Всемирный день писателей был учрежден членами международного конгресса ПЕН-клуба в 1986 году. Этот праздник отмечают все труженики пера: писатели, журналисты, критики, редакторы, студенты — филологи.
Литературный музей, что с гордостью носит имя выдающегося государственного, общественного деятеля, ученого, писателя П.А.Ойунского, продолжает направление великого сына якутского народа на переломе эпох, в 20 годах прошлого века, хранит его заветы.
Писатель, поэт, выдающийся государственный и общественный деятель стал национальной гордостью, эпохой в якутской литературе и искусстве. Он верил в могучую, светлую силу народного слова, образного мышления, способных преобразить человека, общество, мир к лучшему.
Семья шаманов и олонхосутов, сама творческая атмосфера обусловили близость писателя к народной культуре, духовным ценностям. С детства он пел олонхо, проникаясь магической силой слова, яркого, живого, имеющего огромное влияние на человека.
По народным поверьям, слово способно воздействовать на божественную природу, имеющую доминирующее значение в жизни северного люда. Мать-природа в созданиях художника, отражающих мировоззрение народа, есть высшее духовное начало, с едиными для всех нравственно-религиозными законами, данными человеку во благо, счастье.
Именно в детские годы в среде людей, прекрасно знающих народную поэзию и владеющих даром слова, что выражало стремления, чаяния, идеалы народа, и зародились корни его самобытного творчества. Так с годами возникла убежденность, что человек не может быть оторван от национальных традиций. Позже она проявилась в уверенности, что истоки зарождающейся якутской литературы — именно в фольклоре. На протяжении творческой жизни Ойунский художественно переосмыслял сюжеты, мотивы народной поэзии.
Расцвет творческих сил Ойунского приходится на 20-30-е годы. Он создает в это время произведения разных жанров: драматическую поэму “Красный шаман ”, драмы “Большевик”, “Туйаарыма Куо”, пересказывает олонхо “Нюргун Боотур Стремительный”, пишет рассказы “Никус Помешанный ”, “Сон Кожемяки ”, повесть “Великий Кудангса ”, поэтические сборники. Это были годы становления не только самого Ойунского, но и якутской литературы. Ее основоположниками были писатели дореволюционной поры: А. Кулаковский, В. Никифоров, А. Софронов, Н. Неустроев.
Для Ойунского 20-е годы — период интенсивного поиска способов и путей развития якутской литературы, языка и культуры народа, чему были посвящены его творчество и общественная деятельность. Он, как никто, сознавал необходимость максимального приближения зародившейся словесности к аудитории. Думается, что именно этим можно объяснить жанровое многообразие этого периода: олонхо, поэма, драматическая поэма, драма, рассказ, повесть-притча.
Поиск формы литературного произведения, наиболее близкой, народному восприятию, вел его по этому пути. Молодая письменнолитературная традиция нуждалась в дальнейшем развитии повествовательных структур. Обратившись к народному самосознанию, фольклорно-мифологической поэтике и национальному идеалу, Ойунский находит средства для создания близких народу произведений, а также и свой собственный путь.
В своих произведениях, ставших образцами художественного творчества в поэзии, прозе и драматургии, утверждая принципы народности, он выдвинул новую художественную концепцию мира и человека, обогатил якутскую литературу новыми жанрами, изобразительными средствами. В частности, ввел в якутское стихосложение силлабическую систему, строфику и рифму, создал такие жанровые формы, как повесть, драматическая поэма, социально-политическая драма, с их новыми изобразительными приемами, с новым эстетическим идеалом.
Творчество П.А. Ойунского, его научное наследие, общественная деятельность многие годы всесторонне изучаются. Однако все еще недостаточно исследованы особенности языка, стиля, образной системы поэзии и прозы. До сих пор не раскрыты в достаточной степени особенности поэтики идейного содержания и значения его сложных произведений. Некоторые из них, в том числе “Красный шаман”, “Великий Кудангса”, продолжают вызывать споры.
До недавнего времени многие литературоведы считали, что Ойунский вошел в историю якутской литературы прежде всего как революционер, соответственно и трактовали его творчество с точки зрения идейно-классовых позиций. Но сейчас, когда в стране идет сложный процесс освобождения от прежних идеалов, мы снова начинаем обращаться к истокам, корням, истинным ценностям, звучащим в живом, образном народном слове. Не сбрасывая со счетов революционно-романтический пафос его служения народу, общественной деятельности, необходима более точная оценка литературного наследия, которое основывается на традициях устной поэзии.
В своей основе творчество народа — пословицы, поговорки, легенды, олонхо, сказки — преследовало цель передачи духовных ценностей, накопленных поколениями. Они содержат сведения, отражающие постижение жизни, человека, общества, истории, не запечатленные документально.
Духовная культура народа занимала значительное место в становлении Ойунского как личности. Позже, в грозное революционное время, он воспринял богатейший опыт русской и мировой литературы. Несмотря на реакционные нападки, нигилистическое отношение некоторых литераторов-пролеткультовцев, Платон Алексеевич утверждал, что “в художественном развитии любого народа, в зарождении, становлении и расцвете его литературы, везде и всюду, первой степенью восхождения являлась народная поэзия, народный эпос ”.
Он призывал якутских писателей учиться у русских и зарубежных классиков, осваивать их опыт, в частности, опыт творческого использования родного фольклора. Его произведения и теперь яркий тому пример.
Сейчас люди страны Олонхо чтут память Ойунского не только за творческие заслуги, но и за любовь к народу в несокрушимой вере в его лучшую жизнь, в разносторонней деятельности, трудах ради этой большой и светлой цели, где большое значение имело яркое, образное Слово.