You are currently viewing В Якутске издана книга «Страшные истории, поведанные Ириной Михайловной Максимовой».

В Якутске издана книга «Страшные истории, поведанные Ириной Михайловной Максимовой».

Предисловие, составление — А.В.Решетниковой-Осаковской (ГБУ РС (Я) «Музей музыки и фольклора народов Якутии»), Якутск, 2019 год.

Эта книга повествует о жизни Ирины Михайловной Максимовой, знаменитой актрисы Саха театра и была издана к 100-летию со Дня ее рождения. Эта книга — рассказ о ее жизни, а также презентация особого жанра якутского фольклора – страшные истории. Эти истории были когда-то рассказаны когда-то внучке ее бабушкой Ириной Михайловной Максимовой.

«Сегодня, — как пишет внучка, — мы вспоминаем Ирину Михайловну как знатока особого потаенного жанра — страшных историй.

Я счастлива, мне необыкновенно повезло, что у меня была самая лучшая бабушка Ирина и самый замечательный и любящий дедушка Роман. Бабушка Ирина была предметом моего обожания».

Внучка вспоминает, что бабушка ее прекрасно шила одежду, их летней страстью была черная смородина, она была и прекрасной рукодельницей и хозяйкой, но прежде всего она была уникальна именно своей духовностью и мудростью.

Общие моменты ее мировоззрения таковы: каждый человек в этом мире – отдельная вселенная. Человека надо воспринимать таким, какой он есть сейчас. И относиться надо к каждому доброжелательно, не замышлять и не творить зла. Потому что Бог все видит и злых людей наказывает или при жизни, или после смерти.

«Она говорила, что ее род под покровительством большой силы, поэтому она до сих пор созидает счастье, и эта сила рода защитит и нас». Свой громадный жизненный опыт она передала своим потомкам, внучке и так создала ее. В свою очередь «моя задача, — отмечает внучка, — передать это всем моим детям как семейную ценность. И эти страшные истории – часть ее».

Она была творческим человеком, тонко чувствующим жизнь, ее дневную и ночную сторону, и проявляющиеся связи между ними…Она была мистиком якутской культуры, чувствовала ее динамику и эволюцию. После выхода на пенсию стала учиться биоэнергетике и бесплатно лечила людей, облегчая их боль. Она хорошо трактовала сны и научила этому внучку.

Вместе со своим супругом Романом они составляли идеальную супружескую пару, излучая энергию большой любви, которую ощущали все, кто их знал. На этот свет, что излучали они, приходили многие: гости, друзья, знакомые, родственники.

«Моя бабушка была мистик, она была необычным человеком, — подчеркивает внучка. – Из историй о необычных явлениях, приведенных в книге, половина произошла с ней».

Истории претворяются автобиографией Ирины Михайловны, повествующей о ее жизни, семье и творчестве, а также ее встречах с потусторонним. Внучка, подготовившая к изданию такую замечательную книгу, подчеркивает, что она представляет свою бабушку не только как замечательную актрису и деятеля искусства, но прежде всего – как мудрого знатока якутской старины, культуры и мистики. Это книга, составленная и сделанная с любовью – подарок всем, кто интересуется культурой, жизнью Якутии.

Предлагаем вашему вниманию отрывок одной из таких историй.

Судьбы мира

В дни зимнего солнцестояния – самые длинные ночи. В эти ночи, называемые танха, творится судьба всего мира. В это время духи, ответственные за все происходящее,

собираются вместе и решают, что случится на всей земле, в каждой ее части, в каждой деревне и городе, в каждой семье и с каждым человеком. Силы судьбы пронизывают все, что есть на земле. От них невозможно скрыться нигде, ни в этом мире, ни в другом. Ничем и никак нельзя нарушить их постановление.

Странны их собрания. Но помимо всего прочего, в собраниях сил есть одна особенность: в решениях сил судьбы утверждаются только в присутствии простого смертного. Поэтому в самые длинные зимние ночи люди старались вести себя тише, чтобы не привлечь внимания могучих, неведомых сил. Не просто свидетелю становления судеб земли хранить эту тайну всю жизнь, и ни намеком, ни взглядом не выдать ее. И великий грех падет на его голову, и на головы его родных до пятого колена, если он даже хоть чуть-чуть приоткроет эту глухую завесу.

