11 ноября – День рождения П.А.Ойунского

Платон Алексеевич Ойунский – Слепцов (11.11.1893 – 31.10.1939)

 Выдающийся поэт, писатель, драматург, ученый, политик, мыслитель. Один из основателей не только якутской литературы, но и науки, образования, государственности Республики Саха. 

Имя его с гордостью носит Литературный музей им.П.А.Ойунского.

Платон Алексеевич  уделял особое внимание развитию литературы, языка, науки и культуры, поддержке научных сотрудников, деятелей науки, литературы, искусства — культуры республики. Он сам был кандидатом лингвистических наук, большим писателем, ученым исследователем. И дочь его Сардана Платоновна — кандидат филологических наук очень уважала, ценила работников науки, литературы, искусства, театральных деятелей.

Ведь именно они делают это большое дело.

И мы, сотрудники Литературного музея имени П.А.Ойунского, стараемся сохранять наследство писателей, пропагандировать, продолжать их дело – следуя  заветам великого сына якутского народа.

 

Старшим научным сотрудником Гоголевой А.И.была написана диссертация по жизни и творчеству П.А. Ойунского «Творчество П.А.Ойунского в 20-годы. Переход от фольклора к литературе».

К 125- юбилею П.А.Ойунского был сделан виртуальный тур по родным местам писателя Н.В.Халгаевой, Е.В.Дохунаевым и другими сотрудниками музея. Большую работу по исследованию и пропаганде якутского языка проделала и ведет старший научный сотрудник музея А.А.Кузьмина. А язык, как известно – это основа литературы, выражение менталитета народа.

Н.Е.Винокуров – Урсун – известный якутского поэт, литературовед –человек энциклопедических знаний, в своих статьях, выступлениях пропагандирует литературу, творчество якутских писателей.  Е.С.Ноговицына плодотворно работает в архивах и библиотеках, добывая необходимый материал.

Произведения народного писателя Якутии Н.А.Лугинова, директора музея –  «Кустук», «Пути небесные – пути земные», роман-трилогия «По велению Чингизхана», роман «Время перемен» и другие – известны не только в республике, России, но и за рубежом.

Его работы – весомый вклад в мировое культурное пространство.

Так претворяются в жизнь заветы Ойунского. А он утверждал:

«Наша История в том, чтобы сделать нашу литературу достоянием человечества».

Платон Алексеевич Ойунский – Слепцов (11.11.1893 – 31.10.1939)

 Поэт, писатель, драматург, ученый, политик, мыслитель. Один из основателей не только якутской литературы, но и науки, образования, государственности Республики Саха. 

Родился в Таттинском улусе. Платон был старшим сыном Алексея и Евдокии Слепцовых.

В 1910 году после успешного окончания начальной школы был направлен в Якутское городское четырехклассное учи­лище. В 1914 году поступил в учительскую семинарию. Уже в то время Пла­тон Слепцов участвует «во всех видных тайных ученических кружках и организациях». До революции вступил в созданную Ем.Ярослав­ским организацию «Юный социал-демократ».

В 1917 году был избран заместителем председателя Совета рабочих и солдатских депутатов в Якутске. Тогда и раскрылся его та­лант трибуна. Вместе с тем становится известным поэтом. Ем. Ярославский впоследствии писал: «Платон Ойунский и Максим Аммосов были лучшими ораторами из якутской молодежи, с первых же дней определившимися, как большевики, что имело громадное влияние на якутскую массу». В марте 1917 года П.А. Слепцов вместе с М.К. Ам­мосовым организовали «Союз чернорабочих якутов».

Выехал на учебу в Томск. Поступил на истори­ческое отделение Томского учительского института. В марте 1918 года был принят в члены Томской организации РКП(б). Состоял в рядах Красной гвардии, проводил выборы в Со­веты, организовывал красногвардейские отряды.

 

Поэтическое творчество Ойунского связано с его революционной и общественной деятельностью. По заданию Ем.Ярославского, он написал стихотворение «Песня труженика», ознаменовавшее собой рождение якутской советской поэзии.  Перевел на родной язык «Песню о Соколе» М.Горького, в 1919 году написал свое боевое послание другу М.К.Аммосову – «Не все ль равно?» и работал над драматической поэмой «Красный шаман», перевел «Интернационал». В поэзии его отражены все основные события революционного преобразования и социалистического строительства в Якутии.

