You are currently viewing Красная книга древних

Красная книга древних

  • Post author:
  • Post category:Статьи

  Все, что хранит, оберегает землю,  природу, способствует гармоническому равновесию очень важно на севере. Ведь – это среда обитания, от благополучия которой зависит жизнь человека.  Люди веками создавали определенные представления, обычаи, поверья, сберегающие и сохраняющие свою обитель. Где нет ничего лишнего, бесполезного. Значит, заслуживает почтительного, бережного отношения к себе.

Так у  якутов особенно почитаются деревья, как посредники между мирами. Любимое дерево якутов  – береза. Певец Якутии Иван Гоголев  увековечил ее в своем романе «Манчаары», выразив так всеобщую народную любовь к этому благодатному дереву богов.

    «О, светлая береза! Ты счастлива ведь тоже, даруя радость, благодать земле и людям, им помогая выжить в суровом крае тяжелых, долгих зим. Из бересты твоей якутки, привычные к труду, заботам, мастерят прекрасную, разнообразную посуду для еды молочной – от малого лукошка до емкого, громоздкого сосуда. В ней так хорошо хранятся парное молоко,  сметана свежая и масло сбитое. Якутский мастер из тебя всю утварь для дома сладит, от стола на ножках трех до плоской ложки для вкусной каши саламат. Твоими ветками густыми удаганка в песнопениях протяжных мир срединный благословляет, что зовется страной всех добрых, светлых духов.

  Под кроной твоей шумящей, дарующей прохладу, тень, старец досточтимый отдыхает и вспоминает с улыбкой грустной прошедшие весенние года. У седовласой старицы, что, торопясь, выходит с берестяным ведерком к кормилицам своим смиренным – корове, лошади, тебя увидев, светлеет на душе. О, чует сердце вещее ее, что создана ты для благословений, чтобы добро и радость приносить, подмогой быть и матерям и детям, отцам почтенным, старикам и всем живущим в солнечной стране айыы.

   О, священная береза! Когда мы покидаем этот мир благословенный, домовина твоя покойна и светла, как облик вешний твой. И уходящий в последний земной путь покоится в воспоминаньях добрых. Руки на груди в молитве сложены, как будто в благодарности сердечной за жизнь под солнцем, где цвела и ты…

  О, родная береза! В колыбели твоей младенец сладко спит, лаской тихой убаюкан. Чует посланец божий твою сердечность и улыбается во сне рассветном…

  О, береза чистая! В березняках твоих сердце, радуясь, поет, вся нечисть изгоняется из них, недаром места такие называются глухим аласом, закрытым для всякой скверны.

  О, береза чудная! И корни затейливы твои, что вбирают сок сладостный земли, все ароматы цветов и трав, дерев поющих, чьи кроны стремятся к облакам. Не оттого ли узор корней твоих так сложен и причудлив, как переплетенье дорог земных, житейских. Якут-умелец его любовно переносит на рукоятку старинного ножа. И нож с такой узорной рукояткой незаменим, вынослив, крепок, подспорье верное во всем…»

Это – песнь – гимн березе, полная благодарности и признательности к ней.

Дерево шаманов считается лиственница.  А древо злых духов — мрачная, колючая ель. В олонхо, древних сказаниях –  ель корнями вверх, макушкой вниз — дьявольское дерево.

 Дерево имело огромное значение в обрядах и ритуальных принадлежностях шамана. Ветки дерева – это руки, что тянутся к небу, в мольбе о благодати людям, созданиям айыы. Корни – уходят в глубь земли, питаясь ее живительными соками. Благодаря древу он может войти в тело земли или подняться  к небесам и встать перед лицом могущественных сил природы.

 У каждого шамана было особое дерево. Самое почитаемое — «Аар-Кудук-Мас» — Священное древо. На ветвях его воспитывались души шаманов.  Из дерева изготовлялся бубен, колотушка былаайах, идолы, различные фигуры зверей и птиц. В обряде шамана применялись деревянные палки, ветки, тонкие деревья и т.д.

  Аар Кудук Мас древних сказаний олонхо – космическое мировое древо всех мифов мира. Это ось, соединяющая три мира вселенной. Нельзя  посягать на деревья без особой нужды. Особенно могучие. Непременно грянет возмездие, вплоть до смерти.

При изготовлении бубна — дунур шаман прежде всего находил предназначенное ему дерево. Найдя его, надевал на него свой кафтан и привязывал веревкой. И произносил заклинания. Только после этого он откалывал нужный кусок дерева.

  Покровитель деревьев, кормилицы тайги у северян пользуется особым почтением. В центральной Якутии, на северо-западе дух-хозяин тайги и бог охоты Байанай виделся в облике почтенного старца верхом на медведе или лосе.

