Эта выставка – первый совместный проект Литературного музея им.П.А.Ойунского и Музея и Центра хомуса народов мира.

Музей хомуса, где собраны хомусы со всего мира, имеет большое значение не только в культурной жизни  республики, но и в разных странах.

В начале 90-х годов на основе личной коллекции хомусов Ивана Алексеева в Якутске был создан Музей хомуса народов мира. Огромный вклад в создании музея сделали участники коллектива «Алгыс» и известная хомусистка Альбина Дегтярева. В 1991 году на II Международном конгрессе «Варган: традиции и современность», куда съехались музыканты со всего мира, было принято решение создать на базе музея Международный центр хомусной (варганной) музыки. Сейчас центр имеет свои филиалы во многих странах. Благо, что Правительство республики, Министерство культуры поддержало инициативу Алексеева. Международный Центр хомусной (варганной) музыки со временем стал членом ИКОМ – Международного Совета Музеев при ЮНЕСКО. Были созданы национальные центры варгановедения: в США, во Франции, в Германии, в Австрии, Японии, в СНГ, Поволжье и Приуралье, Прибалтике и Туве. Международный Центр хомусной (варганной) музыки Музеев Хомуса (варгана) народов мира принял целевую программу на несколько лет. При совместном сотрудничестве с Парижским Музеем Человека и французским национальным Центром было спланировано создание многосерийного фильма о выдающихся варганистах мира и признанных мастерах-изготовителях музыкальных инструментов хомусного типа и много других интересных проектов.

Центр и Музей провел и ведет большую работу по пропаганде и изучению хомуса в республике и разных странах мира. В музее можно познакомиться с музыкальной духовной культурой многих народов мира, с пропагандистами, мастерами-изготовителями, исполнителями, услышать звучание каждого представленного инструмента. В фондовом зале его хранятся исторические документы, редкие материалы, литература. Среди экспонатов не только традиционные старинные хомусы, найденные при археологических раскопках, но и  современные, экспериментальные работы молодых талантливых мастеров. Все эти уникальные экспонаты, вещи – часть бережно и любовно сохраняемой древней и современной культуры разных народов, плод труда таких энтузиастов своего дела, как хомусист, ученый Иван Алексеев и многих других. Хомусная музыка, благодаря таким людям, как он, вышла в мир Востока и Запада, нашла своих друзей, единомышленников, для которых хомус не древность, а самый современный инструмент, с большими творческими возможностями.

 

 

 

Известно, что само общетюркское слово «хомус»  говорит о  магических свойствах хомуса. Недаром якутское слово «хомугун»  — «волшебство, колдовство, чары» исследователь Г.В.Попов возводит к древнетюркскому «ховуз» — «слово, произносимое для изгнания злого духа»; «ховуз огуз» — «заклинание для изгнания злого духа». Тюркское слово  «хомуз/ кобыз» указывает на связь инструмента с артикуляционно – голосовым аппаратом исполнителя, обращающегося с просьбой  о покровительстве к добрым божествам, духам. Это песня-рассказ, играя, музыкант словно напевает.

Своей игрой хомусист воспевает красоту и величие природы во все времена года: небесные огни северного сияния, лунные снега, дыхание весны в перезвоне капели, журчании талой воды, пенье птиц и листвы, в звуках рисует ее  картины, явления.

Хомус и благоприятно воздействует на эмоциональное, психическое состояние человека, передавая радость, любовь и восхищение родной природой. В этом важно мастерство и магия исполнителя.

И.Е. Алексеев  известен и как большой ученый – фонетист, крупный исследователь в области якутской филологии, автор ряда монографий: «Вопросительное предложение в якутском языке», «Побудительная фраза в якутском языке» и ряда других научных работ. Он руководил лабораторией экспериментальной лингвистики Института языка, литературы и истории Якутского научного центра АН России. С использованием разработанной методики в этой лаборатории исследуются интонационные особенности языков народностей Крайнего Севера. Со временем установились устойчивые научные, творческие связи с фонетическими центрами Санкт-Петербурга, Москвы, Алма-Аты и Минска. Современная система исследований языковых процессов органически объединяет и филологов и инженеров. Ведь в хомусном искусстве все важно, чтобы хомус пел, завораживая людей, необходимо совместная работа разных специалистов, прежде всего кузнецов. Со многими из них ученый дружит.

Хомусы всех известных якутских мастеров – кузнецов есть в коллекции Алексеева, ведь он, бывая в разных странах мира, встречаясь с разными мастерами, углубленно изучает технологические и структурные особенности якутского хомуса. В это сложное дело привлекает и разных специалистов. Так находит друзей и единомышленников, узнает много нового о любимом инструменте.