С детства, увлекаясь олонхо, стал замечательным олонхосутом. Воссозданный им народный эпос «Нюргун Боотур Стремительный» — достояние всероссийского и мирово­го читателя. Перевод на русский язык сделал поэт В. Державин. Он также впервые дал опыт историко-этнографического изучения эпоса в статье «Якутская сказка (олонхо), ее сюжет и содержание».

25 ноября 2005 года был подписан сертификат ЮНЕСКО о провозглашении якутского героического эпоса Олонхо шедевром устного и нематериального наследия человечества и олонхо «Нюргун Боотур Стремительный» был включен в список немате­риальных культурных ценностей человечества.

Отдавал много сил и энергии развитию письменности и печати на родном языке, книгоиздательскому делу,  народному образованию, науке и культуре в республике.  На 1 Всеякутской конференции советских писателей

(1934) был избран Председателем правления Якутского отделения писателей СССР. В 1935 году в Институте национальностей при ЦИК СССР

защитил диссертацию. Будучи кандидатом лингвистических наук, стал директором созданного по его инициативе первого в республике Научно-исследовательского института языка и культуры. Велики его заслуги и в разработке проблем развития якутского литературного языка, новых форм в поэзии.

Н.Неустроев  назвал Ойунского  Певцом революционной бури.

Он принимал большое участие в установлении власти Советов в Якутии и в образовании Якутской АССР, вел большую работу по развитию наци­ональной культуры, науки, литературы. Много творчески работал, будучи крупным поэтом,  создал и свою литературную школу.

 

3 февраля 1938 П.А. Ойунский был арестован по распоряжению зам. наркома НКВД М.П. Фриновского в г. Иркутске, когда возвращался с 1-й сессии Верховного Совета СССР. Следствие велось сначала в Мо­скве. Факт ареста долго держался в секрете. На следствии в Лефорто­во инкриминировалось членство в КРО «Саха Омук», подготовившего вооруженное восстание против советской власти и террористическую деятельность против руководителей ВКП(б) и правительства к момен­ту нападения Японии на СССР (ст. 58-1, 2, 6, 7 УК РСФСР). 31 января 1939 г. П.А. Ойунский этапирован в Якутию, где на время стал главным подследственным формировавшегося «Центрального дела», охвативше­го практически всю партийную элиту Якутской АССР. Скончался в тюрьме в больнице якутской тюрьмы.

Реабилитирован 15 декабря 1955 года постановлением Прокуратуры ЯАССР.

 

Именем П.А. Ойунского названы Якутский академический драмати­ческий театр, Литературный музей и одна из улиц г.Якутска. В 1966 году учреждена Государственная премия им. П.А. Ойунского, присуждаемая за лучшие произведения литературы, искусства и архитектуры. В 1993 году — празднование 100-летия со дня рождения П. Ойунского было включено в перечень официальных событий, отмечаемых ЮНЕСКО.

125 – летний юбилей писателя стал всенародным праздником, были проведены ряд мероприятий в различных учреждениях  не только по всей республике, но и в  центральных городах страны, как дань памяти, почитания   и всеобщего признания.

П.А.Ойунский – был, есть и будет одним из самых почитаемых сынов Якутии, заслуживший это право своим самоотверженным трудом, разносторонней деятельностью на благо своего народа, республики.

 

 

Имя Платона Алексеевича Ойунского принадлежит Истории

 

«Он был достойным сыном своей эпохи: бурной и противоречивой, где шла извечная борьба Добра и Зла, где стрелки Фемиды не раз отклонялись на ту или иную сторону… Революционер, государственный и общественный деятель, ученый, классик якутской литературы  — Платон Ойунский оставил глубокий след в истории и культуре якутского народа. Жизнь его трагически оборвалась в годы сталинских репрессий. Писатель широкого диапазона – поэт-трибун, поэт-лирик, прозаик и драматург – Платон Ойунский был с раннего детства очарован богатством родного языка, юмором народа, его неуемной фантазией. Обладая прекрасной памятью, он с десяти лет сказывал олонхо, а в зрелом возрасте создал монументальное эпическое сказание «Нюргун Боотур Стремительный».

