сейчас работает заместителем Председателя Правления Союза писателей Якутии.

Н. Калитин – борец за права малочисленных народов Севера. Духовный лидер эвенкийского народа. Благодаря ему, исконные земли эвенков Кангаласского улуса были признаны их собственными владениями и создан заповедник чистейшей воды Буотамы. Затем он стал частью природы Якутии,  Ленскими столбами охраняемой ЮНЕСКО. Несмотря на занятость на государственной службе Калитин творчески работал. Первая книга стихов «Таежные метки» вышла  в 1978 году, затем в печати появились «Слушая моя тайга» (1982), «Сны в инее» (1985), «Во владениях Байаная» (2004), книги рассказов

«Бултамньи» (1990), «Булчут» (1991) и повесть «Томоо» (2012).

В своих стихах он воспевает природу, тайгу, с ее обитателями, живописует картины природы. Почтительно, тепло рассказывает он о своих предках-охотниках, которые умели жить в согласии с природой, относиться к ней бережно. Мировоззрение их, верования, чистота души – дороги ему и близки. Природа для эвенков, как и других северных народов — источник жизни, во многом от ее благосостояния зависит их существование. Вся поэзия Калитина посвящена отражению жизни сородичей.

Городская жизнь также входит в его поэзию, но он тоскует по родине, своим родным. Верно, чувство вины все же отступает от сознания того, что в своем творчестве он рассказывает миру о своем народе, так увековечивает его.

 

Свой бердан на карандаш променял я…

Есть о чем мне слагать песни

И кого благодарить,

И тебе, тайга, найдется,

Чью бы песню подхватить…

 

Творческий труд для него подобен охотничьему мастерству в достижении этой высокой цели:

Достичь бы так

Своей мечты,

Найти в себе

Упорство

Идти за ней сквозь даль и близь,

В свою победу веря, —

След в след…

Упорно, как всю жизнь

Я настигаю зверя…

 

Сочетая государственную службу, общественную деятельность, он стал

профессиональным писателем. «Сбылась ли моя мечта? — пишет Николай Калитин. — Да, хотя и не стал охотником. Все святое, все светлое в жизни эвенков, их добрые обычаи, мечты, их счастье стали главной темой моего творчества».

Калитин был заведующим клубом, длительное время работал в органах местной и государственной власти — от сельсовета до Верховного Совета республики. Ныне он — вице-президент Ассоциации народов Севера Якутии.

Свои стихи впервые напечатал в 1958 году в районной газете «Знамя Советов». Первую книгу «Эркээйи» («Таежные метки») издал в 1978 году. Печатался в республиканских и центральных журналах, коллективных сборниках, «Литературной газете», еженедельнике «Литературная Россия» и других изданиях. Его произведения переводились на русский, казахский и английский языки. Н. Калитин успешно работает и в жанре прозы, пишет критические статьи.

В 2011 году стал лауреатом Большой литературной премии России.

и Государственной премии Республики Саха (Якутия).

 

 

         

 

 

 

                   «Божий Север» Николая Калитина

 

Событием в литературной жизни Якутии стало издание книги известного прозаика, поэта Николая Калитина «Божий Север». За эту книгу, состоящую из двух романов «Томмоо» и «Гром гремит» автор был удостоен «Большой литературной премии России» и Государственной премии Республики Саха (Якутия).

 

Еще в рассказах писатель отражал современную действительность, актуальные проблемы общества. Так в рассказе «Занос»  остро поставил проблему алкоголизма. Городские жители, по дороге потерпев аварию, обращаются за помощью к жителям одной деревушки. Но оказалось, что помощь нужна самим селянам. Все они спиваются и сами не могут выйти из этого состояния. Даже в заметном, казалось бы, благополучном доме, где некогда жила зажиточная семья, жизнь людей разрушена последствиями алкоголизма. Хозяин положения Митяй за свою услугу требует бутылку водки. Здесь все измеряется ею, даже его самого называют Митька-Пузырь.

Родители его были знатными охотниками, а сам он спивается, оторвавшись от своего рода. Старики признаются приезжим: «Плохо мы живем». Обычно северяне сдержанны, никогда не жалуются, но эти слова показывают всю безысходность их положения. Писатель остро показывает трагедию народа, отлученного от традиционного уклада жизни, от своего хозяйства, обычаев и культуры.