Знакомясь с хомусом, варганом в разных странах и у разных народов, ближнего и дальнего зарубежья, учитель открывает все большие возможности этого небольшого, простого с виду инструмента. Кроме технических составляющих — язычка и основания, а также качества металла, он заставляет человека работать в полную мощь. Вся палитра тонов извлекается из голосового аппарата человека, включающего в себя не только дыхательные пути, но и зубы, черепную коробку с ее полостями и еще многое, многое другое, прежде всего, душу и сердце, неповторимую индивидуальность. Таким образом, хомус и человек становятся одним целым, создавая неповторимую музыку.

Игра на хомусе, как подчеркивал якутский композитор Захар Степанов сочеталась с внутренним пением, что придавало звучанию хомуса волнующее разнообразие – пение птиц, голоса животных, журчание воды, шум волн – состояние природы, все чувства.

Благодаря творческой самоотдаче, подвижнической деятельности по возрождению хомуса, его пропаганде,  Иван Егорович вывел игру на хомусе на профессиональный уровень, музыка эта стала искусством.

Хомус для него и верный, надежный друг, он как посредник между миром природы и людьми. В песне его – огромные возможности живой песни, в передаче звуков и голосов Природы, поэзия и смысл любви, цель и содержание творчества.

 

 

Хомус в якутской литературе

 

Хомус  и любимый образ в произведениях литературы с самого зарождения литературы Якутии. Так в фольклоре, в якутских мифах и легендах, по утверждению доктора исторических наук Н.А.Алексеева, особенно любит игру на хомусе, как и сказки, дух охоты и тайги Баай Байанай. Один из зачинателей, классиков литературы Алексей Кулаковский посвятил ему стихотворение, которое так и называется «Хомус», где говорится, что «племя белых богов сотворило в подарок людям голосистый, милый сердцу хомус». Во многих произведениях рассказывается о большой любви народа к хомусу, о его глубокой древности.

В повести народного поэта Якутии, писателя, драматурга Ивана Гоголева «Я люблю вас»  большое место занимает образы молодого хомусиста и мастера кузнеца. В трилогии «Черный стерх» одному из главных героев Хабырыысу является легендарная белая удаганка Дэрийлээр и своей игрой на хомусе словно благословляет его.

В рассказе Прокопия Прокопьева «Два хомуса» рассказывается о большой любви отца и матери одного солдата, символов ее — двух хомусах.

В рассказе Ивана Данилова «Хомус» говорится о встрече старого мастера-кузнеца и молодого известного хомусиста, о том, как у маленькой девочки пробуждается любовь к хомусу. В очерках Ивана Данилова «Праздник летнего изобилия», Петра Иванова «Хомус и Иван» рассказывается о большой и разносторонней работе известного хомусиста, заслуженного работника культуры Якутской АССР, лауреата премии Якутского комсомола, доктора филологических наук Ивана Егоровича Алексеева.

 

Мастер хомуса

 

Иван Егорович Алексеев, виртуозный, самобытный мастер, сочинитель, исследователь приемов игры на хомусе, всю жизнь посвятил изучению хомуса. С ним он никогда не расставался. Постоянно изучал его свойства, открывал новые возможности. Так завоевал признание не только в Якутии, но и за ее пределами. К тому же он углубленно занимался научно-исследовательской работой в области якутской филологии, изучением интонационных особенностей  якутского литературного языка. Именно игра на хомусе привела его на этот путь, к пониманию взаимовлияния языка, интонации, артикуляции, сложных технических приемов в создании особой хомусной музыки.

Дополнительно к трем основным народным приемам игры на хомусе, ученый – музыкант открыл еще 12 звуко — изобразительных  приемов.

И такой мастер хомуса выступил, сказал свое слово на мероприятии.

 

Работы, представленные на выставке в музее,  полны красотой  природы села Черкёх и местности Дэлбэрийбит, где родился П.А.Ойунский. Автор смог это передать в кадре и донести зрителю с любовью и почитанием к природе, отчему краю великого сыны якутского народа.

«Волею Провидения  Таттинская земля стала колыбелью якутской литературы. Именно здесь, в конце XIX столетия родился П.А.Слепцов – Ойунский, А.Е.Кулаковский – Ёксёкюлээх Алексей, А.И.Софронов – Алампа, Н.Д.Неустроев – могучие столпы литературы народа саха.

Вслед за ними в литературный поток влились Д.К.Сивцев-Суорун Омоллоон, Н.Е.Мординов-Амма Аччыгыйа и С.Р.Кулачиков –Эллэй. Каждый из них оставил неизгладимый след в духовной культуре родного народа, — как сказала дочь великого Ойунского Сардана Платоновна Ойунская.

 

В мероприятии приняли участие Эркин Алексеев, известный хомусист Хомус Иван — И.Е.Алексеев, зам.директора музея Хомуса Н.Ефремов,

музыканты Алиса Савинова, Сахаайа Нохсорова, Эркин Попов, Елена Слепцова – Куорсуннаах, Саргылана Гольдерова Саргы – Куо и Елизавета Мигалкина. А также сотрудники Литературного музея Е.В.Дохунаев, Н.Халгаева и другие.