Само общетюркское слово «хомус» говорит о его магических свойствах. Якутское слово «хомугун» — «волшебство, колдовство, чары» исследователь Г.В.Попов возводит к древнетюркскому «ховуз» — «слово, произносимое для изгнания злого духа». Тюркское слово «хомуз/кобыз» указывает на связь инструмента с артикуляционно – голосовым аппаратом исполнителя, что обращается с просьбой о покровительстве к добрым божествам, духам. Это песня-рассказ, играя, музыкант будто напевает. Издревле северные племена перед охотой в особом магическом танце призывали удачу, подражая голосам зверей и птиц, их повадкам, чтобы задобрить духа леса Байааная. По поверьям, он особо отмечает охотников, умеющих играть на хомусе.
Шаманы, посредники между духами и людьми в сакральном действии – камлании точно перевоплощались в зверей и птиц, и через них общались с духами. Это может и большой музыкант, играющий на хомусе. Своей игрой хомусист воспевает красоту и величие природы во все времена года.
Хомус благоприятно воздействует на эмоциональное, психическое состояние человека, передавая радость, любовь и восхищение родной природой. В этом важно мастерство и магия исполнителя.
Хомус и любимый образ в произведениях якутской литературы. В фольклоре, в мифах и легендах, особенно любит игру на хомусе, как и сказки, дух охоты и тайги Баай Байанай. А.Кулаковский посвятил ему стихотворение, которое так и называется «Хомус», где говорится, что «племя белых богов сотворило в подарок людям голосистый, милый сердцу хомус». Во многих произведениях рассказывается о любви народа к хомусу, его древности.
В повести народного поэта Якутии, писателя, драматурга И. Гоголева «Я люблю вас» большое место занимают образы хомусиста и мастера кузнеца. В трилогии «Черный стерх» одному из главных героев Хабырыысу является белая удаганка Дэрийлээр и своей игрой на хомусе благословляет его.
В рассказе П. Прокопьева «Два хомуса» рассказывается о большой любви отца и матери одного солдата и символов этого — двух хомусах.
фото из интернета