Сочетание двух качеств – сказителя и исследователя фольклора – дало прекрасные плоды, из-под пера писателя появились драматическая поэма «Красный шаман» и повесть «Улуу Кудангса». Он писал: «Каждый из нас может использовать сюжеты народных легенд и преданий двояким путем – путем художественного восприятия или путем научного записывания. Первым путем создается образ, вторым фиксируется факт».

Из легенды о шамане Добуне – защитнике обездоленных хамначчитов — батраков, родилось поэтическое, глубоко философское произведение. Начато оно было весной 1917 года молодым поэтом – романтиком, а завершено в феврале 1925 года зрелым писателем-мыслителем. Над «Красным шаманом» писатель работал 8 лет, несколько раз переделывал, оттачивая каждое слово, вводил новые персонажи, в уста которых вкладывал свои этические и философские мысли.

 

Первые песни своей драматической поэмы он прочитал весной 1917 года перед сверстниками – членами литературного кружка – и получил одобрение. И недаром своему детищу автор предпослал эпиграф – посвящение другу юности – Максиму Амосову:

 

Максим! Ты мне, как брату, говорил:

«Цени слова, не распыляй их пыл,

Не отступайся от своей мечты,

Не падай, не сдавайся, не робей!..»

 

Да будет так, как ты сказал, Максим!

Да светит свет твой над путем моим!

Перевод В.Корчагина

 

 

«Красный Шаман»  еще при жизни писателя был переведен на русский язык Алексеем Бояровым и русским поэтом —  якутянином Петром Черных — Якутским в 1928 году. Работа с предисловием переводчика, авторскими комментариями вышла отдельной книгой (Якутск,1930). Иллюстрации были сделаны художником-этнографом Михаилом Носовым.

Ее тираж составлял 3 тыс.экземпляров, но в годы репрессий книги автора были изъяты и уничтожены…

После реабилитации П.А.Ойунского «Красный шаман» в литературном переводе Валентина Кочагина вошел в «Избранное» (М., 1963), в сборники «Стихотворения» (Большая серия «Библиотеки поэта», Л., 1978) и «Стихотворения и поэмы» (М., 1993).

 

В 30- е годы «Красный шаман» вызвал много споров, автора обвиняли в мистицизме, символизме, уходе от современной действительности. Отвечая нигилистам, которые отказывались от родного фольклора, он писал: «Я уже несколько лет занимаюсь устным народным творчеством, его художественным оформлением и не откажусь от этой работы. Как бы ни шумели мои некоторые современники, воспевающие глупейшие погребальные гимны народному творчеству и прославляющие себя, как львов и орлов современности, — шум их не заставит меня бросить неоконченный мой труд по народному творчеству и не заставит меня встать на путь крикливого осуждения народного творчества».

 

«Красный шаман» — драма стихах – тойуках. Автор перед каждым действием подробно описывает фон, декорации, реквизиты, одежду и даже жесты.

По воспоминаниям  артиста Виктора Афанасьевича Саввина, он часто приходил на репетиции и давал советы по режиссуре.

 

Творчество П.А.Ойунского неразрывно связано со сценой Якутского музыкально-драматического театра. Еще при жизни писателя с большим успехом шли его историко-эпическая драма  «Большевик Басылай», романтико-поэтическая драма «Красный шаман», комедии «Захотели ребенка» и «Указ царя», в начале 1938 года состоялась премьера лиро-эпической драмы — олонхо «Туйаарыма Куо». Автор на премьере отсутствовал…

 

Платон Алексеевич Ойунский – депутат Верховного Совета СССР 1-го созыва – был репрессирован органами НКВД 3 февраля 1938 года, а премьера «Туйаарыма Куо» в постановке В.В.Местникова состоялась 23 марта того же года»!..

«Это была первая попытка, сделанная П.А.Ойунским, чтобы использовать сюжет героического эпоса якутского народа для создания сценического произведения. Впоследствии В.В.Местников по либретто драматурга С.Омоллона в марте 1940 года поставил музыкальную драму – олонхо «Нюргун Боотур Стремительный», а в 1957 году, уже как оперу».

