Многогранная деятельность Н.А.Лугинова

 

Достойным преемником дела, заветов П.А.Ойунского, В.А.Протодьяконова, наших славных писателей С.П.Данилова и других, много сделавших для создания, успешной деятельности Литературного музея стал Николай Алексеевич Лугинов, народный писатель Якутии.

Он  — прозаик, драматург, народный писатель Якутии. Заслуженный работник культуры Российской Федерации. Почётный гражданин Республики Саха (Якутия) (2008).

Заслуженный деятель искусств Республики Саха (Якутия).

Вице — президент Академии духовности Республики Саха (Якутия), заместитель  председателя Всекитайского общества Лао-Цзы (2015).

Лауреат Большой литературной премии России, Союза писателей России за роман «По велению Чингисхана» (2001), Государственной премии Республики Саха (Якутия) имени П.  А.  Ойунского  (2013),  премии им. В.Я. Шишкова (2009), международной литературной премии «Алжир на перекрестках культуры», литературной премии «Алаш» Республики Казахстан, премии имени Расула Гамзатова (2013), премии «Имперская культура» имени И.Гончарова(2017).

 

Николай Алексеевич возглавляет музей с 1992 года. Имя его широко известно не только в республике, нашей стране, но и за рубежом. И благодаря его разносторонней деятельности, труду, в числе других славных деятелей культуры, литературы республики, страны, якутская литература вышла на мировой уровень.

Его романы, книги, произведения, переведенные на иностранные языки, читают в  разных странах мира. По ним ставят спектакли, снимают кино, о них много говорят, пишут – словом, произведения Н.А.Лугинова имеют большой общественный резонанс.

Слово ему:

 

«Литературный музей в эти дни отмечал свой 50 — летний юбилей. За это время снискал большое уважение учителей, студентов, учащейся молодежи, людей, которые стали нашими почетными гостями, встречи с которым мы включаем в свой план мероприятий.

Музей посещают гости не только из улусов, но и из разных стран, республик, регионов, которые интересуются нашей культурой, литературой и нашим музеем.

Время меняется и требования меняются. Если раньше работа музея строилась  только  как пропаганда творчества писателей, то теперь нужны особые научные, исследовательские изыскания, исследования, в соответствии с требованиями времени. Работники музея, научные сотрудники вынуждены заниматься глубокими исследованиями по главным направлениям литературы и творчеству, деятельности крупных писателей. Они отмечают творческие особенности каждого писателя, что нового он внес в литературу, литературный процесс, начиная с классиков якутской литературы — П.А.Ойунского  до классиков современности, которые стали мировыми знаменитостями, участвуют в современном литературном процессе, большой общероссийской литературе.

И взаимодействуют с литераторами других республик, регионов. Это дружба не только с отдельными писателями, но и с литературой, культурой вообще на основе общечеловеческих ценностей, различных взаимосвязей, с  едиными глубокими корнями. Поэтому в музее работали и работают высококвалифицированные специалисты по литературе, науке».

 

По приглашению Николая Алексеевича, как Вице — Президента Академии Духовности РС(Я), в республике побывали русские писатели Сергей Михеенков, писатель-прозаик, журналист, историк и писатель и Игорь Шумейко, журналист, кибернетик по образованию. Николая Алексеевича связывает с известными писателями давняя творческая дружба, они помогают друг другу в своей работе, в каких-то моментах консультируются, уточняют факты, перезваниваются.

 

Встречи с  известными писателями: Н.А.Лугиновым, народным писателем Якутии,  Игорем Шумейко, Сергеем Михеенков прошли в Намском улусе, в Союзе писателей Якутии, в мультимедийном парке «Россия — моя история»,  в Национальной библиотеке РС (Я) и других учреждениях республики. Мероприятия состоялись при полных залах

и показали живейший интерес публики; читатели, зрители в курсе литературного современного процесса, следят за литературными новинками, много читают и многим интересуются, особенно историей. Все с воодушевлением восприняли приезд, встречи с известными писателями.