В рассказе «Охотник» главный герой был удачливым охотником, ему все завидовали. Но даже к концу земного срока, он не может открыть тайну своей удачи молодежи, в опасении, что они уничтожат всю добычу в тайге.

Его подозревают в разных, даже страшных методах. Но старик уверен, что удача приходит к тому, кто знает и любит лес, природу, повадки зверей.

Потому он не доверяет современным людям, которые относятся к природе потребительски, не знают и не ценят лесное богатство.

В рассказе «Осургинат» также нарушаются обычаи народа. Старик

Кымыыргин рад своему внуку, который должен продолжить дело предков и стать охотником. Но однажды в тайге он увидел, как тот с друзьями распиливает огромное древо, священное. Это древо – Осургинат, особенное, могучее, красивое, обладающее особой притягательной силой для птиц и зверей. Есть деревья – есть охота, есть охота – есть эвенки.

«Осургинат – основа плодородия и будущего народа, словно издавая последние вздохи и раскачивая свои ветви, прощается со светом». Это звучит трагически. Если будущее народа — молодежь так обращается со своими святынями – что ждет его?.. Есть ли у него тогда будущее, при таком отношении к законам бытия и представлениям своих предков, выработанных

веками…Рассказ глубоко философичен, заставляет задуматься над смыслом жизни.

 

                                     «Томмоо»

 

Эпиграф к роману «Томмоо» гласит «Бог создал суровый Север для всестороннего испытания человека. В этом краю люди должны беречь друг друга…чтобы выжить. Бог все видит!»

Испытаний в романах достаточно, борьба идет не на жизнь, а на смерть. Как сказано в предисловии — это романы о взаимопроникновении

и сосуществовании двух цивилизаций: техногенной и традиционной, перед которыми стоит одна проблема – обустройство и безопасность человеческого бытия.

А существование жителей севера эвенков, представленных в образе одной семьи – бедных таежников далеко не безопасно. Бабка Сэлэнгэ, старик Олломон, сын из Томмоо, собаки Качикан и Атаки кочуют, чтобы жить в этом суровом краю.

«Кочевье для лесных людей – самое важное дело со своими неписаными правилами. Здесь каждый знает, что делать. Люди громко не кричат, собаки без повода не лают, олени идут ровно. Они все знают, как долго сегодня придется идти, и до какого места протянется их путь. Видно, что любой из них бережет силы и потому идет, отсчитывая каждое движение. Бедняги…»

Такова их участь, которая  целиком зависит не только от природной среды, но и от отношения людей  друг к другу. Если обитатель тайги не позаботится о ближнем, пусть и не знакомом, или кто-то  разрушит, присвоит его добро, заготовленное для выживания, то его ждет беда, даже смерть.

Так в романе произошла трагедия семьи эвенков из-за разорения их жилища пришлыми покорителями тайги, строителями железной дороги.

«Они были готовы встретить любую стужу и зной, пургу и ливень, голод и жажду, как должное. Бывало, хищник отнимал у них всю добычу.. Но таков был суровый уклад природы. А теперь они сидели, без сил понурив головы, совершенно уничтоженные и униженные. Бедняги…»

В показе их судьбы автор полон сочувствия, пронизывающее всю ткань повествования, что  вызывает ответное чувство у читателей к этим простым и чистым душой детям природы. Тем более, что реальность сурова, даже работники милиции, призванной защищать от произвола людей, жестоки к ним. Они избили Томмоо, пришедшего к ним в надежде о помощи. Томмоо, оказавший сопротивление и убежавший от них, несправедливо оговорен и попадает в тюрьму. Однако он не сломлен, потерявший родителей в этой трагедии, он находит в себе силы спасти причинивших ему столько бед людей.

 

 

Томмоо, как  представитель народа

 

Образ Томмоо – верно собирательный, в лице его показаны лучшие представители народа, со своими представлениями о жизни: «Рожденный в лесном урочище, он с малых лет навсегда усвоил, что без тайги он никто, а она без него пуста. Высшая радость для него – во время охоты встретить в лесу человека. Будь то охотник, как и он, или просто прохожий – ему она рад будто нашел давно утраченное. Случайному гостю он говорит все хорошее, на что только способен его язык и угощает всем, что имеет. Он твердо уверен, что только так он заслужит любовь родимой тайги.

-Томмоо, только так ты сможешь остаться хозяином тайги, — словно кто-то все шепчет ему на ухо. Он думает: «Наверно, у всех лесных людей

есть такой подсказчик».