Так, по требованию сурового времени, вместо нежной Туйаарыма Куо на сцену вышел облаченный в боевые доспехи богатырь Нюргун Боотур Стремительный – защитник людей Срединного мира. Не было радикальных изменений ни в декорациях (эскизы художника Г.М.Туралысова), ни в одежде, ни в песнопениях (монологах и диалогах) персонажей олонхо.   Вместо обычной драмы-пьесы родился новый жанр – музыкальная драма. В годы, когда имя Платона Ойунского было под запретом, звучало его слово, пела его душа!»

 

С.П.Ойунская, дочь поэта

 

Литература:

 

С.П.Ойунская. П.А.Ойунский и якутский театр.Якутск 2003.

 

 

 

ОЙУНСКАЯ Сардана Платоновна

(06.09.1934 – 13.07.2007)

  Фольклорист, литературовед, кандидат филологических наук. Член Союза писателей России. Заслуженный ветеран Сибирского отделения Академии наук. Заслуженный работник культуры РС(Я). Лауреат Государственной премии РС(Я) им. П.А. Ойунского. Почетный гражданин Таттинского улуса.

Награждена Почетными грамотами РС (Я), знаками отличия: «370 лет Якутии с Россией», «Гражданская доблесть» и другими наградами.

Родилась в Москве в семье видного государственного деятеля, основоположника якутской литературы, ученого П.А. Ойунского.

В 1962 году окончила Якутский государственный университет. Работала старшим научным сотрудником Института гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера РС(Я).

В течение многих лет занималась исследованием якутских загадок и народных поэм -тойук. В 1986 году защитила кандидатскую диссертацию на тему «Якутские загадки», за что получила большое признание и российских фольклористов.

Была составителем, автором переводов, вступительных статей, комментариев двуязычных сборников “Якутские загадки” (Якутск, 1975), “Якутские народные поэмы-тойуки” (Якутск, 1982), “Якутские сказки” (Ч.2. – Якутск, 1967), “Якутские народные песни” (Ч. 1-3. – Якутск, 1976, 1977, 1980), героического эпоса – олонхо “Кыыс Дэбилийэ” и “Модун Эр Соготох” (Новосибирск, 1993) для серии “Памятники фольклора народов Сибири и Востока”.

В 1992 г. в г. Санкт-Петербурге опубликована ее монография “Якутские народные загадки. Специфика жанра”. Данный материал послужил основой для издания в 2002 году двуязычного сборника “Якутские загадки” (Якутск, 2002), составителями которого являются С.П. Ойунская и Е.П. Чехордуна.

С 1988 года С.П. Ойунская вплотную занялась работой по исследованию и публикации наследия П.А. Ойунского. Будучи Председателем общественного фонда П. Ойунского и членом Правительственной комиссии, в 1993 году она принимала активное участие в организации и проведении юбилейных мероприятий Республики Саха (Якутия) и ЮНЕСКО (Париж), посвященных 100-летию со дня его рождения. Под ее руководством группой ученых-литературоведов в 1992-1993 гг. подготовлено к печати 3-томное собрание сочинений, куда вошли художественные произведения и научные труды П.А. Ойунского.

В 2003 году к 110-летнему юбилею П.А. Ойунского ею подготовлен к изданию, воссозданный поэтом на основе народных сказаний, эпос “Дьулуруйар Ньургун Боотур” (“Нюргун Боотур Стремительный”).

В последние годы жизни занималась изучением современной якутской прозы. Известна как автор художественных произведений. Изданы поэмы “Дойдум Таатта, дорообо!”, “Хоочугур уола Былатыан”, эссе. Впоследствии они вошли в книгу “Светлой памяти отца” (Якутск, 1999).

В своей книге «П.А.Ойунский и якутский театр», Якутск 2003 ( заметки, эссе, воспоминания) Сардана Платоновна пишет о своем отце,  о становлении якутского театра, его артистах.