Сергей Михеенков является автором многих книг о Великой Отечественной войне, среди них — произведения о великих маршалах Советского Союза: Жукове, Рокоссовском, Коневе. Он много работает в архивах, библиотеках, находит необходимые материалы, документы, в том числе о воинах из Якутии. В очередной своей книге  о Курской битве, которая войдет в серию «Герои великих битв», разрабатываемую издательством «Молодая гвардия», он хотел бы посвятить одну из глав якутскому снайперу Ивану Кульбертинову и в Якутии получил нужные материалы.

Писатель отметил, что это не первое его знакомство с якутской землей. Во время подготовки книги о русском путешественнике и землепроходце Семене Дежневе, он изучил множество работ местных исследователей.

Сергей Михеенков подарил музею свои труды, книги из серии «Жизнь замечательных людей» — «Жуков», «Берлин-45» и  другие, что являются ценным пособием, исследованием в изучении жизни и деятельности героических личностей страны, ее великой Истории, в особенности таких незабываемых исторических событий, как Великая Отечественная Война 1941 – 1945 гг.

 

Сам Николай Алексеевич Лугинов ведет большую работу по проекту «Неопубликованные рукописи военных лет»,  и это – особая история.

 

Напомним, что он родился 14 августа 1948 года в селе Тыайа Кобяйского улуса Якутской АССР. Окончил физико-математический факультет Якутского государственного университета, Высшие литературные курсы при Литературном институте им. А.М.Горького. Ряд лет преподавал математику в средних школах, работал инструктором Якутского ОК ВЛКСМ.  В Союз писателей СССР вступил в1979 году.

 

В  настоящее время является директором Литературного музея им. П. А. Ойунского, сопредседателем правления Союза писателей России, вице-президентом Академии духовности Республики Саха (Якутия).

Первый цикл его рассказов был опубликован в 1974 году.

В 1976 году вышла его первая книга рассказов. Автор романов «Этажи», «По велению Чингис- хана», повестей «На Сергеляхе», «Роща Нуоралджыма», «Каменный мыс», драм «Алампа, Алампа…», «Прощай», «Хуннские повести» и других произведений.

В 2009 году по книге Н.А. Лугинова «По велению Чингисхана» был снят фильм «Тайна Чингисхана».

 

Трилогии «По велению Чингисхана» Н.А.Лугинов посвятил более 10 лет своей творческой жизни. Издание ее стало большим событием в культурной и литературной жизни Якутии, России.

К исторической теме писатель обратился закономерно.

В беседе с журналисткой Еленой Степановой писатель сказал:

«Мне было 45 лет и я, предельно аполитичный и далекий от всего писатель, вдруг увидел — какая трагедия происходит вокруг. Вся моя семья связана с тем государством!

Мои дядья погибли на войне, и каждый праздник, плача, женщины говорили: «Как они там, где захоронены?» Когда наши выводили войска из Берлина, словно током ударило: как так?! Неужели мои дядья гибли зря?.. И тогда я увидел не историю разрушения государства, а восстановления, и стал писать совсем другую историю. На фоне разрухи, повального предательства, малодушия, в воображении моем обнажился героизм тех, кто создавал империю. Корни российской империи я нашел в монгольских началах, хотя они, без сомнения, глубже – в хуннском периоде».

 

Начало

 

«Все началось, — как говорит писатель, —  в далеких 1972-73 годах. Первый цикл рассказов был опубликован в журнале «Хотугу сулус».

 

Народный  писатель  Якутии  Софрон  Петрович  Данилов в свое время  увидел  в  молодом  Н.А. Лугинове  своего  преемника  и, будучи  председателем  Союза  писателей  РСФСР,  представил  его  перед  крупными  писателями России, как  писателя  большого  дарования,  назвал  его  надеждой и будущим якутской литературы.

Пророческие  слова  незабвенного  Софрона  Петровича  Данилова  сбылись:  теперь  имя  народного  писателя  Якутии  Н.А. Лугинова  звучит  далеко  за  пределами  родной  республики.

«В литературе, — говорит Николай Алексеевч, — моими первыми наставниками были признанные классики – народный поэт Якутии Кюннюк У́расты́ров, народный поэт Якутии Семен Данилов, якутский советский писатель Софрон Данилов и якутский писатель, народный поэт Якутии Иван Гоголев.