Менталитет народа, раскрывающийся в ходе повествования, оказался близок Ерофею, тоже пришлому человеку, но совсем другому, божьему человеку. Он искал свободы и добрых людей, где жизнь праведнее и лучше, потому и пришел в этот северный край.

В своем письме — завещании он просто и ясно говорит об истинах, нашедших художественное выражение  в романе:

«На белом свете все люди одинаковы. У всех народов есть хорошие и плохие, богатые и бедные».

Ерофей с эвенками жил душа в душу. Никто его не обижал, а сам он тоже не совершал грех – никому не причинял горя, потому назвал свою жизнь счастливой.

К этому, несмотря на перенесенные невзгоды и потерю родителей, приходит и Томмоо, который нашел в себе силы подняться. Вся радость жизни для него  стала – в лесу. Именно природа устами его матери остановила от  мести причинившим ему столько горя людям, которых он потом спас о гибели.

Автор не показывает только плохих или хороших. Его герои не схемы, а полнокровные, живые люди, с темными и светлыми сторонами души, независимо от национальности, профессии, местожительства. Но умеющие признавать и исправлять свои ошибки, преодолевать грехи, вовремя остановиться от непоправимых поступков и так преодолевать невзгоды, обустраивать жизнь.

Так другой строитель железной дороги Македон Иванович  — справедливый, добрый и мужественный человек  помог Томмоо. Благодаря ему, была восстановлена справедливость. И другие люди, прибывшие на стройку из разных концов страны, сурово осудили нарушителей человеческих норм поведения.

Томмоо, взамен разоренной избушки, они построили новый дом. С помощью добрых людей и сам сделав доброе дело, когда спас  погибающих людей, причинивших ему столько бед, Томмоо обрел человеческую жизнь, даже  нашел свое счастье, подругу жизни русскую, местную жительницу Матрену, Мотуу.

 

 

Божий Север

 

Известно, что в освоении Севера представителями другой цивилизации большое участие приняли сами местные жители. Именно благодаря им, были освоены  суровые края с неблагоприятным климатом. Благодаря их опыту, обычаям, человеческим качествам и целой системе знаний, направленных на сохранение жизни  на Севере, в согласии с окружающей средой – Природой были обжиты огромные просторы, спасены многие жизни. И чтобы выжить на севере, человеку необходимо придерживаться выработанных веками правил, законов, установленных свыше. В основе которых  — помощь ближнему, уважительное и бережное отношение к Природе, созданиям Божьим. Когда же человек преступает нравственные, божьи законы, начиная все разрушать, жечь леса, загрязнять реки, взрывать землю –его  неминуемо ждет возмездие в виде стихийных бед и прочих несчастий. Только в почтительном бережном отношении к Природе, ее созданиям и друг другу возможно благополучие, согласие  в мире. Это ярко и полно отражено в жизни Севера и в книге. Потому роман и называется «Божий Север».

 

                                             Гром гремит

 

«Душа каждого якута имеет шаманское начало, и у нее есть высшие покровители, которые проявляют себя при крайней опасности, угрожающей человеку. Это сила человеческого духа – сила гораздо большего воздействия, чем энергия атома. Потому что она беспредельна…»

Этот эпиграф также раскрывает значение романа «Гром гремит».

Известно, шаманы – это прежде всего хранители природы, ее тайных знаний, направленных на гармоническое единство человека – общества и природы. Это борцы со злом, в самом центре борьбы добра и зла,

и призваны помогать людям в беде. И главный герой романа Кустук Махатыров, чувствует свою ответственность, когда случилась беда после ядерного взрыва в мирных целях, и первым направился на место происшествия.

 

Надо сказать, что в Якутии не раз проводились подземные ядерные взрывы, в обстановке секретности. Происходили аварии, уничтожавшие леса, загрязнявшие реки ядерными отходами, что приносило урон здоровью живущих поблизости от мест ядерных испытаний местных жителей. Николай Калитин, смело и честно написавший об одной из аварий после подземных ядерных испытаний целую книгу,  проявил гражданский и писательский подвиг. Его герой, душой болеющий за свою родину, добровольно идет уничтожать последствия ядерных испытаний, с тем, чтобы спасти жизни других людей, оградить их от беды ядерного заражения.

Причем едет вместе с отрядом, во главе с начальником Южиным, сразу после службы в ракетной части. А дома его ждет невеста Кэски, родные. Ему остается только попрощаться с ними. Вместо радости мирной жизни он идет выполнять свой гражданский долг, чтобы спасти родную землю и родных от беды отравления и заражения ядерными отходами.

