You are currently viewing Всемирный день писателя

Всемирный день писателя

Всемирный день писателей был учрежден членами международного конгресса ПЕН-клуба в 1986 году. Этот праздник отмечают все труженики пера: писатели, журналисты, критики, редакторы, студенты —  филологи.

Литературный музей, что с гордостью носит имя выдающегося государственного, общественного деятеля, ученого, писателя  П.А.Ойунского, продолжает направление великого сына якутского народа на переломе эпох, в 20 годах прошлого века, хранит его заветы.

Писатель, поэт, выдающийся государственный и общественный деятель стал национальной гордостью, эпохой в якутской литературе и искусстве. Он верил в могучую, светлую силу народного слова, образного мышления, способных преобразить че­ловека, общество, мир к лучшему.

Семья шаманов и олонхосутов, сама творческая атмосфера обусловили близость писателя к народной культуре, духовным ценностям. С детства он пел олонхо, проникаясь магической силой слова, яркого, живого, имеющего огромное влияние на человека.

По народным поверьям, слово способно воздействовать на бо­жественную природу, имеющую доминирующее значение в жизни северного люда. Мать-природа в созданиях художника, отражаю­щих мировоззрение народа, есть высшее духовное начало, с едиными для всех нравственно-религиозными законами, данными человеку во благо, счастье.

Именно в детские годы в среде людей, прекрасно знающих народную поэзию и владеющих даром слова, что выражало стремления, чаяния, идеалы народа, и зародились корни его само­бытного творчества. Так с годами возникла убежденность, что человек не может быть оторван от национальных традиций. Позже она проявилась в уверенности, что истоки зарождающейся якутской литературы — именно в фольклоре. На протяжении творческой жизни Ойунский художественно переосмыслял сюже­ты, мотивы народной поэзии.

Расцвет творческих сил Ойунского приходится на 20-30-е годы. Он создает в это время произведения разных жанров: драмати­ческую поэму “Красный шаман ”, драмы “Большевик”, “Туйаарыма Куо”, пересказывает олонхо “Нюргун Боотур Стремительный”, пишет рассказы “Никус Помешанный ”, “Сон Кожемяки ”, повесть “Великий Кудангса ”, поэтические сборники. Это были годы станов­ления не только самого Ойунского, но и якутской литературы. Ее основоположниками были писатели дореволюционной поры: А. Кулаковский, В. Никифоров, А. Софронов, Н. Неустроев.

Для Ойунского 20-е годы — период интенсивного поиска спосо­бов и путей развития якутской литературы, языка и культуры народа, чему были посвящены его творчество и общественная дея­тельность. Он, как никто, сознавал необходимость максималь­ного приближения зародившейся словесности к аудитории. Думается, что именно этим можно объяснить жан­ровое многообразие этого периода: олонхо, поэма, драматическая поэма, драма, рассказ, повесть-притча.

Поиск формы литера­турного произведения, наиболее близкой, на­родному восприятию, вел его по этому пути. Молодая письменно­литературная традиция нуждалась в дальнейшем развитии повес­твовательных структур. Обратившись к народному самосозна­нию, фольклорно-мифологической поэтике и национальному идеа­лу, Ойунский находит средства для создания близких народу про­изведений, а также и свой собственный путь.

В своих произведениях, ставших образцами художе­ственного творчества в поэзии, прозе и драматургии, утверждая принципы народности, он выдвинул новую художественную концеп­цию мира и человека, обогатил якутскую литературу новыми жан­рами, изобразительными средствами. В частности, ввел в якутское стихосложение силлабическую систему, строфику и рифму, создал такие жанровые формы, как повесть, драматичес­кая поэма, социально-политическая драма, с их новыми изобрази­тельными приемами, с новым эстетическим идеалом.

Творчество П.А. Ойунского, его научное наследие, обществен­ная деятельность многие годы всесторонне изучаются. Однако все еще недостаточно исследованы особенности языка, стиля, образной системы поэзии и прозы. До сих пор не раскрыты в дос­таточной степени особенности поэтики идейного содержания и значения его сложных произведений. Некоторые из них, в том числе “Красный шаман”, “Великий Кудангса”, продолжают вы­зывать споры.

До недавнего времени многие литературоведы считали, что Ойунский вошел в историю якутской литературы прежде всего как революционер, соответственно и трактовали его творчество с точки зрения идейно-классовых позиций. Но сейчас, когда в стране идет сложный процесс освобождения от прежних идеалов, мы снова начинаем обращаться к истокам, кор­ням, истинным ценностям, звучащим в живом, образном народ­ном слове. Не сбрасывая со счетов революционно-романтический пафос его служения народу, общественной деятельности, необхо­дима более точная оценка литературного наследия, которое ос­новывается на традициях устной поэзии.

В своей основе творчество народа — пословицы, поговорки, легенды, олонхо, сказки — преследовало цель передачи духовных ценностей, накопленных поколениями. Они содержат сведения, отражающие постижение жизни, человека, общества, истории, не запечатленные документально.

Духовная культура народа занимала значительное место в ста­новлении Ойунского как личности. Позже, в грозное революцион­ное время, он воспринял богатейший опыт русской и мировой ли­тературы. Несмотря на реакционные нападки, нигилистическое отношение некоторых литераторов-пролеткультовцев, Платон Алексеевич утверждал, что “в художественном развитии любого народа, в зарождении, становлении и расцвете его литературы, везде и всюду, первой степенью восхождения являлась народная поэзия, народный эпос ”.

Он призывал якутских писателей учиться у русских и зарубеж­ных классиков, осваивать их опыт, в частности, опыт творчес­кого использования родного фольклора. Его произведения и теперь яркий тому пример.

Сейчас люди страны Олонхо чтут память Ойунского не только за твор­ческие заслуги, но и за любовь к народу в  несокрушимой вере в его лучшую жизнь, в разносторонней деятельности, трудах ради этой большой и светлой цели, где большое значение имело яркое, образное Слово.

Loading