На личностное становление также оказали влияние известные люди – один из основателей математического факультета Алексеев Василий Васильевич; бывший декан физико-математического факультета, кандидат математических наук Семенов Семен Николаевич; ветеран ВОВ Асекритов Устин Маркович; первый ректор ЯГУ Мординов Авксентий Егорович; доктор исторических наук, преподаватель историко-филологического факультета ЯГУ, выдающийся историк Алексеев Егор Егорович».

 

Уже в первых произведениях Н. Лугинов показал мастерство в построении сюжета и композиции, как в повести «В роще Нуоралджима» (1979).  Молодой прозаик глазами своего героя правдиво отразил жизнь якутской деревни послевоенного периода.

В центре повести «В роще Нуоралджима» – лирический герой, мальчик, его духовная жизнь, нравственное формирование в постижении мира. Основная мысль автора – человек начинается с осознания любви к своей родине – роще Нуоралджима, коновязи — сэргэ у родного очага.

Автор раскрывает чистый, трепетный мир ребенка, открывающего мир вокруг себя. Учитель жизни в этом, таком важном периоде для каждого человека – его бабушка, самый близкий человек. Она преподает ему первые уроки нравственности, человечности, любви к родному очагу.

Бабушка в представлении героя – хранительница природы, всего земного. Она открывает ему прекрасный и таинственный мир природы, полный жизни: «Все кругом живое и каждое дерево тоже. Да не все люди помнят это». На вопрос внука — почему птицы прилетают из жарких стран на север, она говорит: «Они же здесь родились…Какая бы родина ни была, бедная или богатая, жаркая или холодная – нет без нее жизни ни человеку, ни птице…»

Благодаря бабушке юный герой понимает, что красоту надо видеть и ценить. Природа, среди которой растет он, символизирована в образе рощи Нуоралджима. Повесть полна грусти о несбывшейся мечте. У бабушки было заветное желание, чтобы у рощи Нуоралджима осели ее дети, построили себе дом, и так продолжили бы жизнь здесь, в связи поколений.

Но этой мечте не суждено было сбыться: одних сыновей отняла война, другие – далеко. Об этом напоминает только одинокая коновязь в пустынном месте, застывшая «как горестный знак памяти, как безмолвный крик о задуманном и неисполненном».

Самые большие надежды бабушка возлагает на своего внука. Хотя у повести печальный конец – бабушка умирает, но печаль эта светла – есть кому продолжить жизнь ее, продолжить нравственные заповеди предков.

Образ мудрой бабушки – олицетворение духовной красоты старшего поколения, перенесшего тяжкие испытания, каторжный труд, войну, но сохранившего силу духа, достоинство, веру в лучшее, оптимизм.

 

«Каменный мыс»

 

Следующее его произведение «Каменный мыс» — повесть в новеллах, разделенная на главы – гнезда, в каждом из которых есть свой главный герой и сюжет.  Через всю повесть проходит мысль о ценности человеческой жизни, о счастье.

Герои новелл – люди старшего поколения. Тойбол – сын эвена-охотника осел в Таас Тумусе из – за единственной в своей жизни большой любви к Даайыс, которая рано ушла из жизни. Он еще надеется, что когда-нибудь вернется к нему потерявшаяся в малолетстве дочь, которую в детстве унесло в лодке в открытое море.

Благодаря упорству, трудолюбию, смелости стал первым капитаном из юкагиров герой другой новеллы – Одон Догдоев. Он размышляет о прожитой жизни и приходит к выводу, что он был по-своему счастлив. Для него счастье – это «открыто и смело смотреть людям в глаза, жить, не зная страха и настороженности, чувствовать себя сильным и не сгибаться ни перед людьми, ни перед темными силами природы. Верить в себя тоже счастье».

Главная идея повести – любовь к Родине, родному очагу, земле пронизывает и другие произведения Лугинова.

