Фольклор сохранил нам песни, которые пел якутский народ веками. В длинных бытовых песнях раскрывается по­вседневная жизнь и быт народа. В этих песнях жизнь людей описывается своеобразно: путем описания «жизни и деятель­ности» предметов быта (например, веника), рабочего скота и пр. Олонхо — общее название героического эпоса якутов, со­стоящего из множества больших сказаний. Средний размер их 10—15 тысяч стихотворных строк. Крупные олонхо дохо­дят до 20 и более тысяч стихотворных строк. Путем конта­минации различных сюжетов якутские олонхосуты (сказите­ли олонхо) в прошлом создавали еще более крупные олонхо, но они остались незаписанными. Якутские олонхо — эпос очень древнего происхождения. Истоки их восходят еще к тем временам, когда предки яку­тов жили на своей прежней родине и тесно общались с древними предками тюрко-монгольских народов Алтая и Саян. Об этом говорит общность сюжета олонхо с сюжетом эпоса этих народов, сходство в строе языка и лексике. В связи со сказанным необходимо отметить, что одной из главных черт олонхо как жанра является его своеобразный историзм. Олонхо задумано, создано и подается как своеоб разная история всего племени человеческого, в самом широ ком смысле этого слова — всего человеческого общества. Как рассказывают народные предания, их предки обитали далеко на юге, в степных просторах. По предположению ученых, они жили в Прибайкалье, по соседству с тюркскими, монгольски ми и тунгусо-маньчжурскими племенами. Если олонхо зародилось на юге, то там же могли взять свое начало и другие жанры народного творчества — сказки, обрядо вая поэзия, пословицы и поговорки. Об этом свидетельствует сохранившееся до нашего времени сходство отдельных мотивов, иногда и целых произведений якутов с произведениями сибир ских тюрок и монголов. Так же много сходного в мифологии, ре лигиозных представлениях, отчасти в шаманском культе.