Любовь при встрече — прощании Кустука с любимой девушкой показана автором, как торжество жизни, согласно народным представлениям. Она дана, чтобы род людской на шири матушки – земли процветал и размножался, живя в достатке и радости. Недаром автор описывает любовь двоих возле могучего древа жизни Дедушки Тиит. «Это могучее древо настолько сильно вросло в почву, чтобы в любую засуху питать себя живительной влагой, так чтобы никакая буря не смогла бы его сломать. Это волшебное свойство делает его примером телесной и духовной стойкости для людей».

Только он видел, как двое влюбленных соединили свою судьбу навсегда. Кустук выражает мечту двоих: «Если у нас родится сын, по велению природы он, скорее всего, станет таким же мощным и крепким, как этот листвень… Имя его будет Тиит. Пусть он вырастет несгибаемым и волевым человеком, которому нипочем никакие потрясения».

А потрясений в романе, при случившейся  аварии, достаточно.

 

Опасные последствия

 

«Ядерный взрыв, если отнестись к его последствиям легкомысленно, может принести колоссальный вред не только человечеству, но и всему живому на планете. Проникающая радиация обладает устрашающими разрушительными свойствами, способными отравлять организмы на молекулярном уровне и передаваться из поколения в поколение. Если оставить эту проблему без внимания, можно получить вечные источники загрязнения, которые сделают нас заложниками собственной беспечности. У нас веками буду рождаться с неизлечимыми наследственными болезнями, дети — уроды с физическими и умственными недостатками, и будет это несчастье продолжаться, покуда наш народ не вымрет окончательно», — это поведал Кустуку начальник отряда по ликвидации аварии Южин, мудрый и добрый русский человек. И Кустук не мог остаться равнодушным к таким словам и пошел по пути, предначертанному судьбой. Вся семья рода Ытарча стала поспешно собирать Кустука в дорогу.

Автор по мере приближения отряда по ликвидации аварии к месту происшествия описывает страшную картину. На месте благодатных мест с целебной водой реки Джюктэ — поруганная земля, в результате добычи алмазов без необходимых соблюдения мер безопасности.

Ядовитые отходы стекают сначала в Марху, а потом растворяются в широком потоке Вилюя. Все большие и малые села вилюйских улусов расположены вдоль его берегов, откуда жители пьют эту воду. Они всегда гордились, что живы и здоровы благодаря чистоте вод своих водоемов. Но теперь вместо целебных вод – страшная мутная жижа…

Устами своих героев, автор выражает возмущение народа:

«Гляди, как загадили прекрасный горный ручей! Бог не простит им такое! Они все будут гореть адским пламенем в геене огненной! И поделом…»

На это Южин, с  совестливым, добрым отношением к людям, отвечает:

«Кустук, судя по первой гневной реакции, наши друзья будут трудиться на совесть. Это хороший признак. Кажется, у нас все получится»

Они понимают, что будет худо, если обещания устранить последствия ядерного взрыва и вернуть природе первозданный вид, окажутся пустыми.

Автор любовно описывает чудесную природу до промышленного освоения севера, и тем страшнее кажется потребительское отношение людей к ее богатствам. «До чего же человек ненасытен! Ему все надо самое лучшее! Чтобы легко и быстро добыть подземные сокровища, он разными способами сотрясает и подрывает твою сердцевину и вгрызается в твой хребет. И тогда ты выбираешь самых милосердных людей и зовешь на помощь.

Но вместе   с тем, к ним могут примкнуть те, кто в погоне за длинным рублем хочет только урвать кусок пожирнее».

 

                                 Страшная правда

 

Но Южин не скрывает от людей, ликвидаторов последствий аварии, страшную правду. «Вот это и есть то самое жерло, из которого вырвалось жуткое дыхание подземного атомного взрыва. Здесь прячется до поры до времени страшная опасность, созданная человеком.  Это разрушение – результат взрыва, заряд которого был в десять раз мощнее атомной бомбы, которая была сброшена на японский город, в конце Второй мировой войны.  Жуткая катастрофа! Самая малая оплошность может привести к колоссальным последствиям… Потомству лиц, подвергшихся радиоактивному облучению, вследствие генетических мутаций грозят тяжелые степени инвалидности, постепенная умственная и физическая деградация, бесплодие и вымирание».