 

В романе «Этажи» писатель поднял актуальную и важную проблему – градостроительства в условиях вечной мерзлоты. Его герои – молодые архитекторы, инженеры-проектировщики одного научно-исследовательского института — показаны в разных жизненных ситуациях. Рассказывая об их делах, мыслях, автор раскрывает перемены в сознании молодежи Якутии, их духовно-нравственные искания. Создание этого произведения  способствовало дальнейшему совершенствованию писательского мастерства автора. В полную мощь оно раскроется в других произведениях.

 

Баллада о Черном Вороне

 

В повести Н.Лугинова «Баллада о Черном Вороне» глобальное, общечеловеческое звучание обретает проблема «Человек и природа». Все в повести крупно и масштабно. Эпические образы природы названы с большой буквы – Закон Жизни, Земля – родительница, Священная Тайга, Черный Ворон,  Иччи. Эта повесть, основанная на предании о долговечности и мудрости воронов, написана в традиции жанра баллады. Философски значимы такие понятия как Закон Жизни, Иччи – хозяин.

Закон Жизни – это гармония с природой, установившаяся веками, и данная изначально. Долг Иччи – Хозяина сберечь и продолжить этот  Закон.

Поэтому рождение нового обитатели тайги ждут с нетерпением и с надеждой. Все в природе одушевлено, полно глубоким смыслом.

 

«Кустук»

 

Повесть «Кустук» по нравственно- философской проблематике близка «Балладе о Черном Вороне». Она повествует о судьбе охотничьей собаки Кустук, попавшей в чужую упряжку ездовых собак в тундре. Автор по- своему развивает приемы очеловечивания животного мира, что свойственно русской и мировой литературе, классикам — А.Чехову — «Каштанка», Джеку Лондону — «Белый клык», Г.Троепольскому  — «Белый Бим, Черное ухо».

Это позволяет ему поставить нравственно-психологические проблемы своего времени. Природа, взаимоотношения с природой показаны глазами северного человека, для которого главное – доброта, верность, преданность в дружбе. Мир Севера суров, но полон поэзии, сильных чувств.

Тундра кажется пустынной  без любви, тепла близких существ, и полной жизни, когда они рядом. В этой суровой действительности Кустук живет надеждой о возвращении к любимому хозяину в теплую избушку.

Он ведь не знает, что тот его проиграл в карты и отдал другому хозяину, жестокому и беспощадному.

Автор сумел показать в небольшом повествовании северную жизнь, со всеми ее тяготами, противоречиями, проблемами. Ее одухотворяет любовь, преданность, разрушает жестокость, предательство.

Дружба, любовь придает сил, вселяет веру, надежду, как в Кустука, для которого преданность хозяину, доброму Иччи – главное.

Так современный якутский писатель, продолжая традиции мировой гуманистической литературы, создал произведение о вере и надежде, о цене

настоящей дружбы, о смысле жизни. Он взывает к людям — надо хранить, ценить вечные ценности – дружбу, любовь, самоотверженность, жить в гармонии с природой по законам добра и милосердия – быть настоящим Иччи. Благодаря этому жизнь бесконечна, свободна, устремлена вперед:

«Вера переполняла слабеющее тело Кустука. И последним его чувством было стремление вперед, к своему предназначению. Вера не могла замерзнуть, она улетела, чтобы вселиться в другое тело и вести его к цели – конечной или бесконечной…»

 

«Алампа, Алампа…» Н.Лугинова

 

Этот спектакль по пьесе Н.Лугинова был приурочен к 100-летию со дня рождения драматурга А.И.Софронова. Театр стремился разобраться в социальном, нравственном содержании страниц  Истории Якутии второй половины 20, и первой половины 30 годов. Через образ писателя он пытался поведать историческую правду, раскрыть его роль в социальной, духовной жизни народа и отношение к нему. Через  обращение к этому пытался решить, осмыслить и современные проблемы, вопросы. Так в пьесе отразились проблемы прошлой исторический ситуации, взаимоотношения личности и масс, культурной революции, интеллигенции, администрирования в искусстве  — все то, что актуально и сейчас.

Они показаны через яркое изображение исторического смысла конкретных реалий, характеров, конфликта, сближая события прошлого и сегодняшнего дня. Две эпохи: историческая и современная соединились в одно пространственно-временное единство.

