Ко Дню родного языка и письменности

Предназначение С.А.Новгородова

 

С.А.Новгородов — первый ученый-лингвист, просветитель и демократ, реформатор и основоположник национальной письменности, составитель и издатель первых якутских учебников.

Среди его работ — записи и обработка фольклорных произведений, статьи:

«О происхождении якутов»; «Древний якут»; «Божества, которым поклонялись и духи, которых почитал древний якут»; «Скороговорка», «Песня о громе»;

«Основные задачи якутской интеллигенции»; «Новое издание «Краткого русско-якутского словаря» Э.К.Пекарского; «10 марта в якутском сознании»; «Деление якутских звуков»; «К вопросу о говорах в якутском языке» и многие другие.

В одной из своих статей «Основные задачи якутской интеллигенции» он пишет:

«Литература всякого рода черпает свою силу и мощь из устного творчества. Богатство народной словесности всегда успешно проектирует успешное развитие искусственной литературы.

Обращаясь к произведениям устного народного творчества, я смело могу утверждать, что они по своему содержанию и духу напоминают создания русских классиков…Это относится в особенности к большей части описаний в наших песнях и былинах (олонхо). Что касается занимательности и художественной стороны произведений нашей народной словесности, то пусть каждый из нас припомнит свое личное эстетическое наслаждение от чтения или слушания разного рода хороших образцов.

Столь неизмеримы глубина и остроумие наших пословиц… и вместе с тем сколь уморительно смешны наши скороговорки (чабыргахи), столь невероятно долги наши былины, сколь замечательны и оригинальны по форме и содержанию наши ораторские речи!..

Будучи бессилен очертить в кратких словах всю разностороннюю нашу народную словесность, скажу лишь, что является прекрасным залогом будущего развития обширной и, во всяком случае, недурной литературы, чтобы не сказать больше. А даст нам судьба в дальнейшем более подходящие условия, и у нас появится возможность оставить после себя достойные следы былого существования.

В отношении религии у нас, якутов, нет единства. Заветы старины, хотя и не очень упорно, но все же продолжают жить наряду с православием. Я разумею здесь почти падающее шаманство и прочно хранящиеся поверья разного рода. Представители же христианства, к сожалению, ограничивались одной обрядовой стороной…

Наиболее остро стоит у нас вопрос о языке, точнее о литературе…И вот подходя к национальному во всем его объеме, я вижу необходимость упорной коллективной работы в следующих направлениях:

1) в отношении упорядочения умственного и вообще духовного развития якутского народа;

2) в направлении поднятия материального благосостояния якутского народа; сюда относятся, например, великой для нас важности вопросы сельского хозяйства;

3) в отношении улучшения технических и санитарных условий помощи якутскому населению;

4) в смысле закрепления уже достигнутых нами законных прав и в направлении приобретения новых.

Для большего успеха в каждой из этих областей деятельности необходимо и как можно большее и лучшее знание по различным отраслям соответствующих наук. Недостаток последнего у отдельных работников при правильной организации коллективной деятельности не может служить поводом к слишком пессимистичным выводам: кто может дать родному племени хоть одну крупицу пользы – дай и ее. Ведь из этих крупиц может вырасти нечто большее по размеру. Этот богатый материал должен потом подвергнуться тщательной очистке от лишних примесей. Оставшееся после такого критического анализа будет представлять собой нечто ценное уже и по качеству.

Что касается правильной организации коллективной деятельности, то здесь необходимо, по возможности — верно определить, кто из участников общей работы к чему наиболее пригоден. Для осуществления этой цели весьма подходящи, например, периодические издания на якутском языке широкого направления. Они не должны быть, непременно газетой или журналом: скорее, более желательной формой их являются сборники, выходящие по мере развития работ, а не наспех к условленному сроку. В первых же периодических изданиях на якутском языке, хотя бы в сборниках, необходимо уделить достаточно места всесторонней разработке родиноведения.

Этот новый для некоторых термин требует краткого пояснения. Ревнители родиноведения в Финляндии и Польше стараются изучить метеорологию, гидрографию, орографию и геологию, флору и фауну, географию и этнографию, археологию, историю, искусства и статистику применительно к родным местам, для достижения чего они организуют экскурсии, экспедиции;

библиотеки, музеи, выставки занимаются изданием собранных материалов, программ, анкет, инструкций, ежегодных и других отчетов в специальных журналах по родиноведению, фотографическим делам, популяризацией своей деятельности на разного рода съездах, конференциях, конгрессах, собеседованиях, чтениях и прочее. Они составляют из своей среды союзы молодежи, секции любителей природы, комиссии охраны природы, комиссии непостоянных доходов, которые устраивают народные гуляния, музыкально-вокальные вечера, народные празднества с историческими шествиями и прочее.

Призываю на совместную работу образованных якутов ради общего блага своих ныне темных сородцев; этим исчерпывается моя цель, легшая в основу настоящего обращения…

Итак, дорогие собратья, побольше самой широкой работы и притом как можно более систематической!

Саха

«Якутские вопросы», 1916, 10 сентября.

Так ученый, гражданин определил задачи интеллигенции и для всего народа, своей родины. В одном из своих стихотворений он определил свое предназначение. Вот оно:

Мое предназначение

Изнутри стал волноваться я,

Снаружи содрогаться…

Постойте-ка, послушайте

Витиеватый смысл,

Диковинность – пестроту

моей речи!

Мое предназначенье,

Цель моей жизни:

Я стремлюсь-намереваюсь

Направить счастье-удачу

На бедного якута, старшие сестры!

Отваживаюсь

Довести до счастья

Страдающих соплеменников своих,

Дорогие друзья!

Святая моя мечта

Не пропадет,

Доброе мое желанье

Не разобьется,

Светлое мое желание

Станет еще прекрасней!

Пока у якута – урянхайца

Счастье не восполнится,

Торжество не наступит,

Богатство не заизобилует,

Зажиточность не распространится,

Ум-разум не удлинится…

Моя доля

Еще более улучшится,

Моя работа

Еще больше расширится,

Мои думы,

Разгораясь с каждым утром,

Крепчая с каждым днем,

Отличаясь с каждым вечером,

Еженощно будут давать благие

Результаты,

Мое стремление

Не отменится,

Мое слово ни за что не пропадет!

Архив ЯФ СО АН СССР, ф. 4, оп.9, ед.хр.28, л.26, рукопись.

 

Материал подготовила А.И.Гоголева,

старший научный сотрудник

Литературного музея им.П.А.Ойунского