Очень интересны ее воспоминания о своем детстве, когда она жила в семье двоюродного брата матери, народного артиста Якутии Виктора Афанасьевича Саввина и смотрела репетиции знаменитого эпоса «Нюргун Боотур стремительный» на сцене театра в здании бывшего кафедрального Троицкого собора. Вспоминает спектакли «Полевой цветок» и «Бахчисарайский фонтан» Бориса Асафьева, где танцевали Мария Жорницкая и Ксения Посельская…

«Это было незабываемое зрелище!.. В середине 60-х годов, многие годы спустя после первого национального балета родился сказочный «Чурумчуку Жигжита Батуева, по либретто Серафима Элляя и Марии Жорницкой. Первой исполнительницей Нюргуяны была Дина Степанова, такая нежная, лиричная…Как скоротечен на сцене век солистов балета! Но жизнь их продолжается в творческом деянии, в деле воспитания нового поколения служителей Терпсихоры…»

Сардана Платоновна прослеживает эстафету поколений – пишет об артистах Ирине Максимовой, Петре Решетникове:

«Эстафета поколений… Это преемственность, среда воспитания и гены. Эстафетную палочку служения Большому Искусству подхватила их дочь Аиза Петровна Решетникова…

У Аизы после работы над музыкой фольклора  родилась прекрасная идея – создать Музей музыки и фольклора народов Якутии. В 2001 году музей отметил свой первый юбилей – 10 лет!.. Аиза Петровна «прорубила окно в Европу» нашим солистам оперы: Альбине Борисовой, Нине Чигиревой, Анне Дьячковской, которые пели перед искушенными меломанами Италии, Франции, Швейцарии, Австрии, а затем и Японии!

Да пусть не иссякает источник новых открытий и вдохновений!»

Она с большой теплотой пишет и о театре своей юности 60-х годов, когда ряды маститых артистов пополнились молодой порослью: Аксиньей Адамовой, Александрой Ивановой, Марией Канаевой, Анной Кузьминой и другим:

«В те годы театр повернулся к современности. Но довлел общесоюзный репертуар, спускаемый «сверху», во всех театрах СССР ставились пьесы, приуроченные к юбилейным вехам страны «Незабываемый 1919-й» Всеволода Вишневского, «Человек с ружьем» и «Третья патетическая» Николая Погодина…

В середине 50-х годов были реабилитированы имена славных сынов якутского народа Платона Ойунского, Максима Аммосова, Степана Аржакова и многих других, необоснованно репрессированных тоталитарным режимом. На сцене шли спектакли патриотического содержания…

Театр 60-70 –х годов был театром Федота Потапова!.. Более двух десятков лет он являлся главным режиссером театра. Поставил сценическую лениану и сам выступал в роли вождя. Ф.Ф.Потапов был делегатом XXVсъезда КПСС. Это был его звездный час!»

Сардана Платоновна рассказывает о важных периодах драматического, музыкального театров, об артистах Анастасии Лыткиной, Зое Багынановой, Симоне Федотове, Гаврииле Колесове и многих других.

Значительно ее исследование о В.В.Никифорове-Кюлюмнюре, его пьесе «Манчаары», о книге «Якутск в былые годы ( 17-19 вв.).

С особенным почитанием пишет о режиссере Андрее Борисове, его знаменитых постановках «Желанный голубой берег мой», «Добрый человек из Сычуаня», о фестивалях, на одном из которых — «Театр и время 1987», критики и жюри высказались так: «Якутский театр развивает свою национальную культуру вместе с процессом освоения мировой культуры. Это ставит театр на большую высоту. Это большая нация, это культура мощная, духовный потенциал народа очень большой».

И устами своего отца оценивает  потенциал народа как неисчерпаемый. Это отражается, в частности, в театральном искусстве.

«В театре есть музей, который носит имя П.А.Ойунского. Хранителем его является Ефим Степанов, он собирает драгоценные реликвии: афиши, программки, письма, фотографии… У него замечательный архив».

И словно благословляет театр, как ее великий отец:

«Я верую – театру быть! Театру жить, когда есть в нем такой великий Мастер, как Андрей Борисов! Да здравствует Искусство! Да пусть будет так всегда!..

Имя Платона Ойунского носит наш национальный драматический театр. Государственная премия Республики Саха (Якутия) в области литературы и искусства по праву носит имя основоположника новой якутской литературы. Рядом с домом, где жил он долгие годы, работает Литературный музей имени Платона Алексеевича.

Мы свято чтим имя Ойунского. Последние его слова были о том, что он всегда был воином и слугой народа, останется таким навсегда и будет бороться за счастливую жизнь родной Якутии. Давайте не забудем эти слова, ибо это было правдой».

Материал подготовила А.И.Гоголева,

старший научный сотрудник

 Литературного музея им.П.А.Ойунского