Эти последствия аварии после ядерного взрыва и настигают Кустука.

Любой ядерный взрыв, даже  в мирных целях – это тяжкое испытание для человечества, природы, окружающей среды. «Умнейшие люди планеты, создавшие силу столь разрушительной мощи, обязаны были одновременно разбудить в людях чувство самосохранения», — говорит автор в своем романе, романе предупреждении, в описании  суровой реальности, страшной угрозы человечеству. «Только искренняя забота человека  о человеке может уберечь человечество от бед».

Гром гремит

 

Автор говорит о сложившейся опасной ситуации, описывая судьбу одного из главных ликвидаторов аварии Южина, его мысли по обезвреживанию источника радиации, возникший после подземного взрыва на берегу реки Марха и других происходящих событий. «Каждый год экологи, забирая пробы воды из реки Чучукана, будут горестно качать головами и ворчать: воз и ныне там! Еще говорят, что ведутся плановые дезактивационные мероприятия. А вода вся такая же опасная. Уроженцы вилюйских районов привыкнут к таким страшным понятиям, как период полураспада плутония и другим…Они с ужасом будут воспринимать вести о том, что в лесах Чучукана, исконно слывшим раем для охотников, стали массово гибнуть птицы и звери… И всякий раз и верхи и низы будут спускать всех собак на Южина, лично отвечающего за ликвидацию последствий «мирных» атомных взрывов, и скажут что он не справляется

со своими обязанностями». Так вышло, что перед людьми от лица государства ответ держит он в единственном числе. Поэтому и виноват кругом он. Злобное эхо скандала грохочет только над ним.

 

Мир без ядерных взрывов

 

Южин на собственном опыте во всех деталях знает, что происходит при ядерном взрыве. И он сделал для себя твердый вывод, что перед лицом грядущих тысячелетий использование термоядерной реакции в военных и мирных целях грубо нарушает законы сотворения мира. По его убеждению, человечество совершает страшный грех, осваивая мощь атомной энергии, хотя лучшие умы давно осознали, что делается это из-за слепой алчности, желания хоть немного попользоваться дешевой силой, которая в конечном счете может привести к полному уничтожению жизни на планете. И в нынешней ситуации остается уповать только на божье провидение…Такие ядерные взрывы, приводящие в катастрофе — угроза всему человечеству, ведь зараженные воды, птицы не знают границ, как и ветры, и могут привести к беде и в других, хоть  и отдаленных регионах.

Люди севера издавна знали, что уничтожение даже одного вида, может привести к дисбалансу, ведь в мире так устроено, что каждое божье создание создано со своей целью, и выполняет свою работу, необходимую для полноценной жизнедеятельности всей Земли. Природа севера хрупка, разрушить ее легко, а  чтобы восстановить ее уходят годы, десятилетия, века. А испытания ракет, подземные взрывы по-прежнему идут, об этом информация не всегда доступна –  гром все гремит. Особенно в наше время, когда мир раздираем противоречиями, войнами, стихийными бедствиями, страшными эпидемиями. Получается, что человечество рубит сук, на котором сидит. Если мы заботимся об окружающей среде, то любые грубые вмешательства для нее опасны, тем более ядерные испытания – просто губительны. Отдаленность расстояния не спасет, ведь воды, как и птицы, не знают границ. Тем более сейчас, когда  мир особенно хрупок, находится под угрозой третьей ядерной мировой войны. Говорить о пользе и значении таких книг не приходится. Хотелось бы верить, если есть такие герои как Южин и местный житель Кустук, этого не произойдет. Такие как они приносят себя в жертву, свою жизнь и здоровье, чтобы обезопасить других людей от бед, грозных последствий ядерных взрывов, благодаря совестливому отношению к делу:

«Мы обязаны очистить, захоронить и замуровать все, что причиняет вред экологии. В такую даль мы приехали только с такой задачей». Потому надежда все-таки есть, хотя в финале Кустук, получив смертельную дозу облучения, погибает. Но остается его сын, благословенный самим древом жизни, и Южин, который мечтает  о том, чтобы на земле никогда не было никаких последствий от ядерных взрывов, и этому посвятил свою жизнь.

Природа должна всегда оставаться чистой и здоровой, ведь если природа, окружающая среда чиста и здорова – чист и здоров человек, а значит и жизнь в благополучии. Особенно это касается северных жителей.

«Якут – дитя природы. Он имеет одну общую судьбу с родной природой. Он мудр природным умом и думает так, как думает сама природа.