Эту историю один из свидетелей творения судьбы рассказал только перед своей смертью. Она случилась в те далекие смутные голодные годы, когда человек должен был охотиться, чтобы найти себе пропитание.

Это человек пошел на охоту зимой. Дичи не было, и он не заметил, как зашел далеко в тайгу – в незнакомые леса, покрытые декабрьским снегом по пояс. Мертвенная белизна пика зимы задернута покровом густого тумана. Нерушимая тишина таит в себе голодную и холодную смерть всему живому. Нет места живым в этих краях. Но нашему охотнику повезло охотничий домик, заваленный снегом по самую трубу, встретился ему на пути.

Охотник откопал дверь и зашел внутрь как раз под самые сумерки. Тут же затопил печку от дров, заботливо припасенных предыдущим охотником. В камельке заполыхал огонь, осветив крохотное пространство маленького балагана. Живительное тепло окутало приятной негой усталого замерзшего охотника. Чайник вскипел. Охотник насладился горячим напитком. Он поставил вариться суп из мелко накрошенного мяса. Похлебка сварилась быстро и также быстро закончилась. Охотник сидел и глядел в огонь камелька. Огонь так уютно грел, что человек задремал. Но что-то потревожило его дрему.

Это был хруст снега от шагов человека.

«О, человек идет! А, гость! – радостно встрепенулся он.- Сейчас спрошу, что добыл и где?

Дверь отворилась и вошел человек.

Наш человек в полумраке не мог разглядеть лица гостя.

«Здравствуй! Какие новости?» — поздоровался охотник. Но гость, не отвечая на традиционное приветствие, сказал неучтивым командным тоном:

-Пошли со мной. Тебя зовут. Без тебя не начнут.

— Куда идти? – опешил охотник – Ночь. Посиди, чайку попей.

— Нет, пойдем, иначе худо будет_ — занервничал гость.

— Никуда не пойду, — обиделся охотник. – Кто ты такой? Я тебя не знаю. Уходи или садись спокойно, как нормальный человек!

Охотник так возмутился дерзким поведением гостя, что сам вспыхнул. Тот человек тут же ушел. Охотник решил, что поведение гостя было явно неучтивым.

Человек успокоился, чай попил, опять устроился и задремал.

Вдруг опять кто-то идет. Заходит тот же самый человек и с ним другой.

— Мужик, пошли с нами! Сам пойдешь или худо будет! — стали командовать и распоряжаться непонятные гости.

-Да пошли вы все! Никуда не пойду! Стрелять буду, убирайтесь! – заорал охотник.

Люди вроде испугались и ушли, угрожая:

— Нас много, мы тебя по-хорошему просили, но можем и по-плохому.

— Ходят тут всякие! – бушевал наш человек. – Лиц-то нет у вас, все ходите и ходите. Никуда не пойду!

Только успокоился, чай попил, вдруг опять послышались шаги. В этот раз вошли трое без лиц, а снаружи еще шаги слышны:

«Мужик, идешь с нами! Никаких отговорок! Много же ты себе позволяешь, смертный!»

Наш человек быстро, молча оделся и его подхватили за руки.

Охотник даже не успел сориентироваться, куда и кто его ведет, а когда опомнился, его уже стремглав тащили. Он не чувствовал ног под собой – так быстро это происходило. Он помнил только, что ночью стояла безветренная погода, но когда его несли, ветер дул очень сильный. Его несли неведомые гости через спящий ледяным сном лес, заваленный снегом.

Блистали звезды на бархате ночного неба, светила маленькая зимняя луна в прозрачном радужном ореоле своего зенита. «Полнолуние», — отметил про себя охотник. Тут лес расступился и большая лесная поляна, залитая сине-серебряным светом предстала перед ним.

Охотник понял, что его несли именно туда.

Поляна была полна странных существ, сидевших прямо на снегу, стоявших, скорчившихся вокруг костра сине-белого пламени. Спустя некоторое время глаза человека смогли видеть в призрачном свете луны и удивительного костра. Охотник с ужасом стал разглядывать, насколько позволял шок, дикое сообщество, собравшееся на странной причине на поляне…

Loading