You are currently viewing К 75-летию поэта Алексея Константиновича Михайлова.

К 75-летию поэта Алексея Константиновича Михайлова.

Владимир Санги. Предисловие к сборнику стихов Алексея Михайлова  

«Снег в Якутске», 1980 г.

      Алексей Михайлов – явление нашего времени, порождение развитой социалистической  Якутии семидесятых годов. Он – сын уже не безграмотного батрака – скотовода, как отец его отца. Он интеллигент второго поколения якутского народа. Мать его — преподаватель  русского языка и литературы, отец – финансовый работник. Алексея же, журналиста, закончившего Якутский университет, выдвигают на руководящую комсомольскую работу.

      Будучи секретарем Якутского обкома комсомола , много сил и энергии он отдает развитию молодых культурных и творческих  сил республики , сам серьезно и вдохновенно сочиняет стихи.

      Первая книга А.Михайлова «Снег» вышла в 1971 году в родном Якутске. Сборник стихов обратил на себя внимание современностью тематики, широтой поисков молодой души, неподдельностью чувств. Поэт воспел свой родной Якутск, волею времени вовлеченный в гремящие ритмы ускоренного промышленного развития; на глазах молодого поэта он превратился из провинциального, уныло деревянного городка в современный столичный город из стали и бетона.

      Молодой поэт не торопится с публикацией своих произведений, вдумчиво и взыскательно работает над словом. И спустя пять лет издает второй сборник стихов  —  «Стая белых   журавлей».

      Приметное явление наших дней — быть плоть от плоти якутом, а писать проникновенные, самобытные стихи на русском языке. Так же, как азербайджанец Чингиз Гусейнов, чукча Юрий Рытхэу, пишущие на русском. И такое явление, вовсе не означает отречение  авторов от родного языка; многие литераторы нерусского происхождения пишут прекрасные  произведения и на родном языке.

     Русскоязычность Алексея Михайлова во многом объясняется тем, что в советской многонациональной исторической общности русский язык стал международным духовным достоянием и совершенным средством общения и духовного взаимообогащения.

     Вот как на первый взгляд неожиданно, а на деле точно и философски тонко ощущает якут  Алексей  Михайлов  интернационалистскую связь русского поэтического слова со своей природной якутской сутью, когда во время привала поет в таежной избушке сурковскую «Землянку»:

Брусничный размазался сок

По краю вечернего неба.

Пылает – горит камелек ,

И верится в каждую небыль…

И голос звучит глубоко,

И тени на стенах невнятны,

И подвиги из олонхо

И зримей, и как-то понятней.

     В таком сердечном отклике – единение душ  якутов, русских и других  народов нашей страны, единение в делах не только ратных, но и нравственных, эстетических.

    И конечно же цена михайловскому стиху не в том, что он написан хорошим русским слогом, а в том, что и в русском Михайлов остается якутом, поэтом, взращенным якутской землей. Кроме трогающей сердце чистой поэзии  в его стихах явственно видна их якутская природа, якутское образное видение.

    Алексей  Михайлов  знает сильную сторону своего дарования – об этом говорит его новый, первый московский сборник стихов. Мне только остается пожелать своему якутскому товарищу  новых и постоянных успехов в таком трудном  деле – Поэзии.

***

Алексей  Михайлов.  

У человека быть должна река…

У человека быть должна река,

В которой  мамы  ловкая рука

Его купала, где сказал отец,

Увидев крепкий взмах: «Ты молодец!»

У человека быть должна река,

Где в первый раз ельца иль тугунка

Он высветил, издав победный клик,-

Чтоб жил в душе удачи этой миг.

У человека быть должна река,

Где вдруг увидеть  в свете  костерка,

Как звёзды низко, трепетно горят,

И друга взгляд — надёжный, верный взгляд.

У человека быть должна река,

Где над травой могильной бугорка

Горит пятиконечная звезда,-

Чтоб помнили мы грозные года.

У человека быть должна река,

Амур иль Волга, Лена иль Ока,

Которую  увидишь в час крутой

Пред роковой, итоговой чертой. 

***

Тихая осень.

Пустошь полей.

Над головой семь журавлей.

Дали прозрачны,

Дали чисты.

Где в этих далях затеряна ты?

Выйду на берег,

Чёрный, крутой.

Кто-то отчаянно

Машет рукой.

Кто-то кричит мне,

Слов — не понять….

…Плечи твои

Мне сейчас бы обнять.

Тихо погладить

 (Ты вся замрёшь),

Зябкого тела

Почувствовать дрожь.

И прошептать тебе

В карий прищур:

«Будь беззащитной –

Я защищу…»

Тихая осень,

Пустошь полей.

В небе растаяли

Семь журавлей.

Дали прозрачны,

Дали чисты.

Где в этих далях

Затеряна ты?…

 Литература:  Михайлов, Алексей Константинович.

Снег в Якутске : Стихи / Алексей Михайлов. — М. : Современник, 1980.– (Новинки «Современника»). Предисловие В.Санги.- с.3-4, с.40, с. 55.

Фото из фондов ЯГЛМ имени П.А. Ойунского

Loading