You are currently viewing Семен Данилов о Кулаковском

Семен Данилов о Кулаковском

Семен Петрович Данилов – народный поэт Якутии оставил нам статьи, теплые воспоминания о писателях в своем большом творческом наследии. Предлагаем Вашему вниманию одну из его статей об А.Е. Кулаковском – одном из основоположнике якутской литературы.

Мы у него учились

  В якутском народе он был известен под псевдонимом – Алексей, носящий имя священного орла. О его самоотверженности и одержимости как ученого и поэта было сложено немало легенд. Одну из них я услышал из уст названого брата Алексея Кулаковского, народного сказителя Уот Хойостоона.

  Однажды к Кулаковскому приехал незнакомый человек. Разговор зашел  о фольклоре, этнографии, языке.

 — В соседнем аласе у Сивцевых, — сказал собеседник Кулаковского, — остался мой попутчик, который мог бы лучше ответить на ваши вопросы.

  Алексей Елисеевич не долго думая отправляется в далекий алас, сказав домочадцам, что вернется вечером или завтра утром.

  Тот, второй человек, в свою очередь добавил:

 — Я все это не очень хорошо знаю, да и рассказчик неважный. Советую вам обратиться к тому-то и туда-то.

  Кулаковский отправляется к третьему, к четвертому и так далее. Возвратился он домой…только через три года. В таких поездках прошла вся жизнь Кулаковского.

  Сын поэта – Реас Алексеевич Кулаковский, тоже писатель, вспоминая об отце, писал, что отец редким гостем бывал в своей семье: все время находился в дальних разъездах. Кулаковский ходил пешком, ездил на оленьих или собачьих нартах, плавал на плотах, пароходах. Мужественный путешественник несколько раз тонул в бурных реках, не  один раз умирал от голода.

  Он до конца своей жизни остался верен себе. В свое последнее лето – 1926 года – он был в пути, ехал в Баку на Первый тюркологический съезд, но болезнь задержала его в Москве, где он умер.

 Поэтические произведения и научные труды А. Кулаковского сегодня представляют неотъемлемую часть современной культуры якутского народа. На тяжелое прошлое своего народа, на патриархально-феодальную отсталость дореволюционной Якутии, на «скупых богачей»  и «пьяных буржуев» — на все это современный якутский читатель во многом смотрит глазами А. Кулаковского. А поэт на свою современность смотрел глазами народа, глазами демократа и просветителя, глазами беспощадного и глубокого реалиста.

  В таких стихотворениях, как «Большая огнедышащая лодка», «Спор разума и сердца», «Благословение среднего поколения», А. Кулаковский пытался нащупать пути спасения своего вымирающего народа. Теме противоборства света и мрака, добра и зла посвящено одно из лучших творений поэта-просветителя – поэма «Дары реки» (1909). Образу вечной защитницы от врагов, кормилицы и поилицы якутов благодатной матушки-реки Лены противопоставляется в этой поэме образ зловещего и могущественного Ледовитого океана, несущего людям голод, холод, всевозможные болезни и бедствия.

  Главным поэтическим творением А. Кулаковского стала поэма «Сновидение шамана» (1910). Это его самое крупное произведение. Оно появилось в результате раздумий над важнейшими общественно-политическими проблемами современного ему мира. Эта философская поэма, написанная в начале 20 века, до сих пор не теряет свою актуальность в характеристике империалистической сущности таких капиталистических государств, как Япония, Америка, Англия…В тех частях поэмы, где поэт пытается найти пути спасения для своего народа, он видел единственный выход – в его культурном возрождении. И потому он призывал своих земляков как можно быстрее и полнее приобщаться к русской культуре, к ее великим достижениям.

  После Октябрьской революции, по свидетельству героя гражданской войны в Сибири, тогдашнего командующего революционными войсками Якутии К.К. Байкалова, А. Кулаковский сразу «стал вполне советским человеком». Самым значительным творением А. Кулаковского тех лет является большая лирическая поэма «Наступление лета». Пробуждение северной природы символизирует наступление новой жизни, возрождение родного народа. Каждая строка поэмы дышит оптимизмом, светлыми надеждами.

  Поэт говорил своим соратникам, что создание родной якуткой литературы надо начинать с перевода произведений классиков русской литературы на якутский язык. Его первым увидевшим свет произведением на якутском языке стал перевод «Клятвы демона», из поэмы М. Лермонтова «Демон». А первым сочинением, написанным еще в стенах реального училища – «Главнейшие достоинства творчества А. Пушкина»

  …Мы, якутские писатели, все прошли школу А. Кулаковского. Мы у него учились многому. Но самое главное – мы учились у него тому, как преданно служить народу своим творчеством, своей поэзией. А как заметил в свое время Некрасов «Служение народу – дело прочное».

Литература:

Семен Данилов. Поющие снега, М., Советская Россия, 1986.

                                                                           Подготовила А.И. Гоголева – к.ф.н.

Loading