Все явления, создания Природы взаимосвязаны и выполняют ту или иную роль в созидании благополучной жизни. Так в песнях в живых образах рисуется взаимосвязь всех явлений.
Наступление лета начинается, по представлению наших предков, когда богиня Земли Аан Алахчын хотун и богиня милосердия – хранительница живых существ Иэйиэхсит – благословляют землю, бог грома Сюнг Дьааhын разящей молнией изгоняет с земли дьявольские силы, укрывшиеся в деревьях с изъянами.
Наступление холодов, приход зимы связаны с Ледовитым океаном, грозная владычица которого посылает на землю своих детей – духов мороза. Главным из них является страшный Бык Зимы, образ которого связан с ископаемым мамонтом. Народный певец из Сунтара В.Иванов – Мохордонов в 1938 году дал такое образное описание:
С седелкой из бурей и вьюг,
С дугой из трескучего мороза,
На буланом коне-буране,
С кортиком из крепкого сука,
С жирным куском в подмышках,
Со свежатиной большой в тороках
Месяц мой – ноябрь
С неба студеного развернулся.
Описание наступления летнего дня:
Когда на тонкой веточке
Зазвенит синичка песней,
Загорается первая заря
В темном небосклоне;
Когда над кустами тальника
Звонко зальется пичужка,
Рассеивается ночи мрак;
Когда с горки на востоке,
Радуя сердце, разнесутся
Жаворонка трели серебряные,
Восходит солнце ликуя.
Улетая осенью, птицы прощаются с родным гнездовьем с благословением.
И в грядущем,
Во все времена
Пусть все живое
Плодится здесь.
Поют не только птицы, но и деревья. Лиственница гордится тем, что является жилищем духа-хозяйки матери-земли. Береза сетует на то, что дарует кубки и чаши бытовые и ритуальные, составные части оружия и орудий труда, берестяную посуду, а неблагодарные люди все портят и превращают в хлам.
Якуты выстраивали и свои особые отношения с землей. Опыт организации земледелия у них хорошо описан в книгах коллектива авторов-потомков мастеров (кузнецов) «Хотугу тутул», Якутск, 1998 («Северный строй») и «Билгэ», Якутск, 1999 («Мудрость») на якутском языке.
Еще в 30-х годах до сплошной коллективизации, якуты жили отдельными хуторами, занимались земледелием и скотоводством, охота была подсобным промыслом. Ранней весной покосные угодья обносились изгородью, участки расчищались от ненужных кустарников, с окончанием сеноуборки проходы в изгородях открывались, чтобы на отаве мог покормиться скот.
Обеспечивали себя своим хлебом тоже вручную. Несмотря на трудности не голодали.
В наше время вряд ли можно возродить былое в полном объеме, однако, было бы очень полезно учитывать опыт поколений, учиться общению с природой.
Как сказал Е.С.Сидоров – видный ученый – исследователь:
«Никто не навязывает исповедание прежних верований и культов, но следует отказаться от бездушного нигилизма, примитивного атеизма, пересмотреть свои подходы к духовному наследию предков. Не умно объявлять все предыдущее человечество обществом темных, глупых людей, отвергать с кондачка многовековую веру любой конфессии, не находя в ней ничего ценного. Вера возникает как результат духовного опыта, результат психической деятельности, психической культуры многих поколений. В том, что вера потом становится формой идеологии, заслуга не верующих, а политиков. Не должно смущать, удивлять множество вероисповеданий: люди пытались понять, объяснить закономерности Вселенной, постичь истину, установить истоки гармонии Космоса, только пути были разными. У каждого народа, даже у каждой личности – свой путь».
Литература:
Якутские народные песни. Якутск, 1976.
Кулаковский А.Е. Научные труды, Якутск, 1979.
Е.С.Сидоров. Статьи о якутской литературе, о народной мудрости, Якутск 2004.