Пьеса состояла из нескольких эпизодов из жизни А.Софронова, изложенных в хронологическом порядке. В них отразились типичные явления культурной и общественной жизни Якутии того времени, роль и участие писателя, его личность.  Сквозная тема – ответственность художника перед народом, через нее раскрывается личность и время.

 

«Художественное обобщение конкретных исторических фактов, деталей до метафор, символов способствует воссозданию многоликой и противоречивой действительности. Прошлое связывается с современностью общностью проблем, конфликтов, характеров, духовностью, заложенной тогда и требующей развития, совершенствования сегодня».

А.А.Билюкина. Драматургия и театр. Литература Якутии на современном этапе 1980- 1990 годы, Якутск, 2001.

 

Работа над трилогией «Чингисхан»

 

Благодаря своему таланту, большому творческому труду, кропотливой исследовательской работе,  писатель постепенно пришел к своему главному произведению – трилогии о Чингисхане.

 

Известно, что в процессе создания художественных произведений он основывался на новые исторические работы евразийцев, известного историка-этнолога, археолога, востоковеда, писателя Льва Гумилева. А также на богатый архивный материал, предания, притчи, «На сокровенное сказание монголов» (12 век). Это позволило углубить эпический план и философское содержание книги. Этому служат и эпиграфы, взятые из трудов философов и историков разных времен и народов.

 

Масштабность трилогии

 

Трилогия отличается масштабностью, широтой проблематики.

Основа сложного сюжета  — судьба племен и народов, кочевавших в средние века в степях Средней Азии. Это – эпическое повествование о жизни создателя великой татаро-монгольской империи — Золотой Орды – Чингисхана. Его главная цель – объединение степных племен, установление мира и согласия между ними. Его действия основаны на своеобразном моральном кодексе «Ясу ЧингИсхана»: «Объединить всех может жесткий закон. Сильные духом боятся позора, слабые – наказания».

Изображение природы соответствует кочевому образу жизни степного народа, значимы образы вечного неба, степи, воды, гор.

Утверждение вечных законов природы, великой силы веры усиливает философское звучание романа. Великий хан убежден в живительной силе веры:

«Вера —  великая сила…Все святые дела берут начало от веры. Рушится вера – начинается разброд». Как отмечают исследователи, религия Великой степи- тенгрианство – явилась истоком общепризнанных мировых религий.

Главное в тенгрианстве – вера в единого бога, духовное начало. Чингисхан, веруя в единого бога, с уважением относится к другим верованиям: «Пусть каждый поклоняется своему богу-сыну, но все подчиняются единому порядку. Почему бы не вложить в эти законы все лучшее, что вынесли народы из тьмы веков».

Его названный отец Тогрул-хан глубоко уверовал в учение Иисуса Христа, в его заповеди и наставляет: «Придет день и Иисус сам призовет сердце твое».

Обдумывая пути становления джасака – единого закона жизни, Чингисхан приходит к выводу о его божественном предназначении:

«Значит, есть скрепы для закона. Есть и то, что Христос, Магомет, Будда, Тэнгри – отец – все они завещали своему творению добро, праведность, чистоту помыслов и дел. Значит, есть заповеданный свыше призыв к исполнению джасака, закона».

Идея толерантности в романе Лугинова претворяется широко, многопланово, художественно реализуясь во всем богатстве содержания произведения.

 

Философия власти

 

В романе определяется и философия власти: «Чем сильнее власть, тем спокойнее жизнь в государстве». Главная цель Чингисхана – создание Ил-улуса, на основе справедливости, «опираясь на добрую волю народов, принявших единый закон сильного правления».

В романе осмысляется и роль личности в истории, «психология власти».

«Роман о далеком историческом прошлом современен утверждением идей толерантности, веротерпимости и гуманизма.

Философия истории в трилогии Н.Лугинова приобретает широкое общечеловеческое звучание. Произведение свидетельствовало о качественно новом уровне развития исторического романа в якутской литературе»

А.Н.Мыреева. Якутский роман 70-90 годов 20 века. Новосибирск, 2014.

