You are currently viewing Владимир Федоров, народный писатель Якутии о своем друге

Владимир Федоров, народный писатель Якутии о своем друге

В конце романа Е.Неймохова «Алампа: заложник вечности» представлена статья В.Н.Федорова. Народный писатель Якутии, лауреат Большой литературной премии Союза писателей России, лауреат Государственной премии РС (Я) им.П.А.Ойунского  Владимир Федоров, рассказывает о Егоре Неймохове очень тепло и искренне, как друг и соратник, подчеркивая значение личности и творчества писателя, его романа «Алампа». Писатель попросил его стать редактором русского перевода романа «Алампы», перевод с якутского языка сделал Е.Ю.Каминский.

«Мы родились с ним в самом конце марта, практически в один день, работая вместе с ним в объединенной редакции журналов «Хотугу сулус» и «Полярная звезда». Всегда отмечали свой день рождения вместе…наша дружба и традиции поздравлять друг друга в день появления на свет, осталась навсегда».

Писатель многое успел сделать в жизни, его творчество знают и любят в разных уголках республики. По читательскому признанию, стал всенародным писателем, успел завершить, несмотря на тяжелую болезнь, одну из своих самых больших и значимых работ – роман «Алампа».

Роман построен на том, как смертельно больной Анемподист Софронов в последние свои дни вспоминает свою жизнь, ее самые яркие моменты.

Читая эти строки, отмечает В.Федоров, нельзя не вспоминать самого автора, который тоже последние годы мужественно боролся с тяжелой болезнью и хорошо его понимал. Он «каждый день ходил по краю пропасти, на котором рвались снаряды» и, конечно, немало передумал о печальном финале любой человеческой жизни, не раз пережил неотвратимость и несправедливость главной трагедии нашего бытия. Вот почему так впечатляюще, просты и одновременно глубоки размышления его героя о бренности всего земного, о бесполезности, в конце концов, любого богатства и славы.

Несправедливая критика, писательские разборки, в угоду существующей тогда системы, партийного давления большевиков на писателей и прочее земное, преходящее, перед лицом Вечности отступают.

Алампа вспоминает только самое важное, светлое, набирается сил среди близких людей, своего народа и говорит ему свои прощальные последние слова: «Вот если все мы будем образованными, то, как бы не повернулась наша жизнь, при любых трудностях мы не пропадем. А насчет себя скажу вот что. В Якутске есть люди, которые считают, что я был обвинен правильно. И только здесь, на родине, в родной Татте, все от мала до велика, встречают меня с искренней радостью. Поэтому на родине я набираюсь сил, энергией, дышу ее воздухом прохладным и вкусным, как сливки, и словно весь наполняюсь живой водой бессмертия».

И он стал героем якутского народа, одним из самых почитаемых личностей в Истории Якутии, который, несмотря на невзгоды, думал  не о своем благополучии, а всего народа, старался словом и делом помочь ему в самый тяжкий период и так приближал его светлое будущее.

 «А.Софронов – одна из самых ярких и, одновременно, самых трагических фигур немногочисленной якутской интеллигенции начала прошлого века. Трудно назвать человека, с которым судьба обошлась бы столько же несправедливо. Он отдал весь свой талант, свою чуткую и ранимую поэтическую душу нарождающемуся новому обществу, развитию его культуры и литературы, отдал сердце единственно любимой, а в ответ

получил тюремный приговор, заработанную в страшной ссылке смертельную болезнь и измену жены. Такое уже несчастливое ему досталось время и место. Но, как говорится, отечество не выбирают, в нем живут и умирают.  И он сумел прожить свою жизнь с высоким достоинством, попранного несправедливостью и злом, но не согнувшегося угодливо под «ветрами перемен» человека.  Чистым и незамутненным светлое имя Алампы осталось только в незамутненной народной глубине родимых мест, куда он так стремился в последние часы, и откуда это имя всплыло и поднялось в последние десятилетия».

Верно, и сам автор роман ходил по тем же аласам, рос на берегу Алдана, где его герой пережил самые счастливые дни своей юности.

«Когда я читал слова, произнесенные Алампой со страниц романа, вслушивался в его внутренние монологи, то порой мне казалось, что я слышу голос самого Егора Неймохова. На самом деле они были чем-то похожи – Егор отличался такой же природной, свойственной по- настоящему

талантливым людям добротой, ранимостью и беззащитностью, желанием жить только творчеством, литературой и любовью к близким людям, а не политическими и писательскими баталиями, на которые оказалось так богато и время Алампы, и время Неймохова. Вот это слияние родственных душ и позволило Егору так глубоко и пронзительно показать жизнь его героя, сделать его по-настоящему человечным и близким всем нам.

Роман об Алампе – это, по сути, еще большой урок не столь

давней истории, урок справедливости и несправедливости, чуткости и черствости, правды и лжи, любви и ненависти – не только для якутского народа, но и для всех остальных народов России, для всего нашего сообщества. В первую очередь для современного, ибо людские качества,

приведшие к трагедии Анемподиста Софронова, далеко еще не изжиты. И народный писатель Егор Неймохов сумел провести этот урок нравственности для нас, своих читателей, ярко и образно, с прекрасным знанием примет и личностей того непростого времени, точной и справедливой их оценкой. Низкий поклон ему за это.

Очень жаль, что «Алампу» на русском языке прочитают уже без него, но Егор наверняка увидит множество просветленных, растроганных и благодарных лиц из своей журавлиной стаи. Может быть, Анемподист Софронов в этот момент будет рядом с ним…»

Владимир Федоров. Егор Неймохов. «Алампа: заложник вечности»

Якутск, Бичик, 2012.

                                                                                 Подготовила А.И.Гоголева

Loading