Но иногда его представляли  старым могучим деревом любой породы. А также особым древом «кудук». Такое дерево долгожитель весьма почитаемо. Его оберегали. Для защиты от лесных пожаров вокруг него делали вырубку и очистку от горючего мусора.  А если дерево все-таки сгорало — это считалось худым знаком.

Нижние его ветки всегда украшали предметами домашнего обихода. От этих общесибирских украшений и берут начало салама, жертвоприношение духам местности в виде ленточек  на празднике ысыахе. И гирлянды на европейских елках. Хотя многие полагают, что первые елки пошли от шведского двора, позаимствовавшего украшения дерева от угро-финнов.

  Дерево «кудук» весьма странное.  Оно встречается среди любых пород. Необычное же потому, что как магнит притягивает к себе любую живность округи неизвестно чем. Вокруг него всегда бывает истоптано. Ветки засижены до блеска. Кора нацарапана белками, бурундуками и когтями, отметинами медведя.

  Внешних отличий у «кудук» не бывает. Охотники, почитая «кудук», не  подходят к нему, чтобы своим запахом не отпугнуть его посетителей. А если он или случайный прохожий наткнется на него, даже случайно — непременно не повезет.  Иногда настоящие охотники, даже не видя его, чуют приближение к «кудук» сами не знают как — чутьем.

  Особое значение придавали и экологии земли, месту жительства. Древние люди сильно опасались загрязненного, оттаивающего за лето грунта. Загрязнение его называли  — «дьявол  старых загрязненных усадеб и стоянок». Чем тоньше оттаивающий грунт, тем меньше людей и скота должны пользоваться им.  На нем запрещалось жить рядом двум и более семьям. Навещать этех — заброшенную усадьбу без надобности тоже нельзя было. А если люди все же приходили после долгого отсутствия в родные места, надо было непременно положить в очаг усадьбы камень со сквозной дыркой и с мольбой накормить огонь. Беда тем, кто этого не исполнит — станет жертвой черта этеха.

  Если человек на старости лет приезжал издалека — не должен был навещать этех, чтобы дьявол его не «съел».  Если человек умирал – значит, его притянула к себе родная могильная земля.

  Был запрет строить новый дом на месте любого сожженного или снесенного дома, даже хотона, загона для скота. Что весьма рационально. Ведь отрицательная энергетика, которую оставляет после себя разрушенное жилище, никак не способствует жизни, скорее наоборот.

  Для новых домов выбирали глухие, пространственно защищенные места. Чтобы меньше загрязнять жилые усадьбы и пастбища каждая семья имела самое меньшее четыре сезонных усадьбы «сурт»- осенний, весенний сурт и т.п.

Строго-настрого воспрещалось собирать вместе скот, лошадей, оленей. Чтобы их рассредоточить, применяли разные местности для оленей, скота и людей. Поэтому в древней Якутии было так мало населенных пунктов.

 Заботясь о сохранности, плодородии земель, пастбищ  якуты создали обычай «кый».   Ученый А.А.Билюкина,  считает, что этот обычай изумляет природоохранной целесообразностью и красотой. Он проводился богатыми животноводами, если скот их достигал определенного магического числа. Тогда животных отпускали на волю обратно в необжитые места. «Здесь древний животновод как бы раскаивался перед божествами за то, что он неволил и заставлял служить себе вольных созданий божеств – диких животных».

  Отгоняющими табуны или стада были мастера-заклинатели, знатоки старинных обычаев, известные своей незапятнанной репутацией. Шаманов же к этому сверхчистейшему обряду не допускали. Помощники отгоняющих проходили строгий отбор. Это были безгрешные отроки. Заклинатель от имени лошадей выражал благодарность за доброе обращение с ними.

  О богатстве богатого человека судили по тому, сколько раз совершал он этот обряд и сколько животных отпустил. Сам обряд, как пишет А.Билюкина, перестал применяться давно, до наступления века металлов. А обряд отпускания на волю одомашненных лошадей сохранился до позднего времени. Предки наши издавна знали, что чрезмерное увеличение скота на пастбище губительно для него. Потому лучший скот старались содержать в других семьях. Так человек севера заботился об экологии.  И возможно, так древние скотоводы отчитывались перед божествами за свою деятельность на земле.

  По олонхо якутов и мифам коренных народов Северо-Востока Азии, человек на срединную землю поселяется божествами с определенной целью: сохранить и приумножить богатство земли. В благодарность за это ему разрешается питаться продуктами животноводства, одеваться в их меха. Если человек допускает гибель какого-нибудь вида живого существа, божества насылают наказание в виде болезней и голода.

   Все эти представления древних о мире – это своеобразная  Красная книга, охраняющая природу и человека, предупреждающая болезни, бедствия и экологическую катастрофу.

Материалы подготовила Анна Гоголева,

старший научный сотрудник

Литературного музея им.П.А.Ойунского

Loading