Он прочно связан с тайгой, горами, реками, озерами».

Сама природа через Кустука, своего сына, пытается защитить себя.  Ведь «ядерный взрыв — это реакция распада атомов и выброса их частиц, при которой мгновенно выделяется колоссальная энергия…Эта энергия может заживо сварить живое существо и превратить в вечный источник радиоактивного заражения».

 

                        Божий дух против черной силы

 

«Эта жестокая черная сила была изобретена злым началом ради страшного греха, поэтому она несовместима со светом жизни, будущим. Желание использовать эту черную силу в так называемых мирных целях, якобы для процветания цивилизации, ведет к сокращению продолжительности жизни, деградации и уничтожению всего живого…

Мы умеем взрывать, однако в наших мозгах пока нет установки на самозащиту, аккуратность в действиях. У нас считается большим прогрессом, если удается получить выгоду ценой убитой, обезображенной окружающей среды.  Дабы избежать ответственности за преступную халатность, объясняем,  что взрывы совершаются только в мирных целях.

Да, иссушение и отравление рек, разрушение гор, затопление огромных территорий, включая деревни и поселки, продолжается. Предпочтение сиюминутного обогащения – это признак недальновидности ума. Фактически мы рубим сук, на котором сидим. А это большой грех. Человеку, как венцу божьего промысла, нужно это понимать, — говорит автор устами своего героя Южина. Сила человеческого духа — сила большего воздействия, чем энергия деления ядра атома. Потому что она бесконечна…»

Это — сила человека, движимого совестью, добром, любовью к людям и болью за свою родину, ответственностью за судьбу страны и народа. Она бесконечна и в продолжении жизни, как это показано в конце романа. Молодая мать наследника Кустука  стоит у подножия старой лиственницы с твердой верой, что древо, создание божье, защитит их от всех невзгод.

Над вершиной многовековой лиственницы блистают молнии. Гром гремит…»

Писатель, создав такой роман, не только проявил мужество, но и с честью выполнил свой гражданский и писательский долг. Ибо, как сказал другой большой писатель Иван Гоголев: «Писатель должен быть самым совестливым человеком. Долг его – говорить правду, как бы горькой она ни была, любя людей, раскрывать их пороки и недостатки, чтобы бороться с ними ради блага человека и общества».

Как показывает жизнь, история Севера, если чиста и благополучна окружающая среда, природа, как это даровано было нам свыше, по божьему промыслу —  здоров и благополучен человек. Здоровый человек, живущий в согласии с природой и по божьим законам – сильный народ, могучая страна,

крепкое государство.

 

«Сын эвенкийского народа Н.Р.Калитин- писатель и общественный, государственный деятель болен его жизненно важными проблемами, всеми своими силами служит для сохранения его и выживания,

А художественными средствами стремится донести до читателей состояние народа в современном обществе».

Варвара Окорокова. Сияние полярных огней. Якутск, Бичик, 2013.

 

Факты:

 

В основу романа «Гром гремит» положены реальные факты.

В 20 веке в 1978 году на берегу реки Мархи был произведен взрыв,  для зондирования земной коры и военных исследований. Из-за халатности специалистов «Росатома» произошла крупнейшая ядерная авария.

Вместо того, чтобы ликвидировать все страшные последствия, из-за чего погибли леса площадью более 100 гектаров, были загрязнены воды и земля, виновники в страхе уехали, наспех предприняв кое-какие меры.

Только через годы приступили к серьезной ликвидации последствий аварии. Все это держалось в секрете. Самое печальное, что люди, которые участвовали в этом, погибли и продолжают погибать.

Произошедшая трагедия касается не только  местных жителей,  но и всех жителей планеты земля, ведь все мы живем в одном, едином мире.

 

 

 

Литература:

Н.Р.Калитин Сны в инее. Стихи. — Москва, 1985;

Н.Р.Калитин.  Булчут. Рассказы на русс. и як. языках. — Якутск, 1990;

Н.Р.Калитин.  Бултамни. Рассказы на эвенкийском яз. — Красноярск, 1993.

Варвара Окорокова. Сияние полярных огней. Якутск, Бичик, 2013.

 

Божий Север/Николай Калитин.- Якутск: ОАО «Медиа-холдинг Якутия»,

2017.

 

 

 

                                         Материал подготовила Гоголева А.И,

старший научный сотрудник

Литературного музея им.П.А.Ойунского