 

Последний роман «Время перемен» (2018), также как другие известные его произведения, повести и романы «По велению Чингисхана» (2004), «Хуннские повести» (2008),   «Восхождение» (2018), «Древние легенды» (2018), «Мать Чингисхана» (2018), также впечатляет масштабностью, широтой и глубиной мышления, познанием исторического материала, актуальностью и значимостью идей, на основе осмысления истории.

 

Интересные факты:

Наиболее счастливыми в плане народного признания Лугинов считает повести «Таас Тумус», «Кустук», «Сэргэ», «Хуннские повести» и роман «По велению Чингисхана».

Когда писателю на одной из встреч с читателями задали вопрос — легко ли жить писателю в России, он ответил, что «в современных реалиях очень трудно быть настоящим писателем. Создание благоприятной атмосферы для талантливых людей возможно только при государственной поддержке.

На развитие литературы дурно влияют погоня за рыночными интересами и желание привлечь внимание общества любым путем. В целом, на литературу воздействует вся палитра событий, которые происходят в определенное историческое время – как положительные, так и отрицательные имеют свой отзвук. Недаром не раз говорили, что литература в какой-то мере является зеркалом реальной жизни».

Писатель пожелал молодым людям любых профессий, прежде всего, стать настоящими, высокообразованными интеллектуалами, так как на фоне современного темного и необразованного мира это будет, выражаясь современным сленгом, очень круто.

Многогранная деятельность

Николай Лугинов занимается и другим важным делом — возрождением переводческой деятельности, как одним из приоритетных направлений Правления Союза писателей Якутии. Им была составлена программа «Писатели земли Олонхо», которая с 2006 года финансируется из бюджета республики.

По данной программе издаются переводы произведений не только якутских, но и русских, и писателей братских республик России и СНГ. Программа действует и расширяется, но есть и проблемы. Это связано с наличием новых переводов, не только современных писателей, но и классиков якутской литературы. Перевод – это целое искусство, необходимо соответствующее дарование, мировосприятие, знание языков и многое другое.

Издание новых переводных книг упирается на нехватку хороших переводчиков.

К тому же не всегда изданные книги доходят до нуждающихся в них читателей. По всей России сведена на нет система государственной книготорговли. Даже писатели перестали читать друг друга. Это проблема общероссийская, но ее решение определяет будущее литератур народов России.

 

Н.А.Лугинов сочетает работу в Литературном музее им.П.Ойунского в качестве директора с писательским и издательским трудом. Будучи председателем Совета по изданию книг писателей и поэтов в серии «Писатели земли Олонхо», составил программу данной серии, много лет ведет ее, к тому же много творчески работает. Так в издательстве  Кобяйской улусной газеты «Дабаан» в 2018 году вышли три его книги «Древние легенды»,  «Восхождение», «Мать Чингисхана»,  роман «Время перемен»  (изд-во СВФУ), ставшие событиями в литературной жизни республики, страны.

 

8 августа 2017 год в Пекине прошли мероприятия по российско-китайскому взаимодействию в сфере искусств и культуры под эгидой Российско-китайского Комитета дружбы, мира и развития. На Форуме по философии «Беседы о Лао- Цзы» Вице — президент Академии Духовности РС (Я) Николай Лугинов прочитал доклад «Лао- Цзы как герой нашего времени».

 

Переводчики Николая Лугинова — большие крупные писатели России — Петр Краснов,  В.Карпов, В.Крупин и другие. Они плодотворно, творчески сотрудничают с ним много лет.

 

Деятельность и творчество народного писателя Николая Лугинова – это достижение всей якутской литературы и культуры на всероссийском и международном уровне, достойный, значимый вклад в мировое культурное пространство.

 

Литература:

 

А.Н.Мыреева. Якутский роман 70-90 годов 20 века. Новосибирск, 2014.

А.А.Билюкина. Драматургия и театр. Литература Якутии на современном этапе 1980-  1990 годы, Якутск, 2001.

Литература Якутии на современном этапе. 1980- 1990 годы, Якутск, 2001.

 

Материал подготовила

старший научный сотрудник

Литературного музея им.П.А.Ойунского

